Судья Кунанбаева Е.С. Дело № 7-262/2021
УИД: 22RS0009-01-2021-000062-33
№5-40/2021 (1 инстанция)
РЕШЕНИЕ
8 июля 2021 года г.Барнаул
Судья Алтайского краевого суда Титова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Барнаульская баритомоечная фабрика» Н.О.В. на постановление судьи Змеиногорского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, которым
общество с ограниченной ответственностью «Змеиногорская баритомоечная фабрика», юридический адрес: <адрес>, ОГРН ***; ИНН ***,
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей,
установил:
согласно протоколу об административном правонарушении от 28 января 2021 года ***, составленному ведущим специалистом отдела правового обеспечения государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края Я.В.В., в ходе проведенного 15 декабря 2020 года на основании задания заместителя начальника Управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края от 15 декабря 2020 года *** мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия выявлено, что общество с ограниченной ответственностью «Змеиногорская баритомоечная фабрика» (далее также – ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика», общество) на объекте культурного наследия «Плотина, построенная ФИО1 в 1753 году» (далее – объект культурного наследия), входящем в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс памятников Змеиногорского рудника – крупнейшего в XVIII веке в Сибири горно-заводского производства по добыче драгоценных металлов», XVIII–XIX веков, и прилегающей территории проводятся земляные работы, производится выемка грунта с целью организации движения техники. В результате земляных работ полностью утрачено не менее 25% объекта. Проводимые работы на объекте культурного наследия и прилегающей территории не относятся к работам по сохранению объекта, осуществляются без наличия разделов об обеспечении сохранности объекта культурного наследия или проекта обеспечения сохранности объекта культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия, продолжение работ может привести к полной утрате объекта культурного наследия. Указанные нарушения зафиксированы в акте осмотра объекта культурного наследия *** от ДД.ММ.ГГ. Производимые земляные работы угрожают сохранности объекта и являются нарушением требований статьи 40, пунктов 1-3 статьи 36, пункта 1 статьи 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». ДД.ММ.ГГ управлением государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края (далее – Управление) ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» выдано предписание *** о незамедлительной приостановке работ на объекте культурного наследия. ДД.ММ.ГГ Управлением получен ответ директора ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» на предписание, согласно которому указанная организация не нарушает действующее законодательство при проведении земельных работ на арендованных земельных участках. Письмом Управления *** от ДД.ММ.ГГ обществу повторно разъяснена обязанность приостановления работ на объекте культурного наследия. В ходе осмотра ДД.ММ.ГГ установлено, что предписание *** от ДД.ММ.ГГ не исполнено, работы на объекте культурного наследия продолжаются, наблюдается увеличение зоны разрушения объекта (не менее 35%), о чем составлен акт осмотра объекта *** от ДД.ММ.ГГ. Таким образом, после получения юридическим лицом предписания работы на объекте не приостановлены, что свидетельствует о нарушении пункта 7 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Деяние общества квалифицировано по статье 7.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд 17 апреля 2021 года (копия постановления получена 7 апреля 2021 года), защитник ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» Н.О.В. просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что вина общества в совершении вмененного правонарушения не доказана, поскольку границы объекта культурного наследия не были установлены и обозначены на местности, фактически объект представляет собой вал земли, в связи с чем общество не могло определить, где именно находится объект, и отграничить его от иной сходной по ландшафту территории. Границы территории и режима использования территории объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс памятников Змеиногорского рудника – крупнейшего в XVIII веке в Сибири горно - заводского производства по добыче драгоценных металлов», XVIII–XIX веков, в том числе перечень координат поворотных (характерных) точек, утверждены Управлением только ДД.ММ.ГГ. В Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об ограничениях или обременениях арендованных обществом участков, на которых производились работы. Таким образом, ООО «Баритомоечная фабрика» не смогло реализовать обязанности по исполнению предписания, поскольку не могло установить место расположения объекта. Судьей также не дана оценка представленным защитником доказательствам, включая технический проект разработки техногенного месторождения, лицензию, договоры аренды; не приняты во внимание доводы защитника о том, что территория объекта культурного наследия открыта, не имеет пропускных пунктов, ограждений, на ней находятся дороги общего пользования, при этом постановление основано на доказательствах, отсутствующих в материалах дела (предписание *** от ДД.ММ.ГГ); необоснованно не произведена замена административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в соответствии с положениями статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании защитник ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» Н.О.В. жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.
Законный представитель общества, извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения жалобы не ходатайствовал.
Проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выслушав защитника, допросив свидетеля, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу статьи 7.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение заказчиком и (или) лицом, проводящим земляные, строительные, дорожные или иные работы, обязанности по приостановлению указанных работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия, в том числе объекта археологического наследия, или работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность, после получения письменного предписания государственного органа охраны объектов культурного наследия, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25 июня 2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон об объектах культурного наследия) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Из материалов дела следует, что решением Исполнительного комитета Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся от 7 июня 1974 года № 244 «О принятии на государственный учет памятников истории и архитектуры местного значения» утвержден перечень памятников истории и архитектуры, подлежащих государственной охране как памятники местного значения (приложение № 1 и № 2), в приложение № 1 включен исторический памятник «Комплекс памятников Змеиногорского рудника - крупнейшего в XVIII веке в Сибири горно-заводского производства по добыче драгоценных металлов»: Плотина, построенная ФИО1 в 1753 г., Плотина на реке Карболихе, построенная в 1763 г., Крестительская штольня, сооруженная в 1753 - 1758 гг., Остатки чугунной дороги, построенной в 1809 г. ФИО2, Карьер /разнос/, Валы от гидротехнического сооружения, возведенного ФИО3, Остатки Змеевского сереброплавильного завода», адрес: г.Змеиногорск.
Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28 декабря 1994 № 169 «Об историко-культурном наследии Алтайского края» объявлен охраняемым памятником истории и культуры, в том числе Змеиногорский рудник - крупнейшее в Сибири горно-заводское производство по добыче драгоценных металлов.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 127211-р зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 221721240550005 объект культурного наследия регионального значения «Комплекс памятников Змеиногорского рудника - крупнейшего в XVIII веке в Сибири горно-заводского производства по добыче драгоценных металлов» XVIII–XIX веков (далее - ансамбль) по адресу: <адрес>.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 1 декабря 2017 года № 129230-р зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением регистрационного номера *** объект культурного наследия регионального значения «Плотина, построенная ФИО1 в 1753 г.» 1753 г., расположенный по адресу: <адрес>, входящий в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс памятников Змеиногорского рудника- крупнейшего в XVIII веке в Сибири горно-заводского производства по добыче драгоценных металлов», XVIII-XIX веков.
В силу пункта 5 Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного приказом Минкультуры России от 3 октября 2011 года № 954, регистрация Минкультуры России объектов культурного наследия в Едином реестре осуществляется посредством присвоения объектам культурного наследия регистрационных номеров, состоящих из арабских цифр. В (5-й знак) - подраздел регистрационного номера, характеризующий объект культурного наследия, его нахождение в границах территории историко-культурного музея-заповедника, музейного комплекса, в частности памятник - 1; ансамбль - 2.
7 октября 2020 года управлением государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края оформлен паспорт объекта культурного наследия «Комплекс памятников Змеиногорского рудника - крупнейшего в XVIII веке в Сибири горно-заводского производства по добыче драгоценных металлов», согласно которому объект относится к региональным, вид - ансамбль, местонахождение: <адрес>, предмет охраны и границы территории объекта культурного наследия не утверждены. При этом приведено фотографическое изображение объекта.
Приказом управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края от 30 ноября 2020 года № 1284 утвержден предмет охраны вышеуказанного объекта культурного наследия, согласно которому элементом охраны является, в том числе объект культурного наследия «Плотина, построенная ФИО1 в 1753 г.», объемно-пространственные характеристики: выраженные в микрорельефе земной поверхности сооружения, в том числе внешний облик и внутреннее устройство сооружений в их ландшафтном окружении; культурный слой (слой в земле), включающий скрытые в земле сооружения и предметы, на территории объекта культурного наследия, в частности: «Плотина, построенная ФИО1 в 1753 г.» - насыпной земляной вал, длиной 50 м, шириной до 15 м, высотой до 5 м.
Приказом управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края от 10 февраля 2021 года № 76 утверждены границы и режим использования территории объекта культурного наследия «Комплекс памятников Змеиногорского рудника - крупнейшего в XVIII веке в Сибири горно-заводского производства по добыче драгоценных металлов» XVIII–XIX веков.
После утверждения предмета охраны и границ территории объекта культурного наследия 24 февраля 2021 года оформлен паспорт объекта культурного наследия с внесением в него этих данных.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона об объектах культурного наследия объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно пункту 1 статьи 36 Закона об объектах культурного наследия проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.
Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия (пункт 2 статьи 36 Закона об объектах культурного наследия).
Как предусмотрено подпунктом 1 пункта 1 статьи 5.1 Закона об объектах культурного наследия, на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей (пункт 1 статьи 3.1 Закона об объектах культурного наследия).
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Закона об объектах культурного наследия границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.
Сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьей 5.1 настоящего Федерального закона (пункт 7 той же статьи).
В силу пункта 1 статьи 40 Закона об объектах культурного наследия сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.Строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия (пункт 3 статьи 36 названного Закона).
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Закона об объектах культурного наследия изыскательские, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия (в том числе объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, расположенных за пределами земельного участка (земельных участков), в границах которого (которых) проводятся указанные работы), нарушить их целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком указанных работ, техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, лицом, проводящим указанные работы, после получения предписания соответствующего органа охраны объектов культурного наследия о приостановлении указанных работ.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, по результатам контрольного мероприятия, проведенного 15 декабря 2020 года на основании задания заместителя начальника управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края от 15 декабря 2020 года ***, выявлено, что ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» на объекте культурного наследия «Плотина, построенная ФИО1 в 1753 г.», входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс памятников Змеиногорского рудника – крупнейшего в XVIII веке в Сибири горно - заводского производства по добыче драгоценных металлов», XVIII–XIX веков, и прилегающей территории проводятся земляные работы, производится выемка грунта с целью организации движения техники. В результате земляных работ полностью утрачено не менее 25% объекта. По результатам контрольного мероприятия в целях сохранения целостности объекта Управлением обществу 15 декабря 2020 года выдано предписание *** о приостановлении работ, которое направлено в адрес общества 16 декабря 2020 года и получено им 18 декабря 2020 года.
После получения 18 декабря 2020 года предписания от 15 декабря 2020 года *** обязанность по приостановлению работ на объекте культурного наследия, в том числе в границах территории объекта культурного наследия и на земельных участках непосредственно связанных с земельным участком в границе территории объекта культурного наследия, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность, ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» не исполнена, работы не приостановлены.
Факт совершения обществом вмененного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от 28 января 2021 года; копиями актов осмотра объекта культурного наследия от 15 декабря 2020 года ***, от 23 декабря 2020 года *** с фотоматериалами; предписания от 15 декабря 2020 г. ***; письма Управления от 24 декабря 2020 года ***; писем общества, поступивших в управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края 18 декабря 2020 года, 19 января 2021 года после получения предписания от 15 декабря 2020 года и письма Управления от 24 декабря 2020 года; предостережения от 17 декабря 2020 года *** о недопустимости нарушения обязательных требований; обращения Управления ФСБ России по Алтайскому краю от 14 декабря 2015 года ***; вышеуказанных приказов; проекта границ территории объекта культурного наследия «Комплекс памятников Змеиногорского рудника- крупнейшего в XVIII веке в Сибири горно-заводского производства по добыче драгоценных металлов», XVIII-XIX веков, выполненного ООО «Алтайгипрозем» в 2020 году; паспорта памятника «Змеиная гора» (прежнее наименование), оформленного Министерством истории и культуры РСФСР 10 ноября 1973 года; письма Управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края от 7 мая 2020 года; лицензии на пользование недрами, выданной Департаментом по недропользованию по Сибирскому федеральному округу 26 июля 2019 года; технического проекта разработки техногенного месторождения хвостохранилища Змеиногорской баритомоечной фабрики, утвержденного ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» 7 сентября 2020 года, не содержащего раздела на проведение работ по сохранению Объекта культурного наследия; решения Индустриального районного суда г.Барнаула от 11 марта 2021 года; договоров аренды земельных участков, в том числе участка с кадастровым номером *** частично входящего в территорию объекта культурного наследия «Плотина, построенная ФИО1 в 1753 г.», 1753 г.; информацией, предоставленной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю; показаниями допрошенного в качестве свидетеля главного специалиста отдела учета и популяризации управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края Т.К.Н., являвшегося очевидцем проведения земляных работ на объекте культурного наследия после получения обществом предписания от 15 декабря 2020 года и иными материалами.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья городского суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и сроки давности привлечения к административной ответственности соблюдены, наказание назначено в пределах санкции статьи 7.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка в жалобе на то, что не доказан факт проведения земляных работ именно обществом, не соответствует материалам дела, содержащим убедительные доказательства проведения обществом земляных работ на объекте культурного наследия и неисполнения обязанности по приостановлению этих работ после получения предписания.
Так, из материалов дела усматривается, что управлением государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края в письме от 7 мая 2020 года на обращение общества от 6 апреля 2020 года обществу было сообщено, что в границах представленной им схемы расположен объект культурного наследия «Комплекс памятников Змеиногорского рудника - крупнейшего в XVIII веке в Сибири горно-заводского производства по добыче драгоценных металлов», XVIII-XIX веков, включающий 8 объектов культурного наследия, в том числе «Плотина, построенная ФИО1 в 1753 г.», 1753 г., разъяснено право разработки и представления на согласование проектов границ территорий объектов культурного наследия, обращено внимание на недопустимость проведения работ без проектов обеспечения сохранности объектов культурного значения, включающих оценку воздействия проводимых работ на объект культурного наследия, с положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы и согласованных с управлением государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края.
Из проекта границ территории объекта культурного наследия «Комплекс памятников Змеиногорского рудника - крупнейшего в XVIII веке в Сибири горно-заводского производства по добыче драгоценных металлов», XVIII-XIX веков, выполненного ООО «Алтайгипрозем», утвержденного приказом управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края от 10 февраля 2021 года № 76 (далее – Проект границ), следует, что часть памятника «Плотина, построенная ФИО1 в 1753 г.» с участком территории Т-4 (граница территории объекта культурного наследия) находится в границах земельных участков, предназначенных для добычи и разработки полезных ископаемых (земельные участка с кадастровыми номерами ***; ***; ***; ***) (л.д.98 Проекта границ).
По сообщению ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю от 2 июня 2021 года в зону названного выше объекта культурного наследия частично входит земельный участок с кадастровым номером ***.
В материалах дела имеется копия договора *** от ДД.ММ.ГГ, согласно которому земельный участок с кадастровым номером *** предоставлен администрацией г.Змеиногорска в аренду ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» на срок с 1 декабря 2020 года по 1 июля 2021 года для разработки полезных ископаемых. В ходе рассмотрения дела обществом не оспаривался факт проведения работ на данном земельном участке.
Сопоставление схемы местоположения объекта культурного наследия в структуре населенного пункта (пункт 2.1 Проекта границ), схемы действующих границ земельных участков (пункт 4.1 Проекта границ) в цветном исполнении и фотографий с учетом показаний свидетеля позволяет прийти к выводам о проведении земляных работ на объекте культурного наследия и его территории, и на непосредственно связанном с ним земельном участке.
Факт выполнения земляных работ обществом подтверждается и его письмами, адресованными управлению государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края, и поступившими в Управление 18 декабря 2020 года, 19 января 2021 года.
Из актов осмотра объекта культурного наследия от 15 декабря 2020 года ***, от 23 декабря 2020 года *** с фотоматериалами с очевидностью следует, что в связи с проводимыми обществом работами наблюдается разрушение объекта культурного наследия. По состоянию на 15 декабря 2020 года в результате земляных работ полностью утрачено не менее 25 % объекта. Дополнительно зафиксировано проведение земляных работ по выемке грунта на участках к востоку и к югу от объекта. По состоянию на 22 декабря 2020 года, то есть после получения обществом 18 декабря 2020 года предписания *** от 15 декабря 2020 года, выявлено увеличение зоны разрушения объекта на 10 %, в результате земляных работ полностью утрачено не менее 35 % объекта, непосредственно на объекте зафиксирована работа экскаватора. Дополнительно зафиксировано проведение земляных работ по выемке грунта на участке к югу от объекта.
Таким образом, земляные работы на объекте культурного наследия «Плотина, построенная ФИО1 в 1753 г.», 1753 г., в том числе в границах территории этого объекта и на земельных участках, непосредственно связанных с земельным участком в границе территории объекта культурного наследия проводились ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика». При этом обязанность по приостановлению работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность, после получения письменного предписания государственного органа охраны объектов культурного наследия обществом выполнена не была, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что границы объекта культурного наследия не были установлены, обозначены на местности, сведения о таковых в Единый государственный реестр недвижимости не были внесены, в связи с чем отсутствовала возможность идентификации данного объекта на местности, границы территории данного объекта установлены лишь приказом управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края от 10 февраля 2021 года, не свидетельствуют об отсутствии в деянии общества состава вмененного правонарушения.
Из вышеприведенных доказательств с очевидностью следует, что информация о наличии в г.Змеиногорске объекта культурного наследия с 30 ноября 2017 года находилась в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Как указано выше, 7 мая 2020 года управлением государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края обществу сообщено о том, что в границах представленной схемы расположен объект культурного наследия.
Генеральный план муниципального образования город Змеиногорск Змеиногорского района Алтайского края содержит границы Змеиногорского рудника, который входит в Объект культурного наследия.
Кроме того, имеющееся описание объекта, включая его фотографическое изображение, позволяло идентифицировать данный объект на местности.
С учетом изложенного, ссылки в жалобе на то, что общество не предполагало и не могло предполагать о том, где именно находится объект культурного наследия, в связи с чем не смогло реализовать свои обязанности по исполнению предписания, безосновательны. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о границах территории объекта культурного наследия исполнению обязанности по приостановлению работ на объекте культурного наследия после получения письменного предписания не препятствовало.
Общество, проводившее земляные работы на объекте культурного наследия, после получения письменного предписания управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края обязано было приостановить эти работы, что им сделано не было
При доказанности факта совершения обществом вмененного правонарушения ссылки защитника на то, что судья в числе прочего основывается на предписании *** от 23 октября 2019 года, которое в материалах дела отсутствует, результатах проверки, проведенной Змеиногорской межрайонной прокуратурой, актов проверок от 23 октября 2020 года, 29 октября 2020 года, 24 ноября 2020 года в отношении иного объекта культурного наследия, на законность оспариваемого постановления не влияют и его отмену не влекут. При этом относительно указания на предписание № 1 от 23 октября 2019 года следует отметить, что фактически судьей допущена техническая описка, поскольку данное предписание было вынесено 23 октября 2020 года.
Довод о том, что судьей суда первой инстанции не дана оценка представленным обществом документам, включая технический проект разработки техногенного месторождения, лицензию, не может послужить основанием к отмене постановления, поскольку данные документы не опровергают факта совершения обществом вмененного правонарушения.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вопреки доводам жалобы, в рассматриваемом случае такая совокупность обстоятельств отсутствует, в связи с чем оснований для применения части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у судьи не имелось.
Указание заявителя на малозначительность деяния безосновательно.
В силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8, 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, охраняемые общественные отношения, основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют.
Существенных нарушений процессуальных требований, влекущих за собой отмену либо изменение постановления судьи, не допущено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Между тем в постановлении содержится суждение о том, что в ходе осуществления мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, входящих в состав ансамбля, проведенных управлением, установлено проведение обществом земляных работ на объекте культурного наследия «Карьер/разнос/» XVIII-XIX веков, в результате которых объекту причиняется ущерб, тогда как данные обстоятельства не имеют отношения к событию вмененного по настоящему делу административного правонарушения.
В этой связи постановление подлежит уточнению в соответствующей части с исключением из него вышеприведенного ошибочного вывода.
Между тем данные обстоятельства не повлияли на правильность квалификации деяния и наказания, назначенного в минимальном размере.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Змеиногорского городского суда Алтайского края от 4 апреля 2021 года оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Барнаульская баритомоечная фабрика» Н.О.В. - без удовлетворения.
Уточнить постановление с исключением выводов о проведении обществом с ограниченной ответственностью «Змеиногорская баритомоечная фабрика» земляных работ на объекте культурного наследия «Карьер/разнос/» XVIII-XIX веков, в результате которых объекту причиняется ущерб.
Решение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке статьи 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья В.В. Титова