ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-3/2022 от 27.05.2022 Суда Чукотского автономного округа (Чукотский автономного округ)

Судья, вынесший обжалуемые Дела №7-16/2022, 7-18/2022, 7-19/2022

постановления, Медникова А.В. №5-3/2022, 5-4/2022, 5-5/2022

УИД 87RS0004-01-2021-000472-62,

87RS0004-01-2021-000471-65,

87RS0004-01-2021-000465-83

РЕШЕНИЕ

Город Анадырь 27 мая 2022 года

Судья суда Чукотского автономного округа Калинина Н.Л.,

при секретаре Гребцовой С.Н.,

с участием должностного лица, составившего протоколы об административных правонарушениях, главного инспектора Счётной палаты Чукотского автономного округа Шапошниковой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы должностного лица – Главы Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район Сафонова Е.З. на постановления судьи Билибинского районного суда от 10 февраля 2022 года по делам №5-5/22, 5-4/22, 5-3/22 об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица – Главы Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район Сафонова Е.З.,

установил:

постановлениями судьи Билибинского районного суда от 10 февраля 2022 года должностное лицо – Глава Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район Сафонов Е.З. (далее – Глава Администрации, Сафонов Е.З.) по делам №5-3/22, 5-4/22, 5-5/22 по каждому признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, и ему за каждое правонарушение назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с данными постановлениями, Сафонов Е.З. подал на них жалобы, в которых просит указанные постановления отменить, производство по делам прекратить.

Определением судьи суда Чукотского автономного округа о назначении судебного заседания от 17 мая 2022 года дела №7-16/22, №7-18/22, №7-19/22 (№5-3/22, 5-4/22, 5-5/22) об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица – Главы Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район Сафонова Е.З. объединены в одно производство.

В возражениях на жалобы лицо, составившее протоколы об административном правонарушении, главный инспектор Счётной палаты Чукотского автономного округа Шапошникова К.С. просит постановления судьи о привлечении Сафонова Е.З. к административной ответственности оставить без изменения, его жалобы – без удовлетворения.

В судебном заседании должностное лицо Шапошникова К.С. поддержала свои возражения против жалоб Сафонова Е.З.

Сафонов Е.З., будучи надлежащим образом извещённым о месте и времени рассмотрения жалоб, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения жалоб не ходатайствовал. Принимая во внимание, что его присутствие в судебном заседании не признавалось обязательным, жалобы рассмотрены в отсутствие лица, привлечённого к административной ответственности.

Проверив материалы дел об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, заслушав Шапошникову К.С., изучив доводы жалоб и возражения на них, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных ст.15.14 КоАП РФ, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Согласно ч.5 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) в редакции, действовавшей на 26 марта 2020 года, при предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, и в договоры (соглашения), заключённые в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключённым в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставлений субсидий.

Следует отметить, что обязательность включения условия о согласии получателей субсидий на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями условий, целей и порядка предоставления субсидий предусмотрена и действующей редакцией ст.78 БК РФ.

Признавая Сафонова Е.З. виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, судья суда первой инстанции исходил из доказанности факта нарушения условий предоставления субсидий юридическому лицу.

Данный вывод нахожу правильным, соответствующим нормам права, регулирующим возникшие правоотношения, и основанным на исследованных при рассмотрении дел об административном правонарушении доказательствах, а доводы жалоб Сафонова Е.З. об обратном – несостоятельными.

Как следует из трёх постановлений судьи от 10 февраля 2022 года, 26 марта 2020 года Главой Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район Сафоновым Е.З. нарушены условия предоставления субсидии, предусмотренные ч.5 ст.78 БК РФ, при заключении с обществом с ограниченной ответственностью «Билибинская торговая компания» (далее – ООО «БТК») соглашений от 26 марта 2020 года №7, №8, №6 (дела №5-3/22, 5-4/22, 5-5/22 соответственно) «О предоставлении субсидии из средств бюджета Билбинского муниципального района ООО «БТК» на возмещение части расходов по обеспечению жителей поселений Билибинского муниципального района социально-значимыми продовольственными товарами», а именно: в соглашения №7, 8, 6 (дела №5-3/2022, 5-4/2022, 5-5/2022 соответственно) не включено условие о согласии ООО «БТК» на проведение главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения им условий, целей и порядка предоставления субсидий, подлежащее включению в текст соглашений (т.1, л.д.187-190, т.2, л.д.183-186, т.3, л.д.173-176).

Факт совершения Сафоновым Е.З. трёх административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, и его виновность подтверждаются собранными по делам доказательствами: протоколами об административном правонарушении от 2 декабря 2021 года №09-06/7, 09-06/8, 09-06/6 (т.1, л.д.4-13, т.2, л.д.4-13, т.3, л.д.4-13); соглашениями от 18 марта 2020 года №62, 66, 63 о предоставлении из окружного бюджета бюджету муниципального образования Билибинского муниципального района дополнительной субсидии на обеспечение жителей населённых пунктов социально значимыми продовольственными товарами, заключённым между Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа и Администрацией Билибинского муниципального района, с приложениями (т.1, л.д.29-38, т.2, л.д.44-59, т.3, л.д.29-38); соглашениями от 26 марта 2020 года №7, 8, 6 «О предоставлении субсидии из средств бюджета Билибинского муниципального района на обеспечение жителей поселений Билибинского муниципального района социально-значимыми продовольственными товарами», заключёнными между Администрацией муниципального образования Билибинский муниципальный район в лице Главы Администрации муниципального образования Сафонова Е.З. и ООО «БТК», с приложениями (т.1, л.д.39-49; т.2, л.д.29-43, т.3, л.д.39-48); постановлением Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район от 19.03.2019г. №164 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидии из средств бюджета Билибинского муниципального района на обеспечение жителей Билибинского муниципального района социально-значимыми продовольственными товарами» с приложениями (т.1, л.д.50-63, т.2, л.д.60-73, т.3, л.д.49-62); решением Совета депутатов муниципального образования Билибинский муниципальный район от 19.12.2020г. №7 «О бюджете Билибинского муниципального района на 2020 год» (т.1, л.д.64, т.2, л.д.74, т.3, л.д.63); Порядком предоставления субсидии из бюджета Билибинского муниципального района в 2020 году, утверждённым решением Совета депутатов муниципального образования Билибинский муниципальный район от 19.12.2019г. №7 «О бюджете Билибинского муниципального района на 2019 год» (т.1, л.д.65-66, т.2, л.д.75-76, т.3, л.д.64-65); платёжными поручениями от 27 марта 2020 года №55593 и 55594 о перечислении Администрацией Билибинского муниципального района ООО «БТК» субсидии за второе полугодие 2019 года (т.1, л.д.70, 71); платёжным поручением от 30 апреля 2020 года №83851 о перечислении Администрацией Билибинского муниципального района ООО «БТК» субсидии за апрель-декабрь 2020 года (т.2, л.д.80); платёжными поручениями от 27 марта 2020 года №55597 и 55598 о перечислении Администрацией Билибинского муниципального района ООО «БТК» субсидии за первое полугодие 2019 года (т.3, л.д.69, 70); Уставом муниципального образования Билибинский муниципальный района (т.1, л.д.72-104, т.2, л.д.81-112, т.3, л.д.71-103); решением Избирательной комиссии муниципального образования Билибинский муниципальный район от 10.09.2018г. №53/01 «О результатах выборов Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район», согласно которому избранным на должность Главы муниципального образования признан Сафонов Е.З. (т.1, л.д.105, т.2, л.д.113, т.3, л.д.104); постановлением Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район от 20.09.2018г. №785 «О вступлении в должность Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район», в соответствии с которым Сафонов Е.З. вступил в должность с 20 сентября 2018 года (т.1, л.д.106, т.2, л.д.114, т.3, л.д.105); приказом Управления финансов, экономики и имущественных отношений Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район от 29.12.2016г. №71 «Об утверждении типовых форм соглашений (договоров) о предоставлении из бюджета Билибинского муниципального района субсидии юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг» с приложениями (т.1, л.д.158-170, т.2, л.д.154-166, т.3, л.д.144-156), а также иными доказательствами.

Ссылки Сафонова Е.З. в жалобах на то, что согласие получателя субсидий на осуществление финансового контроля предусмотрено иными условиями соглашений, а именно: подп.6 п.4.1 соглашения, согласно которому Администрация обязуется осуществлять контроль за соблюдением получателем субсидии порядка, целей и условий предоставления субсидии путём проведения плановых и (или) внеплановых проверок на основании документов, предоставленных получателем субсидии, не могут быть приняты во внимание, поскольку данное условие касается обязанностей Администрации, как главного распорядителя бюджетных средств, предоставляющего субсидии, но не отражает волю получателя субсидии на проведение проверок, в том числе не только главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, но и иными органами государственного (муниципального) финансового контроля, как это закреплено ч.5 ст.78 БК РФ.

Доводы Главы Администрации в жалобе о том, что соглашения о предоставлении субсидии заключены на основании типовой формы, утверждённой приказом Управления финансов, экономики и имущественных отношений муниципального образования Билибинский муниципальный район от 29.12.2016г. №71, которая не была изменена начальником данного Управления Б.Л.Я. после поступления соответствующих замечаний (о нарушении ст.78 БК РФ) Счётной палаты Чукотского автономного округа, отражённых в информационном письме от 28 января 2020 года №01-10/11 по результатам проверки предоставления Администрацией Билибинского муниципального района субсидий в 2018 году, не опровергают выводов судьи суда первой инстанции о виновности Сафонова Е.З. в совершении административных правонарушений.

В силу пп.2, 12 ч.1 ст.23 Устава муниципального образования Билибинский муниципальный район Глава муниципального района обладает полномочиями по соблюдению на территории муниципального района федерального законодательства и законодательства Чукотского автономного округа, Устава муниципального образования, нормативных правовых актов, принятых Советом депутатов муниципального района; в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Чукотского автономного округа отменяет или приостанавливает действие приказов и распоряжений, принятых его заместителями и руководителями органов Администрации муниципального района, в случае, если они противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам Чукотского автономного округа, Уставу муниципального образования, а также решениям Совета депутатов муниципального района.

Учитывая, что соглашения о предоставлении субсидий ООО «БТК» от 26 марта 2020 года №6, 7, 8 заключались от имени Администрации муниципального образования Главой Администрации Сафоновым Е.З., который был осведомлён о выявленных Счётной палатой Чукотского автономного округа нарушениях в содержании таких соглашений, что в соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования Билибинский муниципальный район от 25.07.2019г. №2 «Об утверждении структуры Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район» Управление финансов, экономики и имущественных отношений является структурным подразделением Администрации Билибинского муниципального района, а начальник данного Управления – заместителем Главы муниципального образования – Главы Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район, прихожу к выводам о том, что именно на Сафонова Е.З., как на Главу Администрации, возложена обязанность по контролю за соблюдением федерального законодательства, устранением подчинёнными ему сотрудниками выявленных нарушений бюджетного законодательства, соответственно, как следствие, о том, что Сафонов Е.З. виновен в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ.

Не усматриваю оснований для признания совершённых административных правонарушений малозначительными, на что указывает в жалобе Сафонов Е.З.

Исходя из ст.2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.21 постановления от 24.03.2005г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, является формальным, т.е. таким, для которого наступление последствий не является обязательным признаком объективной стороны правонарушения, в связи с чем ссылка подателя жалоб на то, что в результате допущенного правонарушения не причинён вред общественным интересам или непосредственно гражданам, не имеет значения при решении вопроса о признании указанных правонарушений малозначительными.

Принимая во внимание, что административные правонарушения совершены после того, как Глава Администрации был уведомлен об отсутствии в используемых Администрацией типовых соглашениях о предоставлении субсидии юридическим лицам условия, необходимого для предоставления такой субсидии, что данные нарушения имели многократный характер, что именно на Главу Администрации возложена обязанность по обеспечению соблюдения федерального, в том числе бюджетного, законодательства на территории муниципального района, совершённые Главой Администрации административные правонарушения не могут быть признаны малозначительными.

Не подтверждены какими-либо доказательствами и утверждения Сафонова Е.З. о предвзятом отношении к нему со стороны Счётной палаты Чукотского автономного округа.

Сам по себе тот факт, что бывший начальник Управления финансов, экономики и имущественных отношений Булавкина Л.Я., с которой трудовые отношения были расторгнуты по инициативе работодателя до окончания контракта, в настоящее время работает в Счётной палате Чукотского автономного округа, не свидетельствует о предвзятости. В проведении контрольного мероприятия «Проверка использования межбюджетных трансфертов, предоставленных в 2020 году из окружного бюджета бюджету муниципального образования Билибинский муниципальный район» участие принимали иные сотрудники Счётной палаты Чукотского автономного округа (Б.И.В. и Шапошникова К.С. – приказ Счётной палаты Чукотского автономного округа от 17.09.2021г. №55-о/д – т.1, 2, 3, л.д.14).

Из материалов дел об административных правонарушениях какое-либо предвзятое отношение со стороны контрольного органа не усматривается.

Постановления о привлечении Сафонова Е.З. к административной ответственности вынесены с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении жалоб на судебные постановления не установлены, в связи с чем оснований для их отмены не имеется.

Вместе с тем постановления судьи от 10 февраля 2022 года подлежат изменению по следующим основаниям.

Федеральным законом от 26.03.2022г. №70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в законную силу 6 апреля 2022 года, ст.4.4 КоАП РФ, регламентирующая вопросы назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений, дополнена частью 5, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьёй (частью статьи) раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

При этом на основании ст.2 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» под государственным контролем (надзором) понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также – юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее – обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Как указано выше, по делам об административных правонарушениях №5-3/2022, №5-4/2022, №5-5/2022, протоколы об административных правонарушениях в отношении должностного лица – Главы Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район Сафонова Е.З. составлены главным инспектором Счётной палаты Чукотского автономного округа Шапошниковой К.С. по результатам контрольного мероприятия «Проверка использования межбюджетных трансфертов, предоставленных в 2020 году из окружного бюджета бюджету муниципального образования Билибинский муниципальный район».

Таким образом, вменённые в вину Сафонову Е.З. три административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же частью статьи раздела II КоАП РФ, выявлены при проведении одного контрольного мероприятия в ходе осуществления государственного контроля, в связи с чем должностному лицу должно быть назначено административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

Ч.5 ст.4.4 КоАП РФ, несмотря на то что введена в действие после вынесения постановлений о привлечении Сафонова Е.З. к административной ответственности, подлежит в данном случае применению в отношении него, так как смягчает административную ответственность, на основании же ч.2 ст.1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

В данном случае административное наказание Сафонова Е.З. не усиливается, его положение каким-либо иным образом не ухудшается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановления судьи Билибинского районного суда от 10 февраля 2022 года по делам №5-3/22, 5-4/22, 5-5/22 об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.15.15.5, ч.1 ст.15.15.5, ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица – Главы Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район Сафонова Е.З. изменить.

На основании ч.5 ст.4.4 КоАП РФ назначить должностному лицу – Главе Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район Сафонову Е.З. за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.15.15.5, ч.1 ст.15.15.5, ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.

В остальной части постановления судьи Билибинского районного суда от 10 февраля 2022 года по делам №5-3/22, 5-4/22, 5-5/22 об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.15.15.5, ч.1 ст.15.15.5, ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица – Главы Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район Сафонова Е.З. оставить без изменения.

Жалобы должностного лица – Главы Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район Сафонова Е.З. удовлетворить частично.

Судья суда Чукотского

автономного округа Н.Л. Калинина