Мировой судья Гошовская Д.Я. Дело № 5-36/11-2018
№ 12-6/2018
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
пос.Ягодное 05 апреля 2018 года
Судья Ягоднинского районного суда Магаданской области Токшарова Н.И.,
с участием помощника прокурора Ягоднинского района Губаева П.Е.,
рассмотрев протест заместителя прокурора Ягоднинского района Магаданской области Игумнова А.Г. на постановление мирового судьи судебного участка № 11 Ягоднинского судебного района Магаданской области от 15 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1, которым постановлено:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица начальника отдела - старшего судебного пристава Ягоднинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области ФИО1, прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в связи с отсутствием состава административного правонарушения),-
У С Т А Н О В И Л А:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 11 Ягоднинского судебного района Магаданской области от 15 марта 2018 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица начальника отдела - старшего судебного пристава Ягоднинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области ФИО1, прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в связи с отсутствием состава административного правонарушения).
С указанным постановлением не согласился заместитель прокурора Ягоднинского района, указав в протесте на то, что обжалуемое им постановление мирового судьи судебного участка № 11 по Ягоднинского судебного района Магаданской области от 15.03.2018 является незаконным и подлежит отмене. Так, требования к обращению в форме электронного документа установлены Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», где в пункте 2 статьи 7 указаны обязательные сведения, которые указывает заявитель в своем обращении, которые в обращении ФИО2, поступившем в Ягоднинский районный отдел УФССП России по Магаданской области 29.11.2017, были указаны. Требование о необходимости подписания обращения в форме электронного документа электронной цифровой подписью Федеральным законом № 59-ФЗ не установлено. Судом также указано, что в соответствии с пп. «г» п.14.12 Регламента Федеральной службы судебных приставов, утвержденного приказом ФССП России от 29.05.2012 № 256, основанием для отказа в рассмотрении интернет-обращения, помимо оснований, указанных в п.14.5 Регламента, также может являться невозможность рассмотрения обращения без необходимых документов и личной подписи (в отношении обращений, для которых установлен специальный порядок рассмотрения). Между тем, по мнению прокурора, оснований для отнесения обращения ФИО2 к обращениям, для которых установлен специальный порядок рассмотрения, у суда не имелось. Кроме этого, судом не дана оценка допущенным ФИО1 нарушениям п.15.6.14 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом Федеральной службы судебных приставов от 10.12.2010 № 682, согласно которому по каждому обращению, зарегистрированному в территориальном органе Службы, должно быть принято решение с обязательным уведомлением заявителя в течение семи дней со дня регистрации обращения. Судом не учтено, что Федеральным законом № 59-ФЗ и Инструкцией не предусматривается возможность оставления обращения без регистрации и без направления заявителю уведомления о принятом по обращению решении. В нарушении п.15.6.14 Инструкции заявителю ФИО2 в течении семи дней уведомление о принятии решения по его обращению (в том числе об оставлении без рассмотрения) не направлялось. Судом не учтено, что согласно п.15.6.1 Инструкции обращение, поступившее в Службу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Инструкцией. Обращение ФИО2 подлежало рассмотрению не в порядке предоставления государственных услуг, на что необоснованно сослался суд, а в рамках исполнения Федерального закона № 59-ФЗ. На основании изложенного просил суд постановление мирового судьи от 15.03.2018 отменить и дело направить на новое рассмотрение.
Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, потерпевший ФИО2 в судебном заседании отсутствовали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки в судебное заседание не известны.
Судом определено рассмотреть жалобу в отсутствии не явившихся лиц.
Прокурор в судебном заседании доводы протеста поддержал в полном объеме по основаниям, в нем указанным, просил постановление мирового судьи от 15.03.2018 отменить и дело направить на новое рассмотрение.
Выслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему:
В соответствии с положениями статьи 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно статьи 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:
1) обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;
2) предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
3) заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
4) жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;
5) должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.
Как следует из постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 26.02.2018, вынесенному заместителем прокурора Ягоднинского района Магаданской области Игумновым А.Г., 29.11.2017 на электронный адрес Ягоднинского районного отдела УФССП России по Магаданской области osp08@r49.fssprus.ru поступило обращение ФИО2, в котором поставлены вопросы о деятельности территориального отдела службы судебных приставов. В обращении ФИО2 указан адрес его электронной почты, на который он просит направить ответ. В течение 30 дней с момента получения заявления ФИО2, то есть до 28.12.2017, в нарушение части 1 статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ответ в адрес заявителя не подготовлен и не направлен. Срок рассмотрения обращения заявителя, в нарушение требований части 2 статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ дополнительно на 30 дней не продлевался, по состоянию на 13.02.2018 ответ в адрес заявителя не подготовлен и не направлен, что свидетельствует о нарушении установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращения гражданина должностным лицом Ягоднинского районного отдела УФССП России по Магаданской области. В соответствии с пунктом 3.5.19 должностного регламента старшего судебного пристава Ягоднинского районного отдела УФССП России по Магаданской области на ФИО1 возложена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением порядка и сроков рассмотрения обращений граждан. При таких обстоятельствах в действиях должностного лица - начальника отдела - старшего судебного пристава Ягоднинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области ФИО1 усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций.
ФИО1 с правонарушением не согласилась, собственноручно указав об этом в постановлении от 26.02.2018.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья судебного участка № 11 Ягоднинского судебного района пришла к выводу об отсутствии в действия ФИО1 вмененного ей административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом судья исходил из того, что, поскольку обращение гражданина ФИО2, поступившее 29.11.2017 на электронный адрес Ягоднинского районного отдела УФССП России по Магаданской области в форме электронного документа, электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона «Об электронной подписи» и требованиями Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» подписано не было, то исключало необходимость подготовки ответа на это обращение, в связи с чем бездействие старшего судебного пристава Ягоднинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области ФИО1 в связи с обращением ФИО2 не нарушает требований частей 1 и 4 статьи 10, части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 20 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.
В силу положений статьи 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 29.11.2017 на электронную почту Ягоднинского районного отдела УФССП России по Магаданской области osp08@r49.fssprus.ru поступило обращение ФИО2 о предоставлении информации о деятельности указанного территориального отдела.
Отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления регулируются Федеральным законом № 8-ФЗ от 09 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ) для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности;
2) государственные органы - органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации;
3) пользователь информацией - гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Пользователями информацией являются также государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляющие поиск указанной информации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
4) запрос - обращение пользователя информацией в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в государственный орган или орган местного самоуправления либо к его должностному лицу о предоставлении информации о деятельности этого органа;
5) официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления (далее - официальный сайт) - сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления. Федеральным законом может быть предусмотрено создание единого портала, на котором размещаются официальные сайты нескольких государственных органов.
На основании частей 5, 6 и 9 статьи 18 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ запрос пользователя информацией составленный в письменной форме, подлежит регистрации в течение трех дней со дня его поступления в государственный орган; подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации. Вышеприведенные требования настоящего Федерального закона к запросу в письменной форме и ответу на него применяются к запросу, поступившему в государственный орган, орган местного самоуправления по сети «Интернет», а также к ответу на такой запрос.
Статьей 20 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ установлены основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона № 8-ФЗ от 09.02.2009 информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу предоставляется в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации.
Таким образом, вышеуказанным Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ закреплена обязанность должностного лица государственного органа предоставлять ответ на запрос о деятельности этого органа независимо от того должна ли быть предоставлена такая информация заявителю (пользователю информацией) по его обращению или должно быть отказано в предоставлении информации.
Кроме этого, пунктом 15.6.14 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом ФССП России от 10.12.2010 № 682, установлено, что по каждому обращению, зарегистрированному в центральном аппарате (территориальном органе) Службы, должно быть принято одно из решений, в том числе об оставлении обращения без рассмотрения, с обязательным уведомлением заявителя в течение семи дней со дня регистрации обращения о принятом решении.
В связи с изложенным судья приходит к выводу о том, что ФИО2 обратился 29.11.2017 в Ягоднинский районный отдел УФССП России по Магаданской области о предоставлении информации о деятельности указанного территориального отдела в рамках Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ, при этом никакого ответа пользователю информацией направлено не было, в том числе и об отказе в предоставлении такой информации.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Событие, по поводу которого вынесено обжалуемое постановление мирового судьи о прекращении производства по делу об административном правонарушении, имело место 29 декабря 2018 года, в связи с чем к моменту рассмотрения дела срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности истек.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
В силу положений части 1 статьи 4.5, пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос о наличии в действиях лица состава административного правонарушения при отсутствии процессуального акта о привлечении лица к административной ответственности обсуждаться не может.
Таким образом, поскольку на момент рассмотрения данного дела в Ягоднинском районном суде срок давности привлечения ФИО1 истек, суд вышестоящей инстанции не вправе разрешать вопросы наличия либо отсутствия вины должностного лица в совершении административного правонарушения, в связи с чем оснований к пересмотру обжалуемого постановления мирового судьи от 15 марта 2018 года по доводам жалобы и материалам дела об административном правонарушении не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л А:
Постановление мирового судьи судебного участка № 11 Ягоднинского судебного района Магаданской области от 15 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1 - оставить без изменения, а протест заместителя прокурора Ягоднинского района Магаданской области Игумнова А.Г. - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, указанными в статьях 25.1-25.5.1 указанного Кодекса либо опротестовано прокурором.
Судья (подпись) Н.И.Токшарова