ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-434/2021 от 04.08.2021 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Ермаков А.Е. Дело № 12-425/2021

(дело № 5-434/2021)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Пристром И.Г., при секретаре судебного заседания Сметаниной Е.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании 04 августа 2021 года в городе Сыктывкаре Республики Коми жалобу защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, ООО «Жешартский ЛПК» Биттнер Н.С. на постановление судьи Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 24 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Жешартский ЛПК»,

установил:

постановлением судьи Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 24 июня 2021 года ООО «Жешартский ЛПК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 6000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, защитник юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, ООО «Жешартский ЛПК» Биттер Н.С. просит постановление судьи районного суда отменить, как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения. В обоснование доводов жалобы указано, что ООО «Жешартский ЛПК» не осуществляло перевозку подкарантинной продукции, поскольку в момент её перевозки не являлось ни собственником, ни владельцем данной продукции, в связи с чем, по мнению, ООО «Жешартский ЛПК», возложение на Общество обязанности по оформлению карантинного сертификата для перевозки подкарантинной продукции является необоснованным.

Защитник юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, ООО «Жешартский ЛПК» Биттнер Н.С. извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании не принял.

Участвующий в судебном заседании должностное лицо Североморского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, составившее протокол об административном правонарушении, Киршин Е.В. с доводами жалобы не согласился, просил в удовлетворении жалобы отказать, процессуальные решения по делу об административном правонарушении оставить без изменения.

Руководствуясь положениями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалоба рассмотрена при имеющейся явке лиц.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав мнение должностного лица составившего протокол Киршина Е.В., прихожу к следующим выводам.

Статьей 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом указанного административного правонарушения являются общественные отношения в области обращения подкарантинных продукции, грузов и материалов при их производстве, заготовке, перевозке, хранении, переработке, использовании и реализации. Предметом названного правонарушения являются включенные в перечни продукции, грузов и материалов (карантинных объектов), в том числе, товары животного или растительного происхождения, в отношении которых установлены специальные правила с целью недопущения распространения заболеваний людей, животных и растений, возбудителей этих заболеваний. В соответствии с требованиями действующего законодательства указанные продукты, товары или продукция подлежат специальному карантинному контролю, осуществляемому уполномоченными на то органами государственного надзора.

Объективная сторона правонарушения выражается, в том числе в реализации или перевозке подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) с несоблюдением мер по исключению возможного заражения определенной территории карантинными объектами или без письменного разрешения (специального сертификата) специально уполномоченного органа по обеспечению карантинных мероприятий.

Как следует из материалов дела и установлено судьёй, <Дата обезличена> года около ... часов ... минут на территории ... лесничества квартал <Номер обезличен> делянка <Номер обезличен> ООО «Жешартский ЛПК» на основании договора поставки лесопродукции № <Номер обезличен> от <Дата обезличена> года осуществило реализацию ... подкарантинной продукции брёвна еловые для распиловки и строгания древесины в количестве ... куб.м без документа об установлении карантинного фитосанитарного состояния подкарантинной продукции, то есть карантинного сертификата, для последующей перевозки и вывоза в <Адрес обезличен>. 2, из карантинной фитосанитарной зоны, установленной приказами Управления Россельхознадзора по Республике Коми № 118 от 24 ноября 2020 года «О введении карантинного фитосанитарного режима и об установлении карантинной фитосанитарной зоны по малому черному еловому усачу», № 119 от 24 ноября 2020 года «О введении карантинного фитосанитарного режима и об установлении карантинной фитосанитарной зоны по большому черному еловому усачу», № 120 от 24 ноября 2020 года «О введении карантинного фитосанитарного режима и об установлении карантинной фитосанитарной зоны по черному сосновому усачу», автомашиной марки ... с государственным регистрационным знаком <Номер обезличен> с прицепом под управлением водителя ФИО10

Приведенные обстоятельства стали основанием для составления 21 мая 2021 года должностным лицом Североморского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в отношении юридического лица ООО «Жешартский ЛПК» протокола № <Номер обезличен> об административном правонарушении, предусмотренном статьей 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Правовые основы регулирования в области карантина растений, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также основные права и обязанности физических лиц, индивидуальных предпринимателей (включая иностранных граждан и лиц без гражданства, должностных лиц), российских юридических лиц, иностранных организаций в области карантина растений, установлены Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 206-ФЗ «О карантине растений».

Согласно положениям статьи 2 Федерального закона № 206-ФЗ «О карантине растений» под карантинным сертификатом понимается документ, который удостоверяет соответствие партии подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям и выдан федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, при перемещении подкарантинной продукции по территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 18 Федерального закона № 206-ФЗ «О карантине растений» на период действия карантинного фитосанитарного режима могут устанавливаться запреты и (или) ограничения в отношении вывоза без карантинного сертификата из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим.

Пунктом 9 части 1 статьи 32 Федерального закона № 206-ФЗ «О карантине растений» предусмотрена обязанность граждан, юридических лиц, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции осуществлять перевозку подкарантинной продукции с применением мер, исключающих возможность её потерь и возможность заражения и (или) засорения территории Российской Федерации карантинными объектами.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона № 206-ФЗ «О карантине растений» в случае введения карантинного фитосанитарного режима и установления временных ограничений, предусмотренных пунктом 5 части 3 статьи 18 Федерального закона, вывоз из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим, осуществляется на основании карантинного сертификата в форме электронного документа.

Для получения карантинного сертификата гражданином, юридическим лицом в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, или его территориальный орган представляются: 1) заявление о выдаче карантинного сертификата; 2) сведения о наименовании и месте нахождения получателя или грузополучателя, отправителя или грузоотправителя подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в соответствии с транспортными документами и иными документами; 3) сведения о наименовании указанной в пункте 2 настоящей части подкарантинной продукции и ее объеме; 4) сведения о транспортных средствах; 5) заключение о карантинном фитосанитарном состоянии указанной в пункте 2 настоящей части подкарантинной продукции (часть 2 статьи 21 Федерального закона № 206-ФЗ «О карантине растений»).

Карантинный сертификат оформляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, в течение трех дней со дня представления гражданином, юридическим лицом документов и сведений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, путем внесения соответствующих сведений в федеральную государственную информационную систему в области карантина растений, после чего карантинному сертификату присваивается уникальный идентификационный номер (часть 3 статьи 21 Федерального закона № 206-ФЗ «О карантине растений»).

Таким образом, приведенные выше нормы права предусматривают, что карантинным сертификатом должна сопровождаться подкарантинная продукция, вывозимая из карантинной фитосанитарной зоны.

Приказами Управления Россельхознадзора по Республике Коми № 118 от 24 ноября 2020 года «О введении карантинного фитосанитарного режима и об установлении карантинной фитосанитарной зоны по малому черному еловому усачу Monochamus sutor Linnaeus», № 119 от 24 ноября 2020 года «О введении карантинного фитосанитарного режима и об установлении карантинной фитосанитарной зоны по большому черному еловому усачу Monochamus urussovii (Fischer v. Waldheim)», № 120 от 24 ноября 2020 года «О введении карантинного фитосанитарного режима и об установлении карантинной фитосанитарной зоны по черному сосновому усачу Monochamus galloprovincialis (Olivier)» в границах Республики Коми установлена карантинная фитосанитарная зона и введён карантинный фитосанитарный режим, запрещающий вывоз без карантинного сертификата из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции.

Установлено, что в соответствии с договором поставки № <Номер обезличен> от <Дата обезличена> года ООО «Жешартский ЛПК» (поставщик) поставляет лесопродукцию ...» (покупателю). По условиям приведенного договора поставщик обязуется поставить (передать в собственность), а покупатель принять и оплатить лесопродукцию (товар) на условиях, предусмотренных настоящим договором, со сроком поставки товара по договору с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> (пункт 1 Договора).

Пунктами 2.4 и 2.5 Договора поставки № <Номер обезличен> предусмотрено, что право собственности на товар от поставщика к покупателю переходит на складе поставщика в момент передачи товара покупателю либо привлеченному им перевозчику (уполномоченному представителю) и подписании товарной накладной. Приемка товара по количеству и качеству осуществляется покупателем в момент отгрузки товара со склада поставщика.

Пункт 2.7 Договора прямо возлагает на поставщика обязанность оформить транспортные и сопроводительные документы на транспортировку товара.

Частью 1 статьи 50.3 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривающей общие положения о транспортировке древесины и об учете сделок с ней, определено, что транспортировка древесины и сделки с ней осуществляются в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом положений главы 2.2 данного Кодекса.

Транспортировка и доставка груза на основании договора перевозки или поставки представляет собой сложное по своему составу обязательство, в которое могут быть вовлечены несколько субъектов. Грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик выступают в качестве непосредственных участников договора перевозки (поставки).

Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» установлено, что данный закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов, а также общие условия предоставления услуг грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

В силу части 4 статьи 8 Федеральный закон № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» в целях беспрепятственного осуществления перевозки груза грузоотправитель обязан приложить к транспортной накладной документы, предусмотренные санитарными, таможенными, карантинными, иными правилами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также сертификаты, паспорта качества, удостоверения, другие документы, наличие которых установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» разъяснено, что по смыслу части 4 статьи 8 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ лицо, выступающее грузоотправителем несет риски, связанные с отсутствием у перевозчика документов, необходимых для беспрепятственного осуществления перевозки груза, в том числе документов, предусмотренных санитарными, таможенными, карантинными и иными правилами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Проверка правильности и полноты этих документов не является обязанностью перевозчика. По общему правилу, грузоотправитель обязан возместить перевозчику убытки, в том числе суммы, выплаченные перевозчиком иным лицам в связи с отсутствием, недостоверностью или неполнотой указанных документов.

Учитывая установленные по делу обстоятельства во взаимосвязи с вышеуказанными положениями законодательства, судья районного суда верно исходил из того, что субъектом вменяемого правонарушения является привлечённое к административной ответственности юридическое лицо ООО «Жешартский ЛПК», которое будучи собственником лесопродукции до момента его погрузки на погрузочном пункте, в нарушение правил реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), являясь грузоотправителем по договору поставки лесопродукции от <Дата обезличена> года № <Номер обезличен>, по условиям которого лесопродукция должна была быть поставлена на территорию другого региона с обязательным и неизбежным вывозом лесопродукции за пределы карантинной фитосанитарной зоны, реализовало подкаратинную продукцию в нарушение правил, не выполнив установленные законом обязанности получить и приложить к транспортной накладной документы, предусмотренные карантинными правилами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, не приложив карантинный сертификат, наличие которого установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, чем допустило соответствующее нарушение правил реализации подкарантинной продукции.

Анализ приведённых выше норм права позволяет суду сделать вывод о том, что обязанность получить и приложить к транспортной накладной документы, предусмотренные карантинными правилами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе карантинный сертификат, возлагалась именно на ООО «Жешартский ЛПК» как на собственника товара (к моменту его погрузки и реализации) и как на грузоотправителя, который несёт риски, связанные с отсутствием у перевозчика документов, необходимых для беспрепятственного осуществления перевозки груза, в том числе, при вывозе подкарантинной продукции из карантинной фитосанитарной зоны.

Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с положениями статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Факт совершения указанного административного правонарушения и вина ООО «Жешартский ЛПК» во вменённом правонарушении подтверждена совокупностью исследованных по делу доказательств, а именно протоколом № <Номер обезличен> от 21 мая 2021 года об административном правонарушении, рапортом государственного инспектора Управления Россельхознадзора по Республике Коми ФИО11 от 05 апреля 20231 года, рапортом начальника смены дежурной части МОМВД России «Сысольский» ФИО12. от 27 марта 2021 года, объяснениями водителя ФИО10 от 27 марта 2021 года об обстоятельствах перевозки подкарантинной лесопродукции, сопроводительным документом на транспортировку древесины от 27 марта 2021 года, транспортной накладной от 26 марта 2021 года, содержащей сведения о приёмке груза в пункте назначения по адресу: <Адрес обезличен>, лесной декларацией (с приложениями) № 6, актом проверки № <Номер обезличен> от 11 мая 2021 года и иными письменными документами, которые получили надлежащую правовую оценку судьей районного суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Судьёй районного суда верно установлен факт несоблюдения ООО «Жешартский ЛПК» требований закона об обращении с подкарантинными объектами, в связи с чем, выводы о наличии в действиях ООО «Жешартский ЛПК» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются обоснованными.

Доводы жалобы о том, что юридическое лицо после погрузки лесопродукции не являлось собственником (владельцем) подкарантинной продукции, и при его вывозе из карантинной фитосанитарной зоны уже не имело обязанности получать карантинный сертификат, в связи с чем, не является субъектом вмененного правонарушения, являются несостоятельными, поскольку совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждено, что ООО «Жешартский ЛПК», будучи собственником лесопродукции до момента его погрузки на погрузочном пункте, а также являясь грузоотправителем по договору поставки лесопродукции от 17 декабря 2020 года № <Номер обезличен>, по условиям которого лесопродукция должна была быть поставлена на территорию другого региона с обязательным и неизбежным вывозом лесопродукции за пределы карантинной фитосанитарной зоны, реализовало подкаратинную продукцию в нарушение карантинных правил, не получив в установленном порядке и не приложив к сопроводительным документам карантинный сертификат, наличие которого установлено действующим законодательством, чем допустило соответствующее нарушение правил реализации подкарантинной продукции.

Обстоятельств, свидетельствующих о том, что обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения вменяемого административного правонарушения, судом не установлено.

Доводы жалобы направлены на переоценку выводов судьи районного суда, вместе с тем, доказательств, отвечающих критериям относимости, допустимости и достоверности, которые бы ставили под сомнение объективность выводов судьи районного суда, материалы дела не содержат.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Порядок и сроки давности привлечения ООО «Жешартский ЛПК» к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении не нарушены и соблюдены.

Постановление судьи районного суда мотивировано, отвечает требованиям, предъявляемым Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований не согласиться с которым не имеется.

Административное наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции, предусмотренной статьей 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учётом требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Существенных процессуальных нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу, влекущих за собой отмену постановления судьи, допущено не было.

При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление судьи районного суда является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения указанного судебного акта не установлено.

Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 24 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Жешартский ЛПК» - оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Жешартский ЛПК» Биттнер Н.С. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья - И.Г. Пристром