ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-444/17-7-79К от 25.09.2017 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Судья – Савкина М.В. Дело№5-444/17-7-79К

РЕШЕНИЕ

г. Великий Новгород 25 сентября 2017 года

Судья Новгородского областного суда (<...>), ФИО1, при секретаре Королевой А.А.,

рассмотрев в порядке пересмотра жалобу <...> ФИО2 на решение судьи Боровичского районного суда Новгородской области от 07 августа 2017 года, которым должностное лицо -

<...> ФИО2, <...> рождения, проживающая по адресу: <...>

привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей,

установил:

26 мая 2017 года председателем Контрольно-счетной палаты Администрации Боровичского муниципального района ФИО10 составлен протокол <...> об административном правонарушении, с дополнениями от 05 и 09 июня 2017 года, в отношении должностного лица - <...> - ФИО2 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, по факту выявленного нецелевого использования бюджетных средств, выразившегося в том, что при исполнении бюджета города Боровичи 2016 году с 01.01.2016 по 31.12.2016 года <...> ФИО2 не осуществляла контроль за деятельностью Комитета финансов Администрации Боровичского муниципального района по соблюдению требований Бюджетного кодекса РФ и нормативных правовых актов представительного органа городского поселения города Боровичи по формированию и использованию бюджетных ассигнований дорожного фонда города Боровичи при исполнении бюджета города Боровичи в 2016 году, а именно в части направления средств дорожного фонда г. Боровичи на цели, не соответствующие п. 7 Порядка формирования и использования средств дорожного фонда г. Боровичи, утвержденного Решением Совета депутатов г. Боровичи от 13.11.2013 года № <...> (с изменениями от 25.11.2014 года № <...>, от 22.12.2015 года № <...>). В нарушение п. 3 Решения Совета депутатов г. Боровичи от 22.12.2015 года № <...> «Об утверждении бюджета г. Боровичи на 2016 год» (с изменениями от 27.12.2016 года), остаток средств дорожного фонда г. Боровичи на 01.01.2016 в размере <...> тыс. рублей направлялся в течение года на покрытие дефицита бюджета.

Определением и.о. мирового судьи судебного участка № 37 Боровичского судебного района от 13 июня 2017 года данное дело об административном правонарушении было направлено для рассмотрения по подведомственности в Боровичский районный суд Новгородской области.

07 августа 2017 года судьей Боровичского районного суда в отношении <...> ФИО2 вынесено вышеуказанное постановление.

Не согласившись с таким постановлением, ФИО2 обратилась в Новгородский областной суд с жалобой. В обоснование доводов ссылается на то, что наличие кредиторской задолженности по оплате работ в счет дорожного фонда не является доказательством, того, что средства дорожного фонда были использованы на цели, не предусмотренные Порядком формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда г. Боровичи. Наличие неиспользованных остатков по смыслу ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ не признается и не может быть признано нецелевым использованием бюджетных средств. Доказательств того, что на покрытие кассовых разрывов в 2016 году были направлены именно неиспользованные средства дорожного фонда г. Боровичи, не представлено, при том, что установление данного обстоятельства невозможно в силу закрепленного в ст. 38.2 Бюджетного кодекса РФ принципа единства кассы, означающего зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета. Указывает, что судом не выяснялось, в чем именно заключалось неисполнение, либо ненадлежащее исполнение ФИО2 своих служебных обязанностей при отсутствии соответствующей регламентации ее работы, вина в совершении вменяемого правонарушения не доказана. На основании вышеизложенного, просит постановление судьи Боровичского районного суда от 07 августа 2017 года отменить.

В возражениях на жалобу председатель Контрольно-счетной палаты Боровичского муниципального района ФИО11 указывает на несостоятельность доводов ФИО2, доказанность наличия состава административного правонарушения, вины <...> ФИО2 в его совершении.

Проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, поддержанной ФИО2 и ее защитником ФИО12., заслушав пояснения председателя Контрольно-счетной палаты Боровичского муниципального района ФИО13., полагавшей решение судьи законным и обоснованным, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

В соответствии со ст. 58 Бюджетного кодекса РФ, Областным законом Новгородской области от 28 декабря 2015 года № 888-ОЗ «Об утверждении областного бюджета на 2016 год» (приложение 4) утверждены дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты (в том числе Боровичского городского поселения) от акцизов. Размеры указанных дифференцированных нормативов отчислений устанавливаются исходя из протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципальных образований с целью решения вопросов местного значения в сфере дорожной деятельности, то есть имеют целевое назначение.

Согласно ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Как установлено судьей районного суда и подтверждается материалами дела, решением Совета депутатов г.Боровичи № 26 от 22.12.2015 (с изменениями от 27.12.2016) о бюджете г.Боровичи на 2016 год утвержден объем бюджетных ассигнований дорожного фонда г.Боровичи в размере <...> тыс. рублей.

В 2016 году фактически поступило средств дорожного фонда г. Боровичи 78367,71 тыс. руб., неиспользованные остатки средств дорожного фонда на 01.01.2017 года составляют <...> тыс. руб. (в том числе остатки средств на 01.01.2016 года в сумме <...> тыс. руб.). При этом, согласно отчету об исполнении бюджета г. Боровичи за 2016 год, остаток средств бюджета по налоговым и неналоговым доходам на 01.01.2017 года составил <...> тыс. рублей.

В силу п. 3 Решения Совета депутатов г. Боровичи от 22.12.2015 № 26 «Об утверждении бюджета г. Боровичи на 2016 год», остатки средств бюджета г. Боровичи по состоянию на 01.01.2016 года могут в полном объеме направляться на покрытие временных разрывов, за исключением остатков неиспользованных средств дорожного фонда г. Боровичи.

Следовательно, указанным Решением представительного органа установлен прямой запрет на использование остатков средств бюджета г. Боровичи по состоянию на 01.01.2016 года в виде остатков неиспользованных средств дорожного фонда на покрытие временных разрывов.

Из ответа председателя Комитета финансов Администрации Боровичского муниципального района ФИО14 от 20.04.2017 за № <...> на запрос Контрольно-счетной палаты Боровичского муниципального района следует, что в результате исполнения бюджета г. Боровичи за 2016 год кредиторская задолженность по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство» (дорожные фонды) по состоянию на 01.01.2017 составила <...> рублей 02 копейки.

Фактическое поступление доходов бюджета, являющихся источником формирования дорожного фонда г. Боровичи, превысило планы, в то же время бюджетные ассигнования на обеспечение дорожной деятельности в размере <...> тыс. рублей, которые были утверждены бюджетом г. Боровичи на 2016 год, в которых имелась фактическая потребность (что подтверждается наличием указанной выше кредиторской задолженности), были направлены на финансирование расходных обязательств по другим направлениям.

Указываемый в жалобе бюджетный принцип единства кассы (ст. 38.2 Бюджетного кодекса РФ), не является абсолютным.

Средства дорожного фонда имеют целевое назначение, могут быть направлены только на финансирование расходов, связанных с осуществлением дорожной деятельности, их размер утверждается решением о местном бюджете на очередной финансовый год с учетом прогнозируемого объема доходов, в данном случае от таких источников как НДФЛ, акцизы, госпошлина за выдачу специального разрешения на перевозку грузов, поступление сумм в возмещение вреда дорогам, а также субсидии из областного бюджета. Остаток денежных средств дорожного фонда, не использованный в текущем финансовом году, направляется на увеличение бюджетных ассигнований дорожного фонда в очередном финансовом году.

В силу п. 133 Инструкции 191н (утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010) отчет об исполнении бюджета (ф. 0503117) составляется ежемесячно финансовым органом на основании данных по исполнению бюджета консолидированных отчетов (ф. 0503127) и справок (ф. 0503184) главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, главных администраторов доходов бюджета, представленных на отчетную дату и консолидированного отчета (ф. 0503124).

Согласно п. 3.1.6 Должностной инструкции <...> ФИО2, в ее должностные обязанности входит контроль и координация деятельности, в том числе, структурного подразделения Администрации муниципального района - комитета финансов.

Отчет об исполнении бюджета г. Боровичи за 9 месяцев 2016 года утвержден Постановлением Администрации Боровичского муниципального района 20.10.2016 года <...> за подписью <...> – ФИО2 Отчет об исполнении на 01.12.2016 года по бюджету г. Боровичи также подписан ФИО2

В названных отчетах содержится информация об исполнении бюджета г. Боровичи по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в разрезе кодов бюджетной классификации РФ (подраздел 0409), что при надлежащем исполнении своих служебных обязанностей (контроле и координации деятельности Комитета финансов Администрации муниципального района), позволяло ФИО2 не допустить нецелевого использования денежных средств бюджета (средств дорожного фонда). Отсутствие контроля и координации деятельности финансового органа со стороны ФИО2, а также непринятие ею мер по соблюдению нормативных актов о бюджете, привело к нецелевому использованию средств дорожного фонда г. Боровичи, что свидетельствует о наличии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах доводы председателя Контрольно-счетной палаты Боровичского муниципального района и выводы судьи районного суда о наличии в действиях <...> ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, ее вины в совершении данного правонарушения, являются правильными и обоснованными.

Факт совершения ФИО2 вмененного ей административного правонарушения и ее виновность подтверждены совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, в частности: решением Совета депутатов г. Боровичи № <...> от 22.12.2015 «Об утверждении бюджета г. Боровичи на 2016 год» заключением Контрольно-счетной палаты Боровичского муниципального района на проект решения Совета депутатов г. Боровичи «О внесении изменений в Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда г. Боровичи», отчетом об исполнении бюджета г. Боровичи за 2016 года, ответом председателя Комитета финансов Администрации Боровичского муниципального района от 20.04.2017 за <...>, должностной инструкцией <...> ФИО2 и другими доказательствами.

Указанные доказательства получили оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, ФИО2 правомерно признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ. Постановление о ее привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности (один год) привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1, 3 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел (в данном случае с 01.01.2017 года, время совершения правонарушения с 01.01.2016г. по 31.12.2016г.).

Данные выводы не противоречат указаниям Верховного Суда РФ, изложенным в п. 4 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ от 23.11.2005г. о том, что данное правонарушение не является длящимся.

Доводы жалобы заявителя об отсутствии в действиях ФИО2 состава административного правонарушении по существу сводятся к переоценке установленных обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки суда первой инстанции, они обоснованно отвергнуты, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.

Достаточных и юридически значимых оснований для иной оценки представленных в деле доказательств и обстоятельств не усматриваю.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела; в соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

При назначении ФИО2 наказания судьей районного суда признано смягчающим административную ответственность обстоятельством оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судьей не установлено.

Оснований для отмены или изменения постановления судьи, в том числе, в части размера назначенного наказания (минимальный размер в пределах санкции ст. 15.14 КоАП РФ), не усматриваю.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление судьи Боровичского районного суда Новгородской области от 07 августа 2017 года, вынесенное в отношении должностного лица - <...> ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно с момента его вынесения.

Судья Новгородского

областного суда ФИО1