ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-390/2022-7-129К от 21.06.2022 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Судья – Колесникова Е.В. Дело №5-390\2022–7-129К

УИД 53RS0016-01-2022-000924-03

РЕШЕНИЕ

21 июня 2022 года Великий Новгород

Судья Новгородского областного суда, расположенного по адресу: Великий Новгород, ул. Нехинская, д.55, стр.1, ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке пересмотра жалобу Д.Е.А. на постановление судьи Старорусского районного суда Новгородской области от 30 апреля 2022 года, вынесенное в отношении Д.Е.А. о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей,

у с т а н о в и л:

29 апреля 2022 года начальником ОИАЗ МО МВД России «Старорусский» в отношении Д.Е.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей.

В соответствии с подведомственностью, установленной статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении и иные материалы дела об административном правонарушении в отношении Д.Е.А. направлены для рассмотрения и разрешения по существу в Старорусский районный суд Новгородской области.

Постановлением судьи Старорусского районного суда Новгородской области от 30 апреля 2022 года Д.Е.А. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Оспаривая правомерность привлечения к административной ответственности, Д.Е.А. обратилась в Новгородский областной суд (через Старорусский районный суд) с жалобой, в которой просила отменить постановление судьи районного суда, как незаконное и необоснованное.

Срок обжалования решения судьи районного суда заявителем соблюден.

Д.Е.А., представитель МО МВД России «Старорусский» в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела, с ходатайствами об отложении не обращались.

В связи с чем, согласно части 2 статьи 25.1, статьям 25.15, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), изучив доводы жалобы, судья областного суда приходит к следующим выводам.

Согласно протоколу об административном правонарушении, Д.Е.А. 29 апреля 2022 года в 09 час. 10 мин., находясь перед пунктом пропуска в здание Военного комиссариата города Старая Русса, Старорусского, Холмского, Парфинского и Поддорского районов, Новгородской области, расположенное по адресу: <...>, оказала неповиновение законному требованию сотрудника полиции, не предъявила документ, удостоверяющий личность, не покинула здание военного комиссариата, отказалась проследовать в отдел полиции для установления личности, оказала сопротивление путем отталкивания сотрудника полиции.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Д.Е.А. к административной ответственности по части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании постановления судьи районного суда от 30 апреля 2022 года.

Вместе с тем, признать указанный судебный акт обоснованным и законным нельзя.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Указанные обстоятельства устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.

Сведения, которые должны содержаться в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.

Частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.

Объектом правонарушения по части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются общественные отношения в сфере установленного порядка управления.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неповиновении законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей.

Таким образом, исходя из диспозиции части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо может быть привлечено к административной ответственности по указанной норме Кодекса при одновременном наличии следующих обстоятельств: совершение противоправного действия лицом, к которому обращено требование или распоряжение сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также его прямых служебных обязанностей; реальная возможность лица, к которому такое требование или распоряжение обращено, исполнить его, а также законность распоряжения или требования вышеуказанного сотрудника, отданных в связи с исполнением должностным лицом обязанностей по охране общественного порядка в установленной законом форме.

А потому при рассмотрении дела подлежат выяснению законность требования уполномоченного лица, виновное поведение нарушителя, общественно-опасный характер совершенных действий.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении при описании события административного правонарушения не содержит указания на то, в чем заключается противоправность действия лица, к которому было обращено требование или распоряжение сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, что необходимо для решения вопроса о том, являлось ли требование (распоряжение) сотрудника полиции законным.

Приведенное в протоколе описание события административного правонарушения не соответствует диспозиции части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Подобное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом, протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

В силу положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола, существу вмененного административного правонарушения.

Исходя из смысла и содержания данной нормы, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.

В связи с чем несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения могут повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.

При вынесении обжалуемого постановления судья районного суда, однако, не выяснил, соответствует ли изложенное в протоколе об административном правонарушении описание события административного правонарушения диспозиции части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и позволяло ли оно квалифицировать действия лица по указанной норме названного Кодекса.

Кроме того, материалы дела свидетельствуют о том, что указанные выше нарушения допущены также при вынесении судьей районного суда постановления по делу.

Согласно статье 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Требования, предъявляемые к содержанию постановления по делу об административном правонарушении, установлены статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктами 4, 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.

Однако в постановлении судьи районного суда от 30 апреля 2022 года событие вмененного Д.Е.А. административного правонарушения описано аналогично тому, как оно отражено в протоколе об административном правонарушении, без указания обстоятельств, при которых оно совершено.

Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего дела судьей районного суда не были выполнены требования статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о необходимости всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, что является существенным нарушением процессуальных требований названного Кодекса. В связи с чем состоявшееся по настоящему делу постановление судьи районного суда от 30 апреля 2022 года не отвечает требованиям статей 26.1, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судьей оставлено без внимания и оценки указанное выше нарушение, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении; не выяснено, было ли совершено Д.Е.А. противоправное действие, явилось ли именно такое противоправное действие основанием для предъявления последней сотрудником полиции требования (распоряжения) предъявить документ, удостоверяющий личность, пройти в отдел полиции для установления личности и т.п.

Указанные обстоятельства, однако, имеют существенное значение для решения вопроса о наличии либо отсутствии в деянии лица события и состава вмененного ему в вину административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 18 сентября 2014 года №1817-О, судья, как и иные органы и должностные лица, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, вправе заслушивать объяснения и показания лиц, участвующих в деле, оглашать материалы дела, исследовать иные доказательства, а также осуществлять необходимые процессуальные действия, направленные на проверку их допустимости, относимости и достоверности, в том числе посредством вызова в качестве свидетеля лица, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению (статья 25.6, часть 5 статьи 25.7, статьи 26.1, 26.2, 26.3 и 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Соответственно, судья вправе не только исследовать представленные в качестве доказательств протоколы и иные документы, но и в целях проверки содержащихся в них сведений вызвать в судебное заседание как свидетеля составившее данные документы должностное лицо, что не может расцениваться как осуществление судом не свойственной ему функции и в полной мере согласуется с конституционным принципом состязательности административного судопроизводства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06 июля 2010 года №1086-О-О и от 29 мая 2012 года №884-О).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в случае усмотрения судьей недостаточности доказательств по делу не содержит запрета на представление (истребование) доказательств на любой стадии производства по делу об административном правонарушении.

А потому судье районного суда надлежало, в том числе допросить относительно того, в чем выражалась противоправность действий заявителя должностных лиц отдела полиции, составивших протокол об административном правонарушении, рапорты и иные процессуальные документы; истребовать в отделе полиции сведения о том, возбуждалось ли в отношении Д.Е.А. дело об административном правонарушении по факту совершения ею противоправного действия, послужившего основанием для предъявления сотрудником полиции требования (распоряжения).

Такое рассмотрение дела об административном правонарушении не отвечает задачам производства по делам об административных правонарушениях, установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Допущенные судьей районного суда нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на исход дела и привели к неправильному его разрешению, в связи с чем постановление судьи районного суда не может быть признано законным и обоснованным.

В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление (решение) по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а дело подлежит возвращению на новое рассмотрение судье, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных законом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Учитывая, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение, в ходе которого судье следует правильно установить фактические обстоятельства дела, оценить все доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса, а также выполнить требования статей 24.1, 26.1 названного Кодекса, и, в зависимости от этого, разрешить вопрос о виновности или невиновности Д.Е.А. в инкриминируемом ей деянии.

Жалоба Д.Е.А. подлежит удовлетворению.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Жалобу Д.Е.А. - удовлетворить.

Постановление судьи Старорусского районного суда Новгородской области от 30 апреля 2022 года, вынесенное в отношении Д.Е.А. о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - отменить, дело направить в Старорусский районный суд Новгородской области на новое рассмотрение.

Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.

Судья Новгородского

областного суда ФИО1