ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-3983/2022 от 19.10.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья: Кашапов Р.С.

УИД 16RS0051-01-2022-013304-54

Дело № 7-1769/2022

Дело № 5-3983/2022 (первая инстанция)

РЕШЕНИЕ

19 октября 2022 года город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Верхокамкин Е.В. при секретаре судебного заседания Погудиной Л.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Озодова Камронбека Умирбека угли на постановление судьи Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 14 сентября 2022 года, вынесенное в отношении заявителя по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 14 сентября 2022 года гражданин Республики Узбекистан Озодов К.У.у. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного ареста сроком на пять суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, Озодов К.У.у. просит указанное судебное постановление отменить и производство по делу прекратить.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения защитника Васильева А.В., полагаю жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 08 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Частью 1 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 20.20, статьей 20.22 названного Кодекса, либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества.

Согласно части 2 статьи 6.9 названного Кодекса то же действие, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что 13 сентября 2022 года около 22 часов 44 минут возле дома № <адрес> по улице Сибирский тракт города Казани сотрудниками полиции был задержан гражданин Республики Узбекистан Озодов К.У.у., имевший признаки употребления наркотических средств или психотропных вещества без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, которые были выражены в поведении, не соответствующем обстановке, заторможенности реакции и расширенных зрачках глаз. В этой связи сотрудник полиции потребовал от Озодова К.У.у. пройти медицинское освидетельствование и составил соответствующий протокол. Однако мигрант отказался выполнить законное требование сотрудника полиции.

Приведенные обстоятельства объективно подтверждаются, в частности, протоколом об административном правонарушении от 14 сентября 2022 года № ...., подписывая который Озодов К.У.у. согласился с предъявленным к нему обвинением (л.д. 1); копей рапорта сотрудников полиции ФИО1, в котором он указал, что 13 сентября 2022 года около 22 часов 44 минут в ходе несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности возле дома № <адрес> по улице Сибирский тракт города Казани были задержаны трое молодых людей, среди которых находился и Озодов К.У.у., имевших признаки наркотического опьянения - расширенные зрачки глаз, заторможенность реакции и поведение, не соответствующее обстановке. В этой связи им было предъявлено требование пройти медицинское освидетельствование, от которого они отказались. После этого через медицинское учреждение все задержанные были доставлены в отдел полиции (л.д. 5); протоколом о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения от 14 сентября 2022 года, в котором Озодов К.У.у., имевший вышеперечисленные признаки опьянения, отказался проходить медицинское освидетельствование (л.д. 9); актом медицинского освидетельствования на состояние опьянения от 14 сентября 2022 года № ...., согласно которому Озодов К.У.у. подтвердил свой отказ от прохождения медицинского освидетельствования и непосредственно в медицинском учреждении (л.д. 8); показаниями Озодова К.У.у., данными им в ходе судебного слушания в суде первой инстанции и свидетельствующими о том, что он отказался проходить медицинское освидетельствование по причине употребления курительной смеси (л.д. 18 (оборотная сторона); копией вида на жительство и паспорта на имя Озодова К.У.у., удостоверяющих его принадлежность к гражданству Республики Узбекистан (л.д. 11-12).

Отмеченные доказательства отвечают требованиям закона, относятся к обстоятельствам дела и потому в силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеют доказательственную силу.

Совокупности собранных доказательств достаточно для установления всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания по настоящему делу и определенных статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия фигуранта правильно квалифицированы по части 2 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении Озодова К.У.у. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.

Административное наказание ему назначено с учетом положений статей 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рамках санкции, предусмотренной частью 2 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о неосведомленности заявителя о правовых последствиях отказа от прохождения от медицинского освидетельствования сами по себе не оправдывают содеянное им, поскольку, проживая в Российской Федерации и проявляя требуемые от него добросовестность и уважение к правопорядку страны пребывания, он призван принимать меры к изучению действующего в Российской Федерации законодательства, в том числе с использованием общедоступных источников информации, и соблюдать выраженные в нем предписания.

Тем более, что в соответствии с приложенной к жалобе копии диплома о среднем профессиональном образовании он обучался в Российской Федерации по специальности «право и организация социального обеспечения» и получил квалификацию «юрист», а потому в достаточной степени обладал необходимыми познаниями в сфере административно-деликтного правоприменения.

При этом следует отметить, что исходя из диспозиции части 2 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по которой квалифицировано содеянное Озодовым К.У.у., выраженное в ней противоправное деяние состоит не в потреблении наркотических средств или психотропных вещества без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а в отказе от прохождении медицинского освидетельствования при наличии достаточных оснований подозревать лицо в их употреблении.

Поэтому апеллирование заявителя к тому, что при обстоятельствах, изложенных в протоколе об административном правонарушении, он не потреблял наркотических средств и психотропных веществ, не имеет правового значения для оценки его поведения.

Мнение автора жалобы о том, что дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации назначено ему несправедливо и влечет нарушение права на уважение семейной жизни, не являются основанием для изменения состоявшегося по делу судебного постановления.

В пункте 23.1 Постановления от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Пленум Верховного Суда Российской Федерации отметил, что выдворение лица из страны, в которой проживают члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Поэтому при назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.

Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.

В то же время лицо, претендующее на соблюдение своих частных интересов и уважение семейной жизни, не должно злоупотреблять своими правами и пытаться уйти от установленной законом ответственности за совершенное правонарушение на том лишь основании, что на территории данного государства у него находятся родственники.

В статье 4 Федерального закона от 08 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» провозглашено, что государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Согласно пункту 9 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 года № 733 «Об утверждении», деятельность организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), связанная с незаконным оборотом наркотиков, появление новых форм противоправной деятельности организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), усиление ими конспирации каналов поставки и сбыта наркотиков с использованием инновационных коммуникационных и других новых технологий, а также распространение наркомании признаны угрозами национальной безопасности.

Озодов К.У.у., имея признаки употребления наркотических средств или психотропных вещества без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ и не выполнив законное требование сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, совершил посягательство на здоровье населения, действуя при этом намеренно и осознанно (опасаясь получения отрицательного для себя результата после употребления курительной смеси) и демонстрируя своим поведением нежелание подчиняться требованиям российского законодательства.

В связи с совершением такого рода правонарушений законодатель в санкции части 2 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предписал необходимость обязательного назначения виновному лицу наряду с основным наказанием в виде штрафа дополнительного в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

При этом следует иметь в виду, что мигрант официально не трудоустроен, постоянного источника дохода в Российской Федерации не имеет.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Требования, предусмотренные статьями 3.1, 3.9, 3.10, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении Озодову К.У.у. административного наказания соблюдены.

Наличие у иностранного гражданина родственников, имеющих гражданство Российской Федерации, и недвижимости на территории страны пребывания не являются безусловным основанием, которое может повлечь невозможность применения к нему наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. Тем более, что, по признанию заявителя, его родители фактически проживают в Республике Узбекистан.

Назначение Озодову К.У.у. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих соразмерность этой меры ответственности предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Таким образом, предусмотренных законом оснований для отмены либо изменения постановления судьи районного суда не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 14 сентября 2022 года, вынесенное в отношении Озодова Камронбека Умирбека угли по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Озодова Камронбека Умирбека угли – без удовлетворения.

Судья Е.В. Верхокамкин

Решение26.10.2022