ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-412/19 от 28.01.2019 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья: Шумейкин А.П. Дело № 12-216/2019 (№ 5-412/2019)

64RS0028-01-2019-001361-61

РЕШЕНИЕ

03 декабря 2019 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Литвинова М.В., при секретаре Кузнецовой Н.А., рассмотрев жалобу руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Саратовской области Цымбал Д.Е. на постановление судьи Пугачевского районного суда Саратовской области от 15 октября 2019 года делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, в отношении Государственного учреждения здравоохранения Саратовской области «Пугачевская районная больница»,

установил:

постановлением судьи Пугачевского районного суда Саратовской области от 15 октября 2019 года Государственное учреждение здравоохранения Саратовской области «Пугачевская районная больница» (далее - ГУЗ «Пугачевская РБ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения.

В поданной в Саратовский областной суд жалобе руководитель Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Саратовской области Цымбал Д.Е. просит отменить постановление судьи, дело возвратить на новое рассмотрение, ссылаясь на необоснованность применения судьей положения статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Законный представитель ГУЗ «Пугачевская РБ» Болмосова И.В. в судебном заседании возражала по доводам жалобы, ссылаясь на недостаточное финансирование медицинского учреждения. Также пояснила, что в 2020 году денежные средства будут выделены и выявленные Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Саратовской области недостатки устранены.

Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило, об уважительной причине неявки не известили, в связи с чем жалоба рассмотрена их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность постановления в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 КоАП РФ), изучив доводы жалобы, заслушав Болмосову И.В., исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию к статье 19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В силу пункта 40 части 1 статьи 46 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

Требования к лицензиату для осуществления фармацевтической деятельности определены, в том числе в пункте 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года № 1081.

Согласно пункту 6 данного Положения осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения.

Как следует из материалов дела, на основании приказа врио руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Саратовской области от 30 июля 2019 года № П64-162/19 в отношении ГУЗ «Пугачевская РБ», расположенного по адресу: Саратовская область, город Пугачев, улица Советская, дом 142, осуществляющего на основании лицензии № ЛО-64-02-001954 от 01 июня 2017 года фармацевтическую деятельность по указанному адресу, а также по адресу: Саратовская область, город Пугачев, улица Бубенца, дом 53, в период с 05 по 30 августа 2019 года проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований в рамках федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств, лицензионного контроля фармацевтической деятельности, государственного контроля за обращением медицинских изделий, лицензионного контроля медицинской деятельности, государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Согласно акту от 30 августа 2019 года в ходе проверки выявлены нарушения подпунктов «а», «е», «з», «л» пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года № 1081.

По данному факту 30 августа 2019 года в отношении ГУЗ «Пугачевская РБ» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения учреждения к административной ответственности.

Должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, оспаривает вид назначенного судьей ГУЗ «Пугачевская РБ» административного наказания.

Вместе с тем при производстве по делу об административном правонарушении не учтено следующее.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Не оспаривая выявленные нарушения, законный представитель ГУЗ «Пугачевская РБ» ссылался на отсутствие необходимого финансирования медицинского учреждения.

В силу пункта 2 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного имущества. Порядок предоставления субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственным заданием признается документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг (выполнения работ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное задание должно содержать, в частности, показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных услуг (выполняемых работ).

Пунктом 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

Государственное (муниципальное) задание в части государственных (муниципальных) услуг, оказываемых федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями физическим лицам, формируется в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, формирование, ведение и утверждение которых осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Включение в указанные перечни (классификаторы) положений, приводящих к возникновению расходных обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), не допускается.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) вправе формировать государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг и выполнение работ учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципальными учреждениями муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта Российской Федерации) также в соответствии с региональным перечнем (классификатором) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами), в том числе при осуществлении переданных им полномочий Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Формирование, ведение и утверждение регионального перечня (классификатора) государственных (муниципальных) услуг и работ осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Включение в указанный перечень (классификатор) положений, приводящих к возникновению расходных обязательств муниципальных образований, не допускается.

В силу пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение выполнения государственных заданий осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, утверждаемых в указанном порядке, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что финансирование учреждения здравоохранения осуществляется за счет средств областного бюджета в объеме, определяемом в указанном выше порядке, обстоятельствами, подлежащими установлению по данному делу, являются, в том числе обстоятельства наличия у ГУЗ «Пугачевская РБ» возможности для соблюдения установленных правил и норм.

Между тем изложенные обстоятельства не были предметом проверки при производстве по делу об административном правонарушении, не получили какой-либо оценки с целью установления вины юридического лица в совершении вменяемого административного правонарушения, тогда как достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что ГУЗ «Пугачевская РБ» не были приняты зависящие от него меры для соблюдения вышеуказанных требований закона, в материалах дела не имеется.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах постановление судьи от 15 октября 2019 года подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Кроме того, на момент рассмотрения данной жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 3 статьи 19.20 названного Кодекса, по данному делу об административном правонарушении, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, истек.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Пугачевского районного суда Саратовской области от 15 октября 2019 года делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, в отношении Государственного учреждения здравоохранения Саратовской области «Пугачевская районная больница» - отменить, производство по делу прекратить.

Судья М.В. Литвинова