ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-42/2021 от 25.05.2021 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Бирилей Ч.Б. Дело № 5-42/2021

(12-64/2021)

РЕШЕНИЕ

г. Кызыл 25 мая 2021 года

Судья Верховного Суда Республики Тыва Салчак А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании протест исполняющего обязанности прокурора Бай-Тайгинского района Опай А.М. на постановление судьи Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва от 7 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя администрации муниципального района «Бай-Тайгинский район Республики Тыва» ФИО1

УСТАНОВИЛ:

постановлением исполняющего обязанности прокурора Бай-Тайгинского района Опай А.М. от 9 марта 2021 года в отношении председателя администрации муниципального района «Бай-Тайгинский район Республики Тыва» ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).

Постановлением судьи Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва от 7 апреля 2021 года производство по данному делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

На данное постановление судьи исполняющий обязанности прокурора Бай-Тайгинского района Опай А.М. подал протест, в котором просит его отменить как незаконное и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование протеста указано на то, что выводы суда об отсутствии в материалах дела данных об извещении ФИО1 о возбуждении дела об административном правонарушении несостоятельны, поскольку извещение было направлено по месту работы и вручено С.. Являясь председателем администрации муниципального района «Бай-Тайгинский район Республики Тыва», ФИО1 обязана надлежащим образом организовать получение документов, поступающих в администрацию района, в связи с чем несет риск последствий неполучения юридически важных сообщений. В связи с этим у лица, осуществляющего доставку документов (курьера), отсутствует обязанность по установлению наличия у должностного лица организации прав на получение входящих документов путем изучения должностной инструкции, приказов о назначении и т.д. Кроме того считает, что указанные судом обстоятельства неправильного оформления материалов дела об административном правонарушении являются основанием для возвращения материалов дела в орган, должностному лицу, возбудившим дело об административном правонарушении и не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения.

В судебное заседание прокурор, ФИО1, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения протеста, не явились.

Изучив доводы протеста, проверив материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Решением Хурала представителеймуниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» от 3 ноября 2020 года председателем администрации данного района назначена ФИО1

В ходе проведения проверки исполнения администрацией муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» законодательства в сфере противодействия антикоррупционным и экстремистским проявлениям, возникновению очагов социальной, межнациональной и межконфессиональной напряженности, исполняющим обязанности прокурора Бай-Тайгинского района 25 февраля 2021 года председателю администрации данного района ФИО1 направлено требование № ** о предоставлении сведений и документов в срок до 1 марта 2021 года.

Указанное требование и.о. прокурора, согласно подписи в нарочной книге доставки, получено Х. 25 февраля 2021 года.

Документы и информация по требованию прокурора от 25 февраля 2021 года № ** председателем администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» ФИО1 в срок до 1 марта 2021 года не представлены.

9 марта 2021 года и.о. прокурора Бай-Тайгинского района Опай А.М.вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 17.7 КоАП РФ в отношении данного должностного лица.

Судья Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва, прекращая производство по данному делу, исходил из того, что нарушен порядок привлечения лица к административной ответственности – постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в отсутствие должностного лица ФИО1, не извещенной надлежащим образом.

С таким выводом судьи следует согласиться по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ).

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

В силу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).

Согласно части 4.1 данной статьи, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

Исходя из положений статьи 25.15 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором может быть вынесено) в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.

Иное толкование приведенных выше норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении 9 марта 2021 года вынесено в отсутствие ФИО1, при этом в материалах дела не содержится данных, свидетельствующих об извещении ФИО1 о возбуждении дела в соответствии с вышеприведенными требованиями КоАП РФ. Доказательством надлежащего извещения ФИО1 не может являться требование прокурора о явке, полученное не самим этим лицом, а С.

В материалы дела не представлены сведения о том, что ФИО1 о возбуждении дела извещалась по месту жительства, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение непосредственно самому адресату.

Возбуждение дела об административном правонарушении в отсутствие не извещенной надлежащим образом ФИО1 не отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ и повлекло нарушение права указанного лица на защиту.

В нарушение пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению судьей районного суда не проверялось, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения соблюдения процедуры его оформления. При наличии в материалах дела данных, указывающих на нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья не возвратил материал по делу (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении) составившему его должностному лицу для устранения недостатков.

Вопреки доводам жалобы, в настоящее время возможность устранения недостатков постановления о возбуждении дела об административном правонарушении утрачена, возвращение его вынесшему постановление должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение указанного выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.

Вместе с тем вывод судьи районного суда о неизвещении ФИО1 о месте и времени вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушения, который явился основанием для прекращения производства по делу, обоснован, поскольку, как указывалось выше, ФИО1 лично не извещалась, сведений о том, что Х.. и С. передали ей требование и уведомление материалы дела не содержат.

По смыслу пунктов 2 и 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении недопустимо выносить решение, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление, за исключением отмены постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда от 7 апреля 2021 года, которым производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, подлежит оставлению без изменения, протест – без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва от 7 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя администрации муниципального района «Бай-Тайгинский район Республики Тыва» ФИО1 оставить без изменения, протест прокурора – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья А.А. Салчак