ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-437/2021 от 24.11.2021 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Ерчин Ю.Н. дело № 12-557/2021 (дело № 5-437/2021)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Попов В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 24 ноября 2021 года в городе Сыктывкаре Республики Коми жалобу защитника ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" Романчук А.С. на постановление судьи Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 25 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми",

установил:

государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Усть-Куломскому району Рассыхаевым Д.А. 28 сентября 2021 года в отношении юридического лица ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" составлен протокол об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с проведением административного расследования материалы дела об административном правонарушении на основании части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях переданы на рассмотрение в Усть-Куломский районный суд Республики Коми.

Постановлением судьи Усть-Куломского районного суда от 25 октября 2021 года юридическое лицо ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник юридического лица ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" Романчук А.С. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой постановление судьи районного суда просит отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, считая, что вина учреждения в совершении вменяемого административного правонарушения отсутствует по следующим основаниям: - учредителем учреждения перечни объектов содержания, ремонта и капитального ремонта, лимиты бюджетных обязательств по данному объекту и соответствующие задания не доводились; - финансовые средства на указанные цели не выделялись; - правовые основания для заключения государственных контрактов с подрядчиками отсутствовали. Судьей районного суда допущены процессуальные нарушения правил подсудности при рассмотрении дела, поскольку не имеется сведений о фактическом проведении административного расследования, а подсудность дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии, определяется по месту нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Юридическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" и должностное лицо административного органа, составившее протокол об административном правонарушении, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании не приняли.

Руководствуясь положениями статей 25.1 и 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие участвующих в деле лиц, явку которых не признаю обязательной.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" явились выявленные 01 сентября 2021 года в 09 часов 00 минут на автомобильной дороге "Сыктывкар-Троицко-Печорск" нарушения на следующих участках: с км. 17 + 500 по км.20; с км. 20 + 300 по км.26: с км 27 + 500 по км. 34; с км. 45 + 300 по км. 49, а именно в нарушение пункта 5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017 на покрытии проезжей части дороги имеются дефекты в виде многочисленных выбоин отдельные из которых длиной более 15 см, глубиной более 5 см, площадью более 0,06 м?, в соответствии с актом выявленных недостатков от 01.09.2021, тем самым был нарушен пункт 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090.

Указанные обстоятельства стали основанием для вывода судьи районного суда о необеспечении ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми", как ответственным лицом, безопасности дорожного движения на указанных участках автомобильной дороги в соответствии с Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ, нарушении требований его статьи 12, а также пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, пункта 5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно части 1 статьи 17 названного Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В силу положений статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 "О Правилах дорожного движения", установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст. утвержден ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля".

Пункт 5.2.4. ГОСТ Р 50597-2017 предписывает, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

Факт совершения юридическим лицом административного правонарушения и вина в его совершении подтверждается совокупностью исследованных по делу доказательств, а именно: - протоколом об административном правонарушении от 28 сентября 2021 года об обстоятельствах правонарушения; - актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги Усть-Кулом-Усть-Нем-Мыелдино с км 17+500 по км 20, с км 20+300 по км 26, с км 27+500 по км 34, 45+300 км по км.49 с прилагаемой фототаблицей (диск); - письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми от 09.09.2021 № 03-26-01/11437; - письмом ГКУ РК "УправтодорКоми" 09.09.2021 № 04/3008; - Уставом ГКУ РК "УправтодорКоми"; - свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения; - копией государственного контракта <Номер обезличен> на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и мостовых сооружений в МО МР "Усть-Куломский", МО МР "Корткеросский" в 2020-2021 годы с приложением - перечень автомобильных дорог и техническими заданиями; - выпиской из ЕГРЮЛ от 07.09.2021 № ЮЭ9965-21-238152991; - справкой ОМВД России по Усть-Куломскому району о привлечении ГКУ РК "УправтодорКоми" к административной ответственности; - Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми; - распоряжением Правительства Республики Коми от 30.11.2009 № 438-Р; - копией решения Дорожного агентства Республики Коми "О передаче государственного имущества Республики Коми в оперативное управление" от 1 января 2015 года № 1; - копией акта приема-передачи от 1 января 2015 года, а также иными письменными материалами дела, которым судьей районного суда дана надлежащая правовая оценка в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относимость, допустимость, достоверность и достаточность которых сомнений у суда не вызывают.

Субъектами указанного административного правонарушения являются лица, ответственные за состояние дорог или дорожных сооружений. Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.

Статьей 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также физическими и юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.

Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения и частные автомобильные дороги, что регламентировано статьей 5 Федерального закона.

Согласно части 6 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъекта.

Установив факт нарушения вышеназванных требований пунктов правил (ГОСТа), судья районного суда, руководствуясь приведенными положениями закона при рассмотрении дела по существу и решении вопроса о привлечении ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" к административной ответственности, пришел к правильному выводу, что именно указанное Учреждение является лицом ответственным за нарушение требований действующего законодательства по обеспечению надлежащей эксплуатации дорог и обеспечению безопасности дорожного движения.

Постановлением Правительства Республики Коми от 05 ноября 2020 года N 540 утверждено Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, которое наделено функциями и полномочиями учредителя некоторых государственных учреждений Республики Коми по перечню согласно приложению N 2, в том числе Государственного казенного учреждения Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми".

Таким образом, функциями и полномочиями учредителя указанного государственного учреждения Республики Коми с 05 ноября 2020 года обладает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми.

Согласно Уставу ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми исполняет функции и полномочия учредителя Учреждения (пункт 2 раздела 1 "Общие положения"). Учреждение является юридическим лицом с момента государственной регистрации (пункт 7 раздела 1 "Общие положения").

В силу пункта 15 Устава предметом деятельности Учреждения является оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации, в пределах определенной Уставом компетенции, полномочий Министерства и Правительства Республики Коми.

В соответствии с положениями Устава за ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" на праве оперативного управления уполномоченным органом Республики Коми закрепляется имущество, которым Учреждение владеет, пользуется и распоряжается в соответствии с его назначением, целями, направлением деятельности Учреждения, действующим законодательством и Уставом.

В соответствии с целями, определенными Уставом, ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" обязано обеспечивать сохранность автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Коми (пункт 16.1); улучшение, сохранение транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального значения (пункт 16.2); создание условий для безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения (пункт 16.4); осуществление контроля за выполнением работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 16.5); обеспечение транспортной безопасности автомобильных дорог регионального значения (пункт 16.7).

Для осуществления целей Учреждение выполняет функции заказчика, застройщика при проведении строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог регионального значения (пункт 17.3); осуществляет контроль, в том числе лабораторный, за соответствием выполняемых подрядными организациями работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального значения, требованиям технических регламентов, заключенных государственных контрактов (пункт 17.4). Учреждение самостоятельно распоряжается денежными средствами, полученными из республиканского бюджета Республики Коми, в соответствии с их целевым назначением (пункт 25).

Решением Дорожного агентства Республики Коми № 1 от 01 января 2015 года "О передаче государственного имущества Республики Коми в оперативное управление" и актом приема-передачи от 01 января 2015 года право оперативного управления, в том числе, на указанную выше автомобильную дорогу передано Государственному казенному учреждению Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми". Таким образом, с момента издания соответствующего документа о закреплении имущества на праве оперативного управления и составления акта приема-передачи у ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" возникла обязанность по надлежащему содержанию дорог в связи с фактическим ведением уставной деятельности.

По информации Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми от 09 сентября 2021 года № 03-26-01/11437 Министерство не является органом исполнительной власти Республики Коми, уполномоченным на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, а полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении вышеуказанной дороги переданы специально созданному Правительством Республики Коми учреждению - ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми". На 2019, 2020 и 2021 годы на осуществление деятельности по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Коми, в том числе настоящей автомобильной дороги учреждению поэтапно и последовательно выделялись денежные средства (лимиты бюджетных обязательств) в размерах 1 528 166 461,85 рублей, 1 862 471 992,46 рублей и 1 983 254 036,85 рублей, которыми учреждение самостоятельно распоряжается в соответствии с целевым назначением.

Работы по содержанию указанной автомобильной дороги проводятся в рамках заключенного с ООО "Трударенда" государственного контракта от 16 декабря 2019 года.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исследованные судом обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но не приняло всех достаточных и зависящих от него мер для устранения нарушений требований действующего законодательства.

Таким образом, ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми", являясь ответственным лицом за выполнение требований по обеспечению безопасности дорожного движения на автодорогах регионального и межмуниципального значения Республики Коми, за осуществление контроля за выполнением работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог, а также за осуществление контроля за соответствием выполняемых подрядными организациями работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального значения, согласно его уставной деятельности, не обеспечило безопасность дорожного движения, в нарушение требований ГОСТа Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст, допустив приведенные выше нарушения, которые представляют опасность для жизни и здоровья граждан и угрожают безопасности дорожного движения, в связи с чем, судья районного суда правильно квалифицировал деяние Государственного казенного учреждения Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельства, перечисленные в статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, должностным лицом государственного органа и судьей районного суда установлены с достаточной полнотой.

При назначении юридическому лицу административного наказания судом первой инстанции применены положения части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 Кодекса размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 Кодекса.

В рассматриваемом случае, учитывая характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения, повторного совершения однородных административных правонарушений, организационно-правовую форму юридического лица и источники финансирования его деятельности, имущественное и финансовое положение юридического лица, согласно которым соответствующие бюджетные ассигнования надлежащим образом доводились до учреждения, однако нарушения содержания автомобильных дорог продолжали иметь место, оснований для снижения назначенного судьей районного суда наказания, с применением частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется. Административное наказание за совершение административного правонарушения судьей назначено в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Доводы жалобы защитника юридического лица о том, что министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства перечни объектов содержания, ремонта и капитального ремонта, а также лимиты бюджетных обязательств по данному объекту и соответствующие задания не доводились, в связи с чем, отсутствовали правовые основания для заключения государственных контрактов, нахожу несостоятельными, поскольку возложение на учреждение обязанности по ремонту и содержанию региональных автомобильных дорог объективно подтверждено, отсутствие финансовых средств не освобождает учреждение от выполнения возложенных на него нормативными актами обязанностей, а сведения о том, что профильное министерство, являющееся его учредителем и осуществляющее его финансирование, обязательства по финансированию дорожной деятельности учреждения в отношении региональных дорог выполняло ненадлежащим образом, отсутствуют.

Как следует из материалов дела, согласно изменениям бюджетной сметы на 2021 финансовый год и плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной руководителем ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" 23 июля 2021, на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми учреждению на 2021 год выделены денежные средства (лимиты бюджетных обязательств) в размере 3 325 426 147,10 рублей, в том числе на осуществление деятельности по содержанию дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми.

По информации министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми от 09 сентября 2021 года № 03-26-01/11437 ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" самостоятельно определяет в рамках каких работ, возможно устранить недостатки на автомобильных дорогах, самостоятельно определяет объемы, сроки и условия размещения государственного заказа на выполнение работ по осуществлению дорожной деятельности, в том числе по содержанию и ремонту участков автомобильных дорог. На 2019, 2020 и 2021 годы на осуществление деятельности по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Коми, в том числе настоящей автомобильной дороги учреждению поэтапно и последовательно выделялись денежные средства (лимиты бюджетных обязательств) в размерах 1 528 166 461,85 рублей, 1 862 471 992,46 рублей и 1 983 254 036,85 рублей, которыми учреждение самостоятельно распоряжается в соответствии с целевым назначением. В адрес министерства от учреждения поступали письма от 03.06.2019, от 17.08.2020, 27.10.2020 и 03.02.2021 о необходимости дополнительного финансирования на содержание автомобильной дороги "Усть-Кулом-Усть-Нем-Мыелдино". Однако все лимиты бюджетных ассигнований Дорожного фонда Республики Коми до учреждения доведены, на обращения в Минфин Республики Коми о выделении дополнительных средств был получен отказ.

Сведений о том, что в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми от ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" поступали предложения по выполнению ремонтных работ названной автомобильной дороги и о включении данного объекта в перечень работ по капитальному ремонту на 2021 год не имеется, поскольку последнее такое письмо было направлено учреждением в министерство 27.10.2020.

Доводы жалобы защитника юридического лица о неподсудности дела Усть-Куломскому районному суду также несостоятельны, поскольку должностным лицом административного органа с целью выявления субъекта административного правонарушения, получения необходимой информации, установления обстоятельств совершения правонарушения, при возбуждении дела на основании определения должностного лица было проведено административное расследование, в связи с чем, подсудность дела определяется по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Основанием привлечения учреждения к административной ответственности явилось допущенное им бездействие по обеспечению надлежащего содержания переданных в оперативное управление дорог регионального значения. Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, с целью выявления субъекта административного правонарушения и получения необходимой информации, предоставление которой требовало временных затрат, должностным лицом были направлены соответствующие запросы. Обстоятельства совершения правонарушения ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" были установлены только по результатам получения должностным лицом запрашиваемой информации, в отсутствие которой привлечение к административной ответственности указанного лица было невозможно.

Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что при определении подсудности необходимо учитывать закрепленные в статье 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правила о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях.

Согласно части 2 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определяющей правило исключительной подсудности, дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследования.

При указанных обстоятельствах ссылка на разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, также изложенные в вышеназванном постановлении, в соответствии с которыми при определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, не ставит под сомнение законность вынесенного постановления по основанию нарушения судом при его вынесении правил территориальной подсудности. В данном случае подлежат применению положения закона, установленные частью 2 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и рассмотрение дела судьей Усть-Куломского районного суда Республики Коми является обоснованным.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Порядок и срок давности привлечения ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" к административной ответственности не нарушены.

Постановление судьи районного суда мотивировано, отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу, влекущих за собой отмену постановления судьи, допущено не было.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение судьи районного суда является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения указанного судебного акта не установлено.

Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 25 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" оставить без изменения, жалобу защитника ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" Романчук А.С. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья - Попов В.В.

Копия верна, судья Попов В.В.