Судья Морозов В.П. УИД 16RS0047-01-2021-007649-46
Дело №5-4443/2021
Дело №7-212/2022
р е ш е н и е
Судья Верховного Суда Республики Татарстан И.Н. Сабитов, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.Ю. Пупковым, рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу законного представителя частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Батыр-НЧ» ФИО1 на постановление судьи Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан от 16 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья
У С Т А Н О В И Л :
постановлением судьи Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан от 16 ноября 2021 года частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Батыр-НЧ» (далее по тексту – ЧОУ ДПО «Батыр-НЧ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и подвергнуто административному штрафу в размере 75 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, законный представитель ЧОУ ДПО «Батыр-НЧ» ФИО1 (далее по тексту - заявитель) просит постановление отменить, производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, оспариваемое постановление вынесено по истечении срока давности привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании ФИО1 поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.
Изучение материалов дела, проверка доводов жалобы позволяют прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, административным правонарушением признается осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В силу примечания к данной статье, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 46 Федерального закона от 04 мая 2011 года №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года №1490 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности, которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее - положение о лицензировании).
Согласно подп. «г» пункта 7 названного Положения, лицензионными требованиями к лицензиату являются в том числе, наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам в соответствии с пунктом 2 части 3, частью 10 статьи 11, статьей 46 и статьей 50 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", предусматривающее в том числе, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
В силу подп. «а» пункта 9 Положения о лицензировании, к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "ж" пункта 7 и подпунктами "б", "д" и "е" пункта 8 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В силу части 21 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 11 января 2011 года №1н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
В соответствии с разделом "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", к преподавателям предъявляются следующие квалификационные требования: высшее профессиональное образование и стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук - без предъявления требований к стажу работы.
Из материалов дела усматривается, что 10 сентября 2021 года начальником Управления контрольно-надзорной деятельности департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан ФИО2 в отношении ЧОУ ДПО «Батыр-НЧ» составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому ЧОУ ДПО «Батыр-НЧ» вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.
В ходе рассмотрения материалов прокурорской проверки установлено, что ЧОУ ДПО «Батыр-НЧ» допущено нарушение лицензионных требований, выразившееся в следующем.
В нарушение подп. «г» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1490, статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 11 января 2011года № 1н, преподаватели <данные изъяты> не соответствовали установленным квалификационным требованиям, не имели необходимого стажа работы в общеобразовательном учреждении не менее 1 года, что является грубым нарушением лицензионных требований.
Привлекая ЧОУ ДПО «Батыр-НЧ» к административной ответственности, судья районного суда исходил из доказанности нарушения названным учреждением требований законодательства о лицензировании образовательной деятельности, административная ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
В обоснование данного вывода судья сослался на представленные в дело доказательства: протоколом об административном правонарушении от 10 сентября 2021 года, в котором изложено существо правонарушения (л.д. 7-8); объяснениями <данные изъяты> (л.д. 9, 24, 30); представлением руководителя управления ГСУ СК России о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (л.д. 15-16) и другие доказательства, оцененные судьей на предмет их допустимости и достоверности. Выводы судьи в этой части следует признать состоятельными.
Вместе с тем, данное постановление подлежит отмене в силу следующего.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу является истечение закрепленных в статье 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения юридических лиц к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, составляет три месяца.
При длящемся административном правонарушении сроки, срок давности привлечения к административной ответственности, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).
Допущенные ЧОУ ДПО «Батыр-НЧ» нарушения лицензионных требований, предусмотренных Положением о лицензировании образовательной деятельности, являются длящимися. Соответственно, применительно к рассматриваемым обстоятельствам, срок давности привлечения ЧОУ ДПО «Батыр-НЧ» к административной ответственности по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ, подлежит исчислению со дня обнаружения (выявления) факта нарушения таких требований.
В силу статей 26.2, 26.7, 28.1 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме.
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются в том числе, поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 13 августа 2021 года № под-1040/21, утвержден перечень должностных лиц Министерства, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
Согласно данному перечню, протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьями 19.20 КоАП РФ вправе составлять в том числе, начальники отделов департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан.
КоАП РФ не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу.
По запросу Верховного Суда Республики Татарстан на настоящей стадии производства в дело представлены копии материалов прокурорской проверки в отношении директора ЧОУ ДПО «Батыр-НЧ» ФИО1
Из представленных материалов следует, что факту применения <данные изъяты> огнестрельного оружия в МБОУ «Гимназия №175» города Казани, прокуратурой Республики Татарстан с привлечением прокуратуры Советского района города Казани, прокуратуры города Казани проведена проверка деятельности ЧОУ ДПО «Батыр-НЧ» в части законности выдачи документа о прохождении <данные изъяты> обучения по порядку обращения с огнестрельным оружием.
Проверкой установлено, что в соответствии с приказом директора ЧОУ ДПО «Батыр-НЧ» от 15 марта 2021 года в стрелковом тире по улице Мало-Московская дом 24а города Казани 16 марта 2021 года проведены практические стрельбы для слушателей и экзаменуемых, общим руководителем стрельб назначен преподаватель <данные изъяты>, который помимо прочего осуществляет преподавательскую деятельность по практической части образовательной программы и 9 марта 2021 года проводил инструктаж безопасного обращения с оружием.
Вместе с тем, <данные изъяты> на момент преподавания не соответствовал квалификационным требованиям, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 11 января 2011 года №1н. Факт проведения инструктажа 16 марта 2021 года лицом, не имеющим специальных познаний также установлен в работе преподавателя <данные изъяты>
14 мая 2021 года заместителем прокурора Республики Татарстан вынесено постановление о направлении материалов проверки руководителю следственного управления СК РФ по Республике Татарстан для решения вопроса об уголовном преследовании директора ЧОУ ДПО «Батыр-НЧ» ФИО1
23 июля 2021 года руководителем управления ГСУ СК России на имя Министра образования и науки Республики Татарстан направлено представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления и других нарушений закона.
Согласно данному документу, в рамках уголовного дела по обвинению <данные изъяты> в совершении преступления, предусмотренного п.п. «а, в, е» части 2 статьи 102 Уголовного кодекса Российской Федерации, при выяснении причин и условий, способствовавших совершению преступления, установлено, что с 12 февраля 2021 года по 16 марта 2021 года <данные изъяты> с целью получения лицензии на приобретение оружия, проходил обучение в ЧОУ ДПО «Батыр-НЧ» по дополнительной общеобразовательной программе подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с ним.
Преподавателями <данные изъяты>., осуществляющий трудовую деятельность на основании приказа №9 от 16 ноября 2020 года, <данные изъяты>, осуществляющие трудовую деятельность в ЧОУ ДПО «Батыр-НЧ» на основании договоров подряда.
В рамках производства по уголовному делу установлено, что названные выше лица на момент преподавания <данные изъяты> не соответствовали квалификационным требованиям, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 11 января 2011 года №1н, а именно: не имели опыта работы в образовательном учреждении не менее 1 года. Представление получено адресатом 23 июля 2021 года (вх. №20402).
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу, обсуждаться не может.
Вопреки выводам судьи районного суда, материалы прокурорской проверки, по результатам которого 14 мая 2021 года заместителем прокурора Республики Татарстан было вынесено постановление о направлении материалов проверки руководителю следственного управления СК РФ по Республике Татарстан для решения вопроса об уголовном преследовании директора ЧОУ ДПО «Батыр-НЧ» и переданные нарочно 7 сентября 2021 года в Министерство образования и науки Республики Татарстан, не содержат иных дополнительных сведений (данных), имеющих значение для дела.
То есть, все обстоятельства, явившиеся поводом к возбуждению в отношении ЧОУ ДПО «Батыр-НЧ» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, были выявлены (установлены) в рамках производства по уголовному делу и стали известны надлежащему органу не позднее 23 июля 2021 года.
Следовательно, в данном случае, установленный статьей 4.5 КоАП РФ трёхмесячный срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению с указанной даты и истек 23 октября 2021 года.
Таким образом, оспариваемое постановление вынесено судьей районного суда по истечении срока давности привлечения ЧОУ ДПО «Батыр-НЧ» к административной ответственности за совершение вменяемого названному учреждению правонарушения.
При таких обстоятельствах, состоявшееся по делу постановление судьи Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан от 16 ноября 2021 года, подлежит отмене.
Производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
постановление судьи Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан от 16 ноября 2021 года, вынесенное в отношении частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Батыр-НЧ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Батыр-НЧ» прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 указанного Кодекса, должностным лицом, направившим дело в суд, либо опротестовано прокурором в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья И.Н. Сабитов
Решение04.04.2022