ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-4413/2021 от 08.11.2021 Псковского областного суда (Псковская область)

Судья Лугина Р.Н. № 12-320/2021

Дело №5-4413/2021

УИД №60RS0001-01-2021-008340-87

П С К О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д Р Е Ш Е Н И Е

8 ноября 2021 г. гор. Псков

Судья Псковского областного суда Русакова О.С.,

при секретаре Мингуловой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего уполномоченного отдела административных расследований Псковской таможни Тютиной Н.А. на постановление судьи Псковского городского суда Псковской области от 31 августа 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении SIA «LEROK» /ООО «ЛЕРОК», зарегистрированного по адресу: LV-4401, Latvija, Gulbenes novads, Gulbene, Raina iela, 2A/ЛВ-4401, Латвия, Гулбенес новадс, Гулбене ул. Раина, д.2А, код предприятия: <данные изъяты>, дата регистрации: <данные изъяты> г.,

у с т а н о в и л :

постановлением судьи Псковского городского суда Псковской области от 31 августа 2021 г. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении перевозчика SIA «LEROK» (далее также Общество), на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Товар, изъятый в качестве предмета административного правонарушения, а именно: листы ОСБ, бывшие в употреблении, со следами грязи и потёртостями, в количестве 14 штук, общим весом 242 кг возвращен SIA «LEROK».

В жалобе старшего уполномоченного отдела административных расследований Псковской таможни ФИО1 ставится вопрос об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение. В обоснование требований указывает на то, что постановление вынесено без анализа и при неполном выяснении всех значимых для дела обстоятельств при неверном применении норм материального права в условиях наличия события административного правонарушения и вины Общества в его совершении. Полагает, что листы ОСБ являются товаром, его назначение: для передачи в собственность получателю товара либо использование в качестве транспортного оборудования - и наличие либо отсутствие обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов влияют лишь на порядок заявления сведений о таком товаре, но не освобождают перевозчика от обязанности сообщить сведения о таком товаре в установленном таможенным законодательством порядке. В данном случае представленные таможенному органу документы сведения о ввозимом товаре не содержали, в связи с чем в деянии перевозчика имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель Псковской таможни ФИО2 доводы жалобы поддержала.

Законный представитель SIA «LEROK» в судебное заседание не явился при надлежащем извещении о времени и месте его проведения, его защитник по доверенности ФИО3 по доводам жалобы возражал.

Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Ответственность по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ наступает за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

При этом согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП РФ под недействительными документами понимаются, в том числе документы, содержащие недостоверные сведения.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 89 ТК ЕАЭС установлен перечень документов и сведений, предоставляемых перевозчиком при уведомлении таможенного органа о прибытии на таможенную территорию ЕАЭС при международной перевозке автомобильным транспортом. Перевозчик представляет таможенному органу, в том числе, сведения о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров; товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков); весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах).

Данные сведения согласно положениям статей 80 и 89 ТК ЕАЭС перевозчик сообщает путем предоставления таможенному органу международной транспортной накладной, имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары, предварительной информации, транзитной декларации, других документов.

Как следует из материалов дела, 19 мая 2021 г. в 12 часов 33 минуты на таможенный пост МАПП Убылинка Псковской таможни прибыло грузовое транспортное средство <данные изъяты>, регистрационный номер <данные изъяты>, с полуприцепом марки <данные изъяты> регистрационный номер <данные изъяты> под управлением водителя О.П., следовавшее из Латвии в Россию.

При прибытии на таможенную территорию ЕАЭС перевозчик SIA «LEROK» в лице представителя О. П. представил таможенному органу товаросопроводительные документы: CMR № LV-B PAS-2101753 от 18 мая 2021 г.; INVOICE (счет) № GFLV-21000224 от 18 мая 2021 г., упаковочный лист № б/н от 18 мая 2021 г.

Согласно представленным документам на транспортном средстве из Латвии в Россию перемещался товар: «макулатура», общим количеством 53 грузовых места, весом брутто 22000 кг.

Отправитель товара: Gind Fibres OU, Рига, Латвия; получатель: ООО «Окуловская бумажная фабрика», Санкт-Петербург, Россия.

Перевозка осуществлялась SIA «LEROK»/ООО «ЛЕРОК».

В отношении указанного транспортного средства выявлен профиль риска, в соответствии с которым выдано поручение на проведение таможенного досмотра № 10209000/190521/000842.

В результате проведенного таможенного досмотра установлено, что помимо заявленного товара, в полуприцепе находились листы ОСБ, бывшие в употреблении, со следами грязи и потертостями, в количестве 14 штук, общим весом 242 кг, 1 грузовое место, сведения о которых отсутствовали в товаросопроводительных документах.

Данное обстоятельство явилось основанием для возбуждения в отношении SIA «LEROK» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, по признакам сообщения перевозчиком таможенному органу недостоверных сведений о наименовании товара и количестве грузовых мест при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС путем предоставления недействительных документов.

Допрошенный в ходе административного расследования водитель SIA «LEROK» ФИО4 показал, что при погрузке товара он присутствовал, принял груз по весу и наименованию (л.д. <данные изъяты>).

Из ответа на запрос Окуловского филиала ООО «Окуловская бумажная фабрика» от 16 июня 2021 г. следует, что листы ОСБ не являлись предметом поставки в адрес получателя товара (л.д. <данные изъяты>).

В письменном объяснении законного представителя перевозчика Стибле В.в адрес Псковской таможни указано, что из пояснений водителя листы ОСБ остались в прицепе после предыдущей перевозки металла, который был укреплен этими листами (л.д. <данные изъяты>).

По итогам проведенного административного расследования в отношении SIA «LEROK» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.

Разрешая дело, судья Псковского городского суда производство по делу прекратила в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указанный вывод мотивирован тем, что использовавшиеся в качестве транспортного оборудования – листы ОСБ, не указанные в товаросопроводительных документах, не являлись предметом внешнеторговой сделки, а были средством размещения груза и статусом товара применительно к положениям статей 88, 89 ТК ЕАЭС не обладали.

Данные выводы оспариваются Псковской таможней.

Между тем, оснований не согласиться с выводами судьи Псковского городского суда не имеется.

Пунктом 45 части 1 статьи 2 ТК ЕАЭС дано общее определение «товара» как любого движимого имущества, в том числе: валюты государств-членов, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков, электрической энергии, а также иных перемещаемых вещей, приравненных к недвижимому имуществу.

По этому общему определению формально товарами являются все предметы, перемещаемые на таможенную территорию ЕАЭС, в связи с чем Псковская таможня полагает, что сведения о наименовании поддонов как о наименовании любого товара, перемещаемого через таможенную границу ЕАЭС, должны быть сообщены перевозчиком таможенному органу при ввозе товара на основании статьи 89 ТК ЕАЭС, а статус товара влияет лишь на порядок заявления таких сведений.

Вместе с тем, в соответствии с Рекомендацией № 21/Rev.1 Европейской экономической комиссии ООН «Коды для видов упаковки груза, упаковки и материалов упаковки (с дополнительными кодами для наименования упаковки», принятыми в 1994 году, термин «грузовое место» исключает средства транспортировки и транспортное оборудование, как-то поддоны и контейнеры.

Согласно пунктам «а», «b», «d» статьи 1 Приложения В.3 Конвенции о временном ввозе (заключена в Стамбуле 26 июня 1990 года) под товарами, ввезенными в связи с коммерческой операцией – понимаются контейнеры, поддоны, упаковки, образцы, рекламные фильмы, а также любые другие товары, ввезенные в связи с какой-либо коммерческой операцией, но ввоз которых сам по себе не является коммерческой операцией; под упаковкой - любые изделия и материалы, служащие или предназначенные - в том виде, в каком они ввозятся, - для упаковки защиты, размещения и крепления или разделения товаров, за исключением упаковочных материалов (солома, бумага, стекловолокно, стружка и т.п.), ввозимых навалом. Исключены также контейнеры и поддоны такие, как они определены соответственно в пунктах (c) и (d) настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 6 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением комиссии Таможенного Союза от 20 мая 2010 г. № 257 (далее Инструкция), как товары одного наименования (торгового, коммерческого наименования) декларируются товары, содержащиеся в одной товарной партии, отнесенные к одному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС, происходящие из одной страны или с территории одного экономического союза или сообщества, либо страна происхождения которых неизвестна, к которым применяются одинаковые условия таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений. Кроме того, они также могут иметь один товарный знак, марку, модель, артикул и обладают одинаковыми техническими и (или) коммерческими характеристиками, а также объекты интеллектуальной собственности, включенный в соответствующий реестр объектов интеллектуальной собственности.

Согласно подпункту 29 пункта 15 указанной Инструкции при заполнении декларантом графы 31 «Грузовые места и описание товаров» ДТ на товары, ввозимые (ввезенные) на таможенную территорию, указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, в том числе, под номером 1 - наименование (торговое, коммерческое и иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (при наличии сведений о нем), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара; в случае, если товар находится на поддонах под номером 2 – сведения о поддонах и их количестве с указанием через знак разделителя «/» кода поддона в соответствии с классификатором видов груза, упаковки и упаковочных материалов.

В данном случае как следует из материалов дела выявленные в грузовом отсеке бывшие в употреблении листы ОСБ были стянуты ремнями и расположены вертикально в у переднего борта полуприцепа (рисунки 10-12 акта таможенного досмотра).

Таким образом, из анализа представленных снимков следует, что листы ОСБ являлись средством фиксации грузовых мест с макулатурой и придания им статичного положения при транспортировке данного груза.

Из инвойса и упаковочного листа следует, что листы ОСБ предметом внешнеэкономического контракта не являлись.

Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о транспортном оборудовании при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.

При указанных обстоятельствах вывод судьи городского суда о том, что использовавшиеся в качестве транспортного оборудования листы ОСБ, не указанные в товаросопроводительных документах, статусом товара в данном случае не обладали, в связи с чем в действиях перевозчика отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, является правильным, соответствует нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.

При таких обстоятельствах постановление судьи Псковского городского суда Псковской области от 31 августа 2021 г. в отношении SIA «LEROK» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, является законным и обоснованным.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену постановления, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья Псковского областного суда

Р Е Ш И Л :

Постановление судьи Псковского городского суда Псковской области от 31 августа 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, в отношении SIA «LEROK»/ООО «ЛЕРОК» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано, опротестовано путем подачи жалобы, принесения протеста непосредственно в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Псковского областного суда О.С. Русакова