ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-431/2021 от 13.07.2021 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 12-2000/2021

(в районном суде № 5-431/2021) Судья Медведева Е.В.

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Санкт-Петербургского городского суда Грибиненко Н.Н.,

при секретаре Макеевой Т.М.,

рассмотрев 13 июля 2021 года в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу на постановление судьи Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 18 мая 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении

Общества с ограниченной ответственностью "Небоход-медиа", ИНН №..., ОГРН №... юридический адрес: <адрес>, лит. А, пом. 9-Н,

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протоколу об административном правонарушении ООО «Небоход-Медиа» совершило распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния, а именно:

26.11.2020 года в 12 час. 06 мин. по адресу: <адрес>, лит. А, пом. 9-Н, допустило размещение в средстве массовой информации сетевом издании «The Moscow Post» (регистрация от 25.06.2014 №ЭЛ № ФС 77 – 58429) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: http://www.moscow-post.su/economics/kak sechin zakalyaet byudzhetnuya stal34213/?fbclid=IwAR02Pllr9SwXs KE Oe mllo8nMhxeGPdces99sVXbjZ0IaduiXJNCWipU публикации «Как Сечин закаляет бюджетную сталь» с недостоверной общественно значимой информацией о реализации проектов «Судостроительная верфь «Звезда» и «Восток Ойл» о необоснованном расходовании бюджетных средств, в связи с закупкой СПГ-танкеров по завышенной стоимости, неподтвержденными доводами о возможных коррупционных связях ПАО «НК Роснефть» с иностранными нефтяными компаниями.

В данной статье указано: «Новый проект «Ростенфти» по строительству металлопрокатного завода в Приморье… не нужен рынку…», «… сталь и без того поставляется на верфь из Южной Кореи… в России достаточно своих сталепрокатных заводов для обеспечения «Звезды» «Речь о заказе газовозов для проектов «Новатэка» Леонида Михельсона для загрузки Севморпути. Итогами этого противостояния стал заказ на «Звезде» 15 СПГ-танкеров для «Новатэка». И это при одном очень важном условии: если компания будет вывозить добываемый газ российскими газовозами, производимыми исключительно на судоверфи «Звезда». Долгое время Михельсон добивался возможности заказать танкеры в другом месте, в частности, в Южной Корее. Там и цена ниже, и согласовывать свои действия с Сечиным не пришлось бы. Но не вышло… То есть газовозы «Новатэку» отпускаются по рыночной цене, хотя стоимость их возведения на «Звезде» должна быть выше, чем в Южной Корее. Настолько уж эффективные у судоверфи управленцы. А разницу для «Звезды»… покрывают за счёт бюджета, который формируется из наших с вами налогов…» «Но «Звезда» похожа не только на кормушку… Чего… не скажешь о скандальном проекте «Восток Ойл» «Сколько мы ещё потеряем от вложений в никому не нужный, по сути, металлопрокатный завод в соседней со «Звездой» бухте?»

В данной статье размещена информация о реализации значимых в области энергетики и промышленности Российской Федерации проектов, недостоверные сведения о реализации проектов «Судостроительная верфь «Звезда» и «Восток Ойл», о необоснованном расходовании бюджетных средств, в связи с закупкой СПГ-танкеров по завышенной стоимости, неподтвержденные доводы о возможных коррупционных связях ПАО «НК Роснефть» с иностранными нефтяными компаниями, создавшее угрозу массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности. Заведомая недостоверность оценок эффективности проектов и их необходимости для экономики страны в целом и одновременно их общественная значимость подтверждаются как фактом реализации указанных проектов на основании соответствующих правительственных поручений, так и по оценкам значимости и поддержкой проектов со стороны первых лиц государства.

Таким образом, в действиях ООО «Небоход-Медиа» содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.9 ст.13.15 КоАП Российской Федерации.

Постановлением судьи Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 18 мая 2021 года производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Небоход-Медиа» по ч. 9 ст. 13.15 КоАП Российской Федерации прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП Российской Федерации, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой, в которой просит постановление отменить. В обоснование жалобы указал, что недостоверность сведений подтверждается как объективным анализом текущей деятельности ССК «Звезда» и ПАО «НК Роснефть», так и имеющимся в материалах дела пояснениями ПАО «НК Роснефть».

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу по доверенности Степура А.С. в судебное заседание явился, доводы жалобы поддержал.

Исследовав материалы дела, заслушав защитника ООО «Небоход-Медиа» Чангли А.И., изучив доводы подателя жалобы, считаю жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации, цезура запрещается. Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Применительно к свободе массовой информации на территории Российской Федерации действует статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с частью первой которой каждый человек имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.

Вместе с тем в части 2 статьи 10 названной Конвенции указано, что осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия. При этом положения данной нормы должны толковаться в соответствии с правовой позицией Европейского Суда по правам человека, выраженной в его постановлениях.

В соответствии с ч.ч.1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Одновременно Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" запрещает злоупотребление свободой массовой информации. При этом запрет неравнозначен цензуре и направлен на защиту прав личности, общественных и государственных интересов от недостоверной информации.

Предусмотренное статьями 23 и 46 Конституции Российской Федерации право каждого на защиту своей чести и доброго имени, а также установленное статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации право каждого на судебную защиту чести, достоинства и деловой репутации от распространенных не соответствующих действительности порочащих сведений является необходимым ограничением свободы слова и массовой информации для случаев злоупотребления этими правами.

Согласно части первой статьи 56 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

При этом в силу положений ст.57 Закона о средствах массовой информации редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо наносящих вред здоровью и (или) развитию детей, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста, если, среди прочего, они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации (за исключением случаев распространения информации, указанной в части шестой статьи 4 настоящего Закона), которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

Частью 9 статьи 13.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Как следует из материалов дела, 23.12.2020 года (исх. №ИС-647) генеральному прокурору РФ от главного исполнительного директора ПАО «НК «Роснефть» было направлено уведомление о распространении заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений на интернет-сайте «The Moscow Post» под заголовком «Как Сечин «закаляет» бюджетную сталь». При этом приведены цитаты из публикации, которые, по мнению заявителя, содержат заведомо недостоверную информацию о ключевых в области энергетики страны проектах, таких как «Судостроительная верфь «Звезда», планируемый к реализации проект по строительству металлопрокатного завода, проект «Восток Ойл», а также ставится под сомнение целесообразность, эффективность и в целом экономическая обоснованность реализуемых или планируемых к реализации стратегических для энергетического и промышленного секторов российской экономике проектов, приводятся ложные утверждения о необоснованном и неоправданном использовании средств налогоплательщиков РФ, содержаться призывы прекратить финансирование «никому не нужного» металлопрокатного завода. Тем самым публикацией создается угроза возникновению препятствий функционированию, реализации или даже срыва указанных проектов вследствие падения их инвестиционной привлекательности в глазах инвесторов и потенциальных контрагентов.

19.01.2021 года заместителем генерального прокурора РФ в адрес руководителя Роскомнадзора направлено требование о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам в отношении вышеуказанной публикации.

Определением от 01.02.2021 года начальника отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по СЗФО Сизовой А.Д. в отношении главного редактора сетевого издания «The Moscow Post» Козлова А.Л. возбуждено дело об административном правонарушении по ч.9 ст.13.15 КоАП РФ и принято решение о проведении административного расследования. Основанием для возбуждения дела послужило поступившее вышеуказанное требование прокурора с приложенными к нему снимками экрана с публикацией «Как Сечин «закаляет» бюджетную сталь».

На основании указанных выше, а также полученных в результате административного расследования сведений и документов о средстве массовой информации сетевом издании «The Moscow Post» и его учредителе ООО «Небоход-медиа», 30.03.2021 года в отношении ООО «Небоход-медиа» составлен протокол об административном правонарушении №АП-78/8/952 о привлечении к ответственности по ч.9 ст.13.15 КоАП РФ, который содержит цитаты из публикации по форме и содержанию идентичные вышеуказанному обращению исполнительного директора ПАО «НК «Роснефть».

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Совокупность установленных должностным лицом и судьей районного суда фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования собранных по делу доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Выводы судьи Петроградского районного суда Санкт-Петербурга соответствуют установленным по делу обстоятельствам.

Так, указанные в протоколе об административном правонарушении выдержки из рассматриваемой публикации приведены в сокращенном виде, в связи с чем искажают её содержание и восприятие.

При цитировании фраз из публикации: «Новый проект «Ростенфти» по строительству металлопрокатного завода в Приморье… /кажется/ не нужен рынку…», «А разницу для «Звезды»…/видимо/ покрывают за счёт бюджета, который формируется из наших с вами налогов…», «Чего… /кажется/ не скажешь о скандальном проекте «Восток Ойл», - исключены вводные слова «кажется» и «видимо». Указанные вводные слова являются грамматическим средством формулировки предположения, в связи с чем данные фразы в публикации не могут быть утверждением о фактах, а представляют собой выражение мнения, предположения автора публикации.

Кроме того, текст имеет множество отсылок на публикации других СМИ, которые автор используется как источник приведенных сведений. Данное обстоятельство не исследовано и не учтено при составлении протокола об административном правонарушении, несмотря на то, что в силу вышеуказанных положений ст.57 Закона о средствах массовой информации исключает ответственность за такие сведения.

В частности, процитированный в протоколе об административном правонарушении фрагмент публикации: «Речь о заказе газовозов для проектов «Новатэка» Леонида Михельсона для загрузки Севморпути. Итогами этого противостояния стал заказ на «Звезде» 15 СПГ-танкеров для «Новатэка». И это при одном очень важном условии: если компания будет вывозить добываемый газ российскими газовозами, производимыми исключительно на судоверфи «Звезда», содержит отсылку – об этом писал «Коммерсант».

Упомянутая автором статьи информация о том, что «сталь и без того поставляется на верфь из Юной Кореи», «в России достаточно своих сталепрокатных мощностей для обеспечения «Звезды», а также о более низкой цене танкеров в Южной Корее и связанных с этим возможностей заказать их там, никак не опровергаются представленными материалами дела, в связи с чем не может быть признана недостоверной. Остальные, вытекающие из этого высказывания автора публикации являются его выводами и предположениями, то есть выражением мнения.

Сам по себе, негативный анализ автором публикации ситуации, связанной с упомянутыми в ней проектами, не является распространением заведомо не достоверной информации, а представляет собой привлечение внимания читателя к проблеме и выражение мнения автора по теме, не запрещенной законом, независимо от оценки рассматриваемых проектов как значимых со стороны правительственных органов или иных официальных лиц государства.

Изложенное с учетом приведенных выше правовых норм исключает наличие в действиях совершение ООО «Небоход-медиа» вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ, и является основанием для освобождения его от административной ответственности.

Кроме того, по делу отсутствуют доказательства, подтверждающие, что распространение информации создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности.

Согласно Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 года N Пр-2685 угрозой общественной безопасности является прямая или косвенная возможность нанесения ущерба правам и свободам человека и гражданина, материальным и духовным ценностям общества.

В статье 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности" безопасность определена как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности (статья 4).

Исходя из диспозиции части 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, данная норма не предусматривает административную ответственность за недостоверные сведения, если они не повлекли угрозу наступление последствий, указанных в названной норме.

Между тем протокол об административном правонарушении, не содержит данных, в чем выражена угроза массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности.

Доводы жалобы, поданной в Санкт-Петербургский городской суд, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств.

Таким образом, поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана правильная оценка, при этом нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения оспоренных актов не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление судьи Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 18 мая 2021 года - оставить без изменения, жалобу У. Ф. службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному Ф. округу на постановление судьи Петроградского районного суда Санкт-Петербурга без удовлетворения.

Судья Грибиненко Н.Н.