ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-388/2023 от 27.07.2023 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Мировой судья Дресвянникова А.С. Дело №12-475/2023

(№5-388/2023)

УИД 18MS0022-01-2023-000931-47

Р Е Ш Е Н И Е

27 июля 2023 года г. Ижевск УР

Судья Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Михалева И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - заместителя начальника отдела государственного контроля (надзора), охраны и мониторинга объектов животного мира, организации и регулирования рыболовства управления охраны и использования объектов животного мира Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского района г. Ижевска от 31 мая 2023 г. (в полном объеме изготовлено 02 июня 2023 года) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 19.6.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского района г. Ижевска УР от 31 мая 2023 г. (в полном объеме изготовлено 02 июня 2023 года) должностное лицо –заместитель начальника отдела государственного контроля (надзора), охраны и мониторинга объектов животного мира, организации и регулирования рыболовства управления охраны и использования объектов животного мира Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики Г.В.ИБ. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.6.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.

Г.В.ИБ. обратился в суд с жалобой на указанное выше постановление. В жалобе ссылается на то, что он не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, поскольку с приказом Минприроды УР от 03.11.2022г. № 1181 он знаком не был, о том, что является лицом, ответственным за внесение информации в автоматизированную систему «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» не знал. Считает, что если он проводил профилактический визит и на него зарегистрирована ЭЦП, то не может однозначно являться субъектом правонарушения, поскольку на работу в системе ЕРКНМ был уполномочен не он один.В связи с чем, просит отменить постановление мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского района г.Ижевска УР от 03.05.2023 года, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании помощник Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора УР Лукин И.С. представил письменный отзыв на жалобу, согласно которому считает, что жалоба ФИО1 является необоснованной и просит отказать в ее удовлетворении, решение мирового судьи просит оставить без изменения.

Г.В.ИБ. в судебном заседанииподдержал доводы жалобы, но не отрицал факт того, что именно он проводил профилактические мероприятия, а затем именно он предпринимал попытки внесения в единый реестр сведений о профилактических мероприятиях, но в связи с техническим сбоем в системе ФГИС «ЕРКНМ» сделать это не представилось возможным.

Выслушав Г.В.ИВ., помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд находит постановление законным и обоснованным и оснований для его отмены не усматривает.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Часть 3 ст. 19.6.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных корпораций, публично-правовых компаний, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, наделенных полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в невнесении информации о проверке в единый реестр проверок или информации о профилактическом мероприятии, контрольном (надзорном) мероприятии в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, либо в нарушении два и более раза в течение одного года сроков внесения информации о проверке в единый реестр проверок или информации о профилактическом мероприятии, контрольном (надзорном) мероприятии в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, либо во внесении два и более раза в течение одного года неполной или недостоверной информации о проверке в единый реестр проверок либо неполной или недостоверной информации о профилактическом мероприятии, контрольном (надзорном) мероприятии в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ) одним изпринципов осуществления государственного контроля (надзора) является принцип открытости доступности информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора).

Контрольный (надзорный) орган обеспечивает открытость и доступность для контролируемых и иных лиц сведений, установленных федеральным законом. В силу п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ в целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора), муниципального контроля создается единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.

В соответствии п. 1 ч. 1, ст. 19 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий создается, в том числе в целях учета проводимых контрольными (надзорными) органами профилактических мероприятий, указанных в пунктах 4 и 7 части 1 статьи 45 настоящего Федерального закона, контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в части 2 статьи 56 настоящего Федерального закона, принятых контрольными (надзорными) органами мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) по восстановлению правового положения, существовавшегодо таких нарушений.

Правила формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021г. № 604 (далее - Правила от 16.04.2021 № 604).

В соответствии с п.п. «а» п. 5 раздела II Правил от 16.04.2021 № 604 единый реестр включает в себя сведения о проводимых контрольными (надзорными) органами контрольные (надзорные) мероприятия, профилактические мероприятия согласно приложению включающее в себя состав сведений и сроки их внесения в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.

Согласно п. 11.1 (Профилактический визит) раздела I Приложения Правил от 16.04.2021г. № 604 предмет профилактического мероприятия заполняется в момент вынесения в форме справочника (реестра обязательных требований, при отсутствии текстовое поле, единого реестра видов контроля в части разрешительных документов и иных документов) или ссылки на номер паспорта профилактического мероприятия и конкретное принятое в рамках его решение, исполнение которого контролируется в рамках такого мероприятия.

В ходе мониторинга ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» установлено, в нарушение вышеуказанного требования законодательства сведения о предмете профилактического мероприятия № 18221311800004129150, проведенного 18.11.2022г. в отношении ООО «Сюныгское охотничье хозяйство» (должностное лицо, участвовавшее в профилактическом мероприятии, заместитель начальника отдела в управлении охраны и использования объектов животного мира Минприроды УР ФИО1), а также сведения о предмете профилактического мероприятия №18231311800004597638, проведенного 11.01.2023г. в отношении ООО «Специальное армейское снаряжение» (должностное лицо, участвовавшее в профилактическом мероприятии, заместитель начальника отдела в управлении охраны и использования объектов животного мира Минприроды УР ФИО1) в ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных)мероприятий» не внесены. При этом, профилактическое мероприятие №18231311800004597638 на момент проведения мониторинга находилось в процессе заполнения, статус публикации являлся «Не опубликовано». Вместе с тем, профилактическоемероприятие в виде профилактического визита проведено 11.01.2023г.

Согласно п. 19 Правил от 16.04.2021г. № 604 контрольные (надзорные) органы, руководители контрольных (надзорных) органов, их структурные подразделения и ответственные несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность внесения сведений, размещаемых ими в едином реестре, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 7 Правил от 16.04.2021г. № 604 в случае отсутствиявозможности внесения в единый реестр сведений, указанных в пункте 5 настоящихПравил, в сроки, предусмотренные приложением к настоящим Правилам, в связи свозникновением технических проблем в работе единого реестра соответствующие сведения вносятся в единый реестр после восстановления работоспособности информационной системы, в которой ведется единый реестр, но не позднее 3 рабочих дней со дня восстановления.

Неработоспособность системы контрольного (надзорного) органа не исключает необходимости внесения сведений в единый реестр в случае отсутствия технических ошибок в едином реестре, препятствующих внесению сведений напрямую через личный кабинет контрольного (надзорного) органа в едином реестре(не путем информационного взаимодействия единого реестра с ведомственнойинформационной системой).

Неработоспособность единого реестра должна быть зафиксирована оператором единого реестра в суточный срок, о чем должна быть размещена информация в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в публичной части единого реестра, не подлежащая удалению.

Согласно информационным данным ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» оператором единого реестра 12.12.2022г. установлена невозможность внесения сведений в указанную систему (осуществлен перевод ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» в режим доступа только для чтения), иных технических сбоев, в том числе в ноябре 2022 года, январе 2023 года не зафиксировано.

ФИО1, назначен на должность заместителя начальника отдела государственного надзора, охраны и мониторинга объектов животного мира, организации и регулирования рыболовства управления и использования объектов животного мира приказом Минприроды УР от 10.08.2021г. № 331-л, а также с ним заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы УР и замещении должности государственной гражданской службы УР от10.08 2021г..

Приказом Минприроды УР от 01.02.2022 № 54-л должность ФИО1 переименована на должность заместителя начальника отдела государственного контроля (надзора), охраны и мониторинга объектов животного мира, организации и регулирования рыболовства управления охраны использования объектов животного мира Минприроды УР.

Согласно п.п. 17, п.п. 18 п. 20 раздела 1 должностного регламента от 10.08.2021г. гражданский служащий, замещающий должность заместителя начальника отдела, в соответствии с задачами и функциями отдела государственного надзора, охраны и мониторинга объектов животного мира, организации и регулирования рыболовства исполняет обязанности по проведению федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира, а также Федеральный государственный охотничий надзор на территории Удмуртской Республики, за исключение особо охраняемых природных территорий федерального значения.

В силу п.п. 3 п. 25 должностного регламента от 10.08.2021г. гражданскийслужащий несет дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него служебных обязанностей. В силу п.п. «а» п. 17 Правил от 16.04.2021 № 604 в целях формирования единого реестра контрольные (надзорные) органы определяют уполномоченныхдолжностных лиц, которым необходимо обеспечить доступ к единому реестру, ихполномочия по формированию и заполнению единого реестра.

Приказом Минприроды УР от 01.02.2022 № 107 определены должностные лица Минприроды УР, которым необходимо обеспечить доступ к единому реестру контрольных мероприятий согласно Приложению 1 к приказу, в соответствии с которым к указанным должностным лицам отнесен заместитель начальника отдела ФИО1

Приказом Минприроды УР от 03.11.2022 № 1181 определены должностные лица Минприроды УР, уполномоченные на внесение информации в автоматизированную систему «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий согласно Приложению 1 к приказу, в соответствии с которым к указанным должностным лицам отнесен заместитель начальника отделаФИО1

Во исполнение указанных приказов заместителю начальника отдела ФИО1 обеспечен доступ к ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» в целях ее формирования, а также в УправленииФедерального казначейства по Удмуртской Республике получена электронно-цифровая подпись. Поскольку ФИО1 являлся ответственным лицом за проведениеимпрофилактических мероприятий и был уполномоченным на внесение сведений об мероприятиях ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий», то на него возложена обязанность по надлежащему отражению всей необходимой информации в указаннойинформационной системе.

Таким образом, в действиях должностного лица – заместителя начальника отдела государственного контроля (надзора), охраны и мониторинга объектов животного мира, организации и регулирования рыболовства управления охраны и использования объектов животного мира Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики ФИО1 мировой судья правильно усмотрел признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.6.1 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и виновность Г.В.ИГ. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых проверены мировым судьей и сомнений не вызывают.

Довод ФИО1 о том, что он не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, суд считает несостоятельным по следующим основаниям.

Всоответствии с диспозицией части 3 статьи 19.6.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение должностными лицами Федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных корпораций, публично- правовых компаний, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, наделенных полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, требований законодательства государственном контроле (надзоре), муниципальном 0 контроле, выразившееся в невнесении информации о проверке в единый реестр проверок или информации о профилактическом мероприятии, контрольном (надзорном) мероприятии в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, либо в нарушении два и более раза в течение одного года сроков внесения информации о проверке в единый реестр проверок или информации о профилактическом мероприятии, контрольном (надзорном) мероприятии в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, либо во внесении два и более раза в течение одного года неполной или недостоверной информации опроверке в единый реестр проверок либо неполной недостоверной или информации о профилактическом мероприятии, контрольном (надзорном) мероприятии в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.

При этом, согласно п.п. 17, п.п. 18 п. 20 раздела 1 должностного регламентаот 10.08.2021г. заместителя начальника отдела государственного надзора, охраны имониторинга объектовживотногомира, организации регулированияирыболовства управления охраны и использования объектов животного мираМинистерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, гражданский служащий в том числе исполняет обязанности по проведению федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира, а также Федеральный государственный охотничий надзор на территории Удмуртской Республики, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Пунктом 17 Правил, установлено, что в целях формирования единого реестра контрольные (надзорные) органы:

а)определяют уполномоченных должностных лиц, которым необходимообеспечить доступ к единому реестру, их полномочия по формированию и заполнению единого реестра;

б)определяют должностное лицо, ответственное за надлежащее и своевременное формирование и заполнение единого реестра уполномоченными должностными лицами, указанными в подпункте «а» настоящего пункта. Перечни ответственных лиц подлежат утверждению руководителем контрольного(надзорного) органа;

в)определяют должностное лицо, ответственное за взаимодействие соператором единого реестра в целях технического обеспечения работыконтрольного (надзорного) органа в едином реестре;

г)организуют получение ответственными лицами сертификатов ключей проверки электронной подписи и ключей электронной подписи;

д)обеспечивают внесение в единый реестр и актуализацию сведений опрофилактических мероприятиях, контрольных (надзорных) мероприятияхпосредством заполнения их электронных паспортов в сроки, установленныеприложением к настоящим Правилам.

В этих целях Минприроды УР изданы приказы от 01.02.2022г. № 107 «О должностных лицах, которым необходимо обеспечить доступ к единому реестру контрольных (надзорных) мероприятий, должностных лицах, ответственных за надлежащее и своевременное формирование и заполнение единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, и должностных лицах, ответственных за взаимодействие с оператором единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий», а также от 03.11.2022 № 1181 «О должностных лицах, уполномоченных на внесение информации в автоматизированную систему «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» и должностных лицах,осуществляющих контроль за ее внесением», в соответствии с которыми заместителю начальника отдела государственного контроля (надзора), охраны и мониторинга объектов животного мира, организации и регулирования рыболовства управления охраны и использования объектов животного мираМинприроды УР ФИО1 обеспечен доступ к ФГИС «ЕРКНМ», он уполномочен на внесение необходимой информации в указанную систему и являлся ответственным должностным лицом на проведение профилактических мероприятий.

К тому же для исполнения указанных полномочий на его имя Управлением Федерального Казначейства по Удмуртской Республике выдана электронная цифровая подпись в том числе для работы в ФГИС «ЕРКНМ».

Таким образом, ФИО1, являясь лицом осуществляющим проведение федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира, а также Федеральный государственный охотничий надзор на территории Удмуртской Республики, которому предоставлен доступ к ФИГС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий», который уполномочен на внесение информации в ФИГС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» и который фактически производил профилактическое мероприятие, является лицом ответственным за внесение сведений о предмете профилактического мероприятия в ФИГС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий». При этом ФИО1 не оспаривает факт того, что им предпринимались попытки исполнить указанную обязанность, но в связи с техническим сбоем в системе ФГИС «ЕРКНМ» сделать это не представилось возможным.

При этом в соответствии со ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Таким образом, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, ненадлежащим образом, исполнившим свои служебные обязанности у мирового судьи не имелось.

Ссылка ФИО1 на ответ Минэкономразвития России от 10.05.2023г. о том, что ответственным за надлежащее и своевременное формирование и заполнения ЕРКНМ является уполномоченное лицо, утвержденное руководителем контрольного (надзорного) органа, является несостоятельной. Указанные разъясненияМинэкономразвития России от 10.05.2023г. не подлежат буквальному толкованиюи не противоречат возможности привлечения к административной ответственности ФИО1 по изложенным судом мотивам.

ДоводФИО1 о том, что он не был знаком с приказом Минприроды УР от 03.11.2022г. № 1181, опровергается материалами дела, и был подробно мотивирован при рассмотрении дела мировым судьей.

Рассматривая дело по существу, мировой судья установил все фактические обстоятельства, которые полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими правильную оценку в постановлении. При этом представленные в материалах дела доказательства, были оценены мировым судьей в совокупности, в связи с чем, вывод мирового судьи о наличии состава и события административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.6.1 КоАП РФ, и виновности Г.В.ИВ. в совершении данного правонарушения является законным и обоснованным.

С учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны были трактоваться в пользу заявителя, материалы дела не содержат.

Каких-либо нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену или изменение постановления не установлено.

Наказание назначено мировым судьей в пределах санкции статьи, с учетом характера и обстоятельств правонарушения, в установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок.

Доводов, способных повлечь отмену судебного постановления, в настоящей жалобе не приведено, и оснований для отмены постановления мирового судьи при рассмотрении настоящей жалобы и проверки законности обжалуемого судебного акта не установлено.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены оспариваемого постановления мирового судьи, не имеется.

При этом, исходя из постановления, мировой судья установил, что ФИО1 допустил несоблюдение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в нарушении два и более раза в течение одного года сроков внесения информации о проверке в единый реестр проверок и во внесении два и более раза в течение одного года неполной или недостоверной информации о проверке в единый реестр проверок. Исходя из постановления, мировой судья сделал вывод о наличиях в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.6.1 КоАП РФ, а именно несоблюдение должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в нарушении два и более раза в течение одного года сроков внесения информации о проверке в единый реестр проверок либо во внесении два и более раза в течение одного года неполной или недостоверной информации о проверке в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.

При этом, исходя из материалов дела в действиях ФИО1 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.6.1 КоАП РФ, а именно несоблюдение должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся во внесении два и более раза в течение одного года неполной информации о профилактическиммероприятии в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.

Таким образом, постановление мирового судьи подлежит изменению в этой части.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского района г. Ижевска УР от 31 мая 2023 г. (в полном объеме изготовлено 02 июня 2023г.)о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст. 19.6.1 КоАП РФ должностного лица – заместителя начальника отдела государственного контроля (надзора), охраны и мониторинга объектов животного мира, организации и регулирования рыболовства управления охраны и использования объектов животного мира Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики ФИО1 изменить, указатьчто в действиях ФИО1 имется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.6.1 КоАП РФ, а именно несоблюдение должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся во внесении два и более раза в течение одного года неполной информации о профилактическим мероприятии в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.

В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу должностного лица – заместителя начальника отдела государственного контроля (надзора), охраны и мониторинга объектов животного мира, организации и регулирования рыболовства управления охраны и использования объектов животного мира Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня вынесения.

Судья: Михалева И.С.