ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-410/2021 от 07.10.2021 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Шкляр С.В. Дело № 7-436/2021 УИД: 22RS0008-01-2021-001249-17

№ 5-410/2021 (1 инстанция)

РЕШЕНИЕ

7 октября 2021 года г.Барнаул

Судья Алтайского краевого суда Пасынкова О.М., рассмотрев жалобу начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г.Заринске, Заринском, Залесовском, Кытмановском и Тогульском районах Л на постановление судьи Заринского городского суда Алтайского края от 30 июля 2021 года, которым в отношении

Я, ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

согласно протоколу об административном правонарушении от 25 июня 2021 года, составленному начальником Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г.Заринске, Заринском, Залесовском, Кытмановском и Тогульском районах Л, Я, проживающий по адресу: <адрес>, прибывший в Российскую Федерацию из Республики Казахстан 18 мая 2021 года, допустил невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а именно в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации не прошел лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР, в течение пяти календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации не прошел повторное аналогичного исследование, не разместил информацию о результате лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР в Едином портале государственных и муниципальных услуг посредством заполнения формы «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ru/400705/1), чем нарушил пункты 2.2., 2.5 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019». Деяние квалифицировано по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По делу вынесено вышеуказанное постановление.

В жалобе, поданной в краевой суд 12 августа 2021 года (копия постановления поступила в орган 4 августа 2021 года), должностное лицо, вынесшее постановление, начальник Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г.Заринске, Заринском, Залесовском, Кытмановском и Тогульском районах Л просит постановление отменить с возвращением дела на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что оснований к прекращению производство по делу не имелось, поскольку о времени и месте внесения изменений в протокол об административном правонарушении посредством составления данного процессуального документа в иной редакции Я был извещен надлежащим образом, соответствующее заказное письмо возвращено по истечении срока хранения, что подтверждается сведениями официального сайта АО «Почта России», тогда как такая форма внесения изменений в протокол об административном правонарушении Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях не противоречит.

В судебном заседании Я против доводов жалобы возражал. Начальник Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г.Заринске, Заринском, Залесовском, Кытмановском и Тогульском районах Л, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, об отложении судебного заседания не ходатайствовала.

Проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изучив доводы жалобы, выслушав Я, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу, судья городского суда пришел к выводам о том, что протокол об административном правонарушении недопустим как доказательство, поскольку составлен в отсутствие Я, надлежащим образом не извещенного о времени и месте его составления, поскольку по сведениям официального сайта АО «Почта России» отправление возвращено «по иным обстоятельствам», других доказательств извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не имеется, по делу составлены два протокола об административном правонарушении по одним и тем же обстоятельствам, что не предусмотрено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

С данными выводами согласиться нельзя.

В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 той же статьи).

Согласно части 6 данной статьи физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Толкование положений частей 4, 4.1, 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменения сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в названный процессуальный акт только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.

Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при составлении протокола по делу об административном правонарушении и внесении изменений в него. Административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в указанный протокол.

При этом форма внесения изменений в протокол об административном правонарушении - посредством исправления первоначально составленного документа либо изготовления нового протокола в иной редакции - не имеет значения.

Как предусмотрено частью 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации, об административных правонарушениях, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 31 августа 2005 года № 343.

В соответствии с пунктом 2 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года № 234 (далее - Правила оказания услуг почтовой связи), почтовые отправления (почтовые переводы) доставляются (выплачиваются) в соответствии с указанными на них адресами или выдаются (выплачиваются) в объектах почтовой связи, а также иными способами, определенными оператором почтовой связи. В ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов опускаются в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи, в частности извещения о регистрируемых почтовых отправлениях.

В силу пункта 34 Правил оказания услуг почтовой связи почтовые отправления разряда «судебное» и разряда «административное» при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней. При исчислении срока хранения почтовых отправлений разряда «судебное» и разряда «административное» день поступления и возврата почтового отправления, а также нерабочие праздничные дни, установленные трудовым законодательством Российской Федерации, не учитываются.

В соответствии с пунктами 10.3.3, 10.3.5-10.3.7 Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденного приказ ФГУП «Почта России» от 7 марта 2019 года № 98-п, почтовые отправления, поступившие в объект почтовой связи до выхода почтальонов в доставку, передаются почтальонам и доставляются в день поступления. По ходу движения по доставочному участку почтальон, в том числе при невозможности вручить РПО опускает извещения ф. 22 (ф. 22-о, ф. 22/119) в ячейки абонентских почтовых шкафов (почтовые абонентские ящики), проставляет причину невручения РПО в графе «Особые отметки» накладной поименной ф. 16-дп; опускает извещения ф. 22 (ф. 22-о, ф. 22/119) на РПО, подлежащие вручению в ОПС, в ячейки абонентских почтовых шкафов (почтовые абонентские ящики, почтовые шкафы опорных пунктов). По возвращении с доставочного участка в ОПС почтальон сдает отчет по результатам доставки в соответствии с Порядком оказания почтальонами услуг почтовой связи и сетевых услуг. После принятия отчета почтальона контролирующее лицо на основании накладных поименных ф. 16-дп с отметками почтальона о причинах невручения, извещений ф. 22 (ф. 22-о, ф. 22/119, бланков ф. Е 1-в «Подтверждение получения») на врученные РПО вносит информацию в ИС о результатах доставки.

Из материалов дела усматривается, что первоначально протокол об административном правонарушении был составлен 11 июня 2021 года.

Впоследствии 25 июня 2021 года должностным лицом в отсутствие Я внесены изменения в данный процессуальный документ посредством составления нового документа.

О времени и месте внесения изменений в протокол об административном правонарушении в 11 часов 25 июня 2021 года по адресу: <адрес>Я 15 июня 2021 года направлено извещение заказным письмом разряда «административное» по месту жительства (<адрес>

Из имеющегося в материалах дела списка *** внутренних почтовых отправлений от 11 июня 2021 года, представленного конверта, сведений официального сайта АО «Почта России», ответа АО «Почта России» от 30 сентября 2021 года на запрос, копии накладной ф.16-дп от 17 июня 2021 года, следует, что данная корреспонденция (ШПИ ***) 17 июня 2021 года поступила в отделение почтовой связи по месту вручения, в этот же день почтальоном осуществлялась ее доставка, вручить письмо не представилось возможным, в связи с чем в почтовый ящик было опущено извещение о поступлении отправления, 25 июня 2021 года письмо возвращено именно по истечении срока хранения.

Таким образом, почтовое отправление хранилось в отделении почтовой связи более 7 дней, кроме дней поступления и возвращения, в день поступления осуществлялась его доставка и оставлено извещение о поступлении, что свидетельствует о соблюдении Правил оказания услуг почтовой связи.

В этой связи вывод судьи о том, что данное извещение нельзя признать надлежащим уведомлением Я о времени и месте внесения изменений в протокол об административном правонарушении, не находит подтверждения по материалам дела.

В судебном заседании Я пояснил, что 26 мая 2021 года убыл в командировку в Лабытнанги через <адрес> на период до 31 августа 2021 года, при этом со слов супруги узнал о составления первоначального протокола об административном правонарушении, в связи с чем по телефону через «WhatsApp» передал ей результат исследования методом ПЦР, более результатом рассмотрения дела не интересовался, должностному лицу сведений о нахождении за пределами <адрес> и возможном способе передачи ему значимой по делу информации не сообщал, о месте его нахождения могла сообщить его супруга.

Между тем в материалах дела отсутствуют какие-либо сообщения о месте нахождения Я и способе передачи ему информации, притом что в анкете для прибывающих в Российскую Федерацию для пересечения границы он указал на то, что в течение 14 дней будет находится по вышеуказанному месту жительства в <адрес>.

С учетом изложенного выводы судьи о том, что протокол об административном правонарушении от 25 июня 2021 года недопустим как доказательств и имеются основания для прекращения производства по делу преждевременны.

Следует отметить, что согласно списка *** внутренних почтовых отправлений от 25 июня 2021 года, представленного конверта, сведений официального сайта АО «Почта России», ответа АО «Почта России» от 30 сентября 2021 года на запрос, копии накладной ф.16-дп от 28 июня 2021 года, копия протокола об административном правонарушении от 25 июня 2021 года (ШПИ ***) была направлена заказным письмом рахзряда «административное» по тому же адресу, поступила в отделение почтовой связи по месту вручения 28 июня 2021 года, в тот же день осуществлялась его доставка адресату, ввиду невозможности вручения оставлено извещение о поступлении отправления, 6 июля письмо возвращено по истечении срока хранения.

Изложенное также свидетельствует о соблюдении Правил оказания услуг почтовой связи.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Срок давности привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по настоящему делу не истек.

В этой связи постановление судьи городского суда подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное, всесторонне, полно и объективно исследовать обстоятельства дела, установить доводилась ли до должностного лица надлежащая информация о месте нахождения и способе информирования Я до внесения изменений в протокол об административном правонарушении, допросить об этих обстоятельствах в качестве свидетелей сотрудников вышеуказанного органа, вынести законное и обоснованное постановление.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Заринского городского суда Алтайского края от 30 июля 2021 года отменить, дело возвратить в тот же суд на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в порядке статьи 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья: О.М. Пасынкова