Судья Нобель Н.А. Дело № 7-148/2021
(№5-448/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Киров 01 июня 2021 года
Судья Кировского областного суда Мазюта Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу на постановление судьи Октябрьского районного суда г. ФИО5 от 06 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением судьи Октябрьского районного суда г. ФИО5 от 06 апреля 2021 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
В жалобе, поданной в Кировский областной суд, ФИО1 указывает на незаконность и необоснованность постановления судьи, просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование указывает, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, поскольку в протокол внесено изменение относительно даты рождения без его извещения и присутствия и без участия понятых, не был возвращен для устранения недостатков на стадии подготовки дела к рассмотрению. Также указывает на нарушение сроков составления протокола об административном правонарушении, предусмотренных статьей 28.5 КоАП РФ. В связи с чем протокол не может являться допустимым доказательством. По мнению автора жалобы, материалы в отношении него оформлены неправильно, представлены неполно, поскольку отсутствуют сведения компетентного органа исполнительной власти субъекта РФ, органа самоуправления, касающиеся факта согласования указанного в протоколе публичного мероприятия, что препятствовало рассмотрению дела. Ссылаясь на позицию Европейского суда, указывает, что привлечение его к административной ответственности представляет собой вмешательство в его право на свободу собраний, гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Вменяемые ему действия не создавали никаких угроз и неудобств третьим лицам и общепринятым интересам.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении ФИО2 надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, не явился, ходатайство об отложении не заявлено.
При таком положении нахожу возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав ФИО1, его защитника Абашева А.М., поддержавших доводы жалобы, прихожу к следующему.
Административная ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ наступает за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Статьей 31 Конституции РФ гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года закреплено право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этого права лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства.
Согласно статье 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ (п. 1). Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия (п. 2).
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон №54-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закон №54-ФЗ публичным мероприятием является открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Пункт 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ определяет митинг как массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Статья 4 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ предусматривает процедуры организации публичного мероприятия, к которым относятся: оповещение возможных участников публичного мероприятия; подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; проведение предварительной агитации; изготовление и распространение средств наглядной агитации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона №54-ФЗ участниками публичного мероприятия признаются, в том числе граждане.
Согласно пункту 3 статьи 6 Закона №54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны, в том числе выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в определениях от 24.10.2013 г. № 1618-О и № 1619-О, Федеральный закон от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия, участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Как следует из материалов дела, ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, а именно за то, что 23 января 2021 года с 14 часов 50 минут до 15 часов 30 минут по адресу: <адрес> нарушил порядок проведения публичного мероприятия в форме митинга, а именно, являясь надлежащим образом извещенным о том, что публичное мероприятие, в котором он принимает участие, не согласовано в установленном порядке с органом местного самоуправления или органом исполнительной власти субъекта РФ, в нарушение требований части 3 статьи 6 Федерального закона РФ от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» продолжил участие в указанном публичном мероприятии с использованием средства наглядной агитации плаката с надписью «Свободу Навальному!».
Признавая доказанным виновность ФИО1 в совершении административного правонарушения, судья районного суда признал относимыми, допустимыми, достоверными доказательства, в том числе протокол об административном правонарушении от 26 января 2021 года, показания свидетеля ФИО3, о порядке составления протокола и внесении изменений в него; показаниями свидетелей ФИО6, ФИО7; видеозапись несогласованного публичного мероприятия, составления протокола об административном правонарушении; уведомление заместителя главы администрации г.ФИО5 ФИО4 от 19 января и 22 января 2021 года; протокол об административном правонарушении, составленный в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ.
В то же время с данными выводами судьи районного суда нельзя согласиться в связи со следующим обстоятельствам.
ФИО1 вменяется нарушение порядка проведения публичного мероприятия в форме митинга, выразившееся в том, что, являясь надлежащим образом извещенным о том, что публичное мероприятие, в котором он принимает участие, не согласовано, но, несмотря на это, продолжил участие в нем.
Согласно протоколу, административное правонарушение совершено 23 января 2021 года в период с 14 часов 50 минут до 15часов 30 минут.
Представленная видеозапись содержит сведения лишь о том, что ФИО1 на вопрос сотрудника полиции знает ли он, что публичное мероприятие не согласовано и в нем нельзя принимать участие, сообщил, что не знает, после чего ФИО1 сразу же был приглашен в автомобиль.
Свидетели ФИО6, ФИО7 указывали на время сбора граждан 14 часов 50 минут, на многочисленные предупреждения о прекращении участия в несогласованном публичном мероприятии с использованием звукоусиливающей аппаратуры, в котором продолжал участие ФИО1, повторяя лозунги по поводу актуальных проблем преимущественного политического характера.
Таким образом, представленные доказательства не позволяют прийти к выводу о том, что ФИО1, зная о том, что публичное мероприятие не согласовано в установленном законом порядке и участие в нем является незаконным, имел реальную возможность покинуть публичное мероприятие, но, несмотря на это, продолжил свое участие в нём, а, следовательно, и о доказанности совершения ФИО1 вменяемого ему административного правонарушения.
Кроме того, следует отметить, что требования к составлению протокола об административном правонарушении указаны в статье 28.2 КоАП РФ, согласно которым протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии лица, привлекаемого к административной ответственности; в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, но только лишь при условии надлежащего извещения данного лица о времени и месте совершения конкретных процессуальных действий.
В аналогичном порядке должно производиться и внесение изменений в протокол об административных правонарушениях. Следовательно, изменение сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, производится в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в указанный процессуальный акт только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица. Иное толкование положений статьи 28.2 КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 26 января 2021 года, составленному в отношении ФИО1 внесены изменения в части числа и месяца его рождения.
Из показаний свидетеля ФИО3, составившего протокол об административном правонарушении, следует, что недостатки протокола были выявлены непосредственно после его составления в присутствии ФИО1 и понятых, в их же присутствии внесены изменения в протокол об административном правонарушении. Отсутствие таких изменений в копии протокола, врученной ФИО1, объясняет его (ФИО1) отказом предоставить копию протокола для внесения в него изменений, что фактически оспаривается ФИО1 и не подтверждается материалами дела.
Так, представленная видеозапись фиксирует лишь составление протокола об административном правонарушении в присутствии понятых, подписи понятых в протоколе фиксируют отказ ФИО1 от его подписания в части разъяснения прав, извещения о рассмотрении протокола в Октябрьском районному суде г.ФИО5, в получении копии протокола.
Доказательств вручения (получения) копии протокола об административном правонарушении с внесенными в него изменениями, которые по показаниям свидетеля ФИО2 фактически оформлялись в короткий промежуток времени в присутствии одних и тех же понятых, материалы дела не содержат.
Представленная ФИО1 копия протокола об административном правонарушении изменений не содержит.
Приведенные обстоятельства не позволяют сделать однозначный вывод о том, что изменения в протокол об административном правонарушении внесены должностным лицом с соблюдением требований статьи 28.2 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, в соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ постановление судьи районного суда подлежит отмене с прекращением производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление судьи Октябрьского районного суда г. ФИО5 от 06 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств? на основании которого вынесено постановление.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Кировского областного суда Т.Н.Мазюта