Судья Новикова И.В. дело № 12-403/2020
(дело № 5-3728/2020)
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Верховного Суда Республики Коми Санжаровская Н.Ю., при секретаре судебного заседания Микушевой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании 02 декабря 2020 года в городе Сыктывкаре Республики Коми протест первого заместителя прокурора города Сыктывкара Желудева Р.А. на определение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 октября 2020 года, которым
материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 возвращены в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми для устранения недостатков,
установил:
Главным специалистом – экспертом отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по Республике Коми ФИО2 21 сентября 2020 года составлен протокол об административном правонарушении № 585 по факту совершения ФИО1 административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Материалы административного дела на основании части 1 статьи 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях переданы на рассмотрение в Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
05 октября 2020 года судьей Сыктывкарского городского суда Республики вынесено определение о возвращении материалов дела об административном правонарушении административному органу для устранения недостатков, ввиду отсутствия в них надлежаще заверенной копии паспорта, либо паспортной формы в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности.
Не согласившись с указанным определением, 21 октября 2020 года административный орган направил в прокуратуру г. Сыктывкара ходатайство о принесении протеста на определение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 октября 2020 года.
30 октября 2020 года первым заместителем прокурора г. Сыктывкара Желудевым О.А. принесен протест на определение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 октября 2020 года, в котором указано на неправомерность возврата административного материала. Одновременно в протесте заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на его подачу.
При рассмотрении протеста прокурор Елфимова О.А. доводы протеста поддержала.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми, ФИО1, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения протеста, в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки суд в известность не поставили.
Учитывая надлежащее извещение административного органа, лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, явку которых обязательной не нахожу, полагаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в обоснование протеста и в обоснование заявленного ходатайства о восстановлении срока, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Из изложенного следует, что Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод в рамках конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные, пересмотр судебных постановлений вышестоящим судом является одной из гарантий права на судебную защиту.
Однако Кодекс РФ об административных правонарушениях не предусматривает возможности обжалования определений о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол. Исходя из общих принципов осуществления правосудия они могут быть обжалованы как исключающие возможность дальнейшего движения дела об административном правонарушении, поскольку их вынесение может повлечь нарушение прав на судебную защиту лиц, участвующих в деле. Пересмотр указанных определений осуществляется в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, поскольку органы и должностные лица, составившие протокол, не указаны в главе 25 Кодекса РФ об административных правонарушениях в качестве участников производства по делам об административных правонарушениях, они не обладают правом на обжалование постановлений по делу об административном правонарушении и не могут обжаловать определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, такое определение может быть обжаловано потерпевшим по делу об административном правонарушении, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том случае, когда данным определением затронуты его права. Такое определение может быть также опротестовано прокурором.
Согласно части 1 статьи 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Частью 2 статьи 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что в случае пропуска указанного срока он по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Учитывая отсутствие возможности у административного органа самостоятельного обжалования определения, а также то, что оспариваемое определение было получено административным органом 16 октября 2020 года, ходатайство о принесении протеста 21 октября 2020 года, принесение протеста 30 октября 2020 года, полагаю возможным восстановить срок на подачу протеста.
Порядок подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении определен положения статьи 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена возможность при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении вынесения определения о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела, либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Возвращая протокол об административном правонарушении № 585 от 21 сентября 2020 года со всеми приложенными к нему материалами, судья городского суда указал на отсутствие надлежащим образом заверенной копии паспорта, либо паспортной формы в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности.
Анализируя представленные в распоряжение суда материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу, что приведенные в определении судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 октября 2020 года в качестве недостатков материала восполнимы, и не могли являться основанием для возврата материала.
Из указанного протокола следует, что он составлялся в присутствии ФИО1, личность которой установлена должностным лицом административного органа, содержит в себе данные, позволяющие идентифицировать лицо, в отношении которого он составлен, в том числе паспортные и не является недостатком, который не может быть восполнен при рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, прихожу к выводу, что достаточных оснований к возвращению протокола со всеми материалами у судьи городского суда не имелось, в связи с чем определение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 октября 2020 года подлежит отмене, а протокол об административном правонарушении с приложенными с нему материалами в отношении ФИО1 - направлению в тот же суд на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
восстановить первому заместителю прокурора города Сыктывкара Желудеву Р.А. срок на принесение протеста.
Протест первого заместителя прокурора города Сыктывкара Желудева Р.А. удовлетворить.
Определение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 октября 2020 года о возвращении материалов дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми – отменить.
Протокол об административном правонарушении № 585 от 21 сентября 2020 года с приложенными к нему материалами в отношении ФИО1 возвратить в Сыктывкарский городской суд Республики Коми на новое рассмотрение.
Судья Н.Ю. Санжаровская