ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-45/2021 от 03.03.2021 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Лошаков Т.Н. Дело № 5-45/2021

Дело № 7-22/2021

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский 3 марта 2021 года

Судья Камчатского краевого суда Гончарова Н.В. при секретаре Ткаченко А.В., рассмотрев жалобу защитника государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края «Петропавловск-Камчатская городская поликлиника № 1» Давыдовой Е.С. на постановление судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 1 февраля 2021 года, которым постановлено:

признать государственное бюджетное учреждение здравоохранения Камчатского края «Петропавловск-Камчатская городская поликлиника № 1» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 1 февраля 2021 года государственное бюджетное учреждение здравоохранения Камчатского края «Петропавловск-Камчатская городская поликлиника № 1» (далее также – ГБУЗ КК «Петропавловск-Камчатская городская поликлиника № 1», Учреждение) привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Основанием привлечения Учреждения к административной ответственности послужило нарушение им законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, и осуществлении ограничительных мероприятий (карантина), выразившееся в нарушении статьи 11, пунктов 1, 3 статьи 29, пункта 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 7.8 раздела VII СП 3.1.2.3117-13, пунктов 1.1.4, 1.1.7 постановления Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю от 13 апреля 2020 года № 246 «О дополнительных мерах по недопущению распространения Covid-19 в Камчатском крае».

В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, защитник ГБУЗ КК «Петропавловск-Камчатская городская поликлиника № 1» Давыдова Е.С. просит постановление судьи отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях Учреждения состава административного правонарушения. Указывает, что имеющиеся в материалах дела фотографии и экспертное заключение являются недопустимыми доказательствами по делу. Все работники Учреждения обеспечены масками и дезинфицирующими средствами. Требования в части соблюдения дистанции между гражданами, нанесении сигнальной разметки, периода термометрии носят рекомендуемый, а не обязательный характер.

Выслушав защитника государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края «Петропавловск-Камчатская городская поликлиника № 1» Давыдову Е.С., исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Распоряжением губернатора Камчатского края от 12 марта 2020 года № 267-Р в целях недопущения распространения на территории Камчатского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) с 18 марта 2020 года на территории Камчатского края введен режим повышенной готовности.

Согласно части 2 статьи 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу статьи 11, пунктов 1, 3 статьи 29, пункта 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.

Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 ноября 2013 года № 63) (далее - СП 3.1.2.3117-13) установлено, что в медицинских организациях, детских образовательных и оздоровительных организациях, организациях социального обеспечения обеспечивается соблюдение текущей дезинфекции химическими дезинфицирующими средствами, разрешенными к применению, соблюдение масочного режима, гигиенической обработки рук, обеззараживания и очистки воздуха с применением технологий, прошедших оценку соответствия и разрешенных к применению, в том числе ультрафиолетовое облучение и проветривание помещений (пункт 7.8).

Постановлением Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю от 13 апреля 2020 года № 246 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019 в Камчатском крае» (Далее - Постановление № 246) руководителям предприятий и организаций независимо от форм собственности, расположенных на территории Камчатского края, постановлено обеспечить соблюдение комплекса мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), в том числе:

обеспечить выявление у работников признаков острого респираторного заболевания (повышение температуры, кашель, одышка, насморк, першение и боль в горле и др.), предусмотрев: организацию входной дистанционной термометрии работников при входе в организацию (предприятие, территорию) и измерение температуры тела в течение рабочего дня; опрос на входе в организацию (предприятие, территорию) о наличии в близком окружении работника лиц с признаками острого респираторного заболевания, а также госпитализированных в инфекционный стационар. Результаты термометрии и опроса заносить в «Журнал здоровья». При проведении термометрии и опроса не допускать скопления людей путем социального дистанцирования (не менее 1 метра) друг от друга, разведения прохода работников по времени, увеличение количества проходов (пункт 1.1.4);

обеспечить всех работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ): масками из расчета замены каждые 2-3 часа, плюс 1 шт. запаса; перчатками резиновыми или из полимерных материалов (1 пара до нарушения целостности, плюс 1 пара запаса). Осуществлять контроль за их ношением. Не допускать нахождение на рабочих местах без СИЗ (пункт 1.1.7).

Как следует из материалов дела, в октябре 2020 года в ГБУЗ КК «Петропавловск-Камчатская городская поликлиника № 1» у работников зафиксировано 6 случаев коронавирусной инфекции (COVID-2019).

Распоряжением руководителя Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю от 27 октября 2020 года № 52 назначено эпидемиологическое расследование причин возникновения инфекционных заболеваний в ГБУЗ КК «Петропавловск-Камчатская городская поликлиника № 1» (л.д. 21-22).

Из акта о проведении эпидемиологического расследования причин возникновения инфекционных заболеваний № 52 от 24 ноября 2020 года (л.д. 8-11) следует, что 6 ноября 2020 года при проведении обследования в ГБУЗ КК «Петропавловск-Камчатская городская поликлиника № 1» установлено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения:

- масочный режим персоналом Учреждения не соблюдается, не осуществляется контроль за ношением СИЗ (нарушение пункта 7.8 СП 3.1.2.3117-13, пункта 1.1.7 Постановления № 246);

- в административно-управленческом подразделении и травматологическом отделении результаты входной термометрии и опроса не занесены в «Журнал здоровья» (нарушение пункта 1.1.4 Постановления № 246);

- не соблюдается социальное дистанцирование, в комнате приема пищи отсутствует разметка, отсутствует график приема пищи (нарушение пункта 1.1.14 Постановления № 246, пункта 15.18 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»).

23 декабря 2020 года в отношении ГБУЗ КК «Петропавловск-Камчатская городская поликлиника № 1» составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 3-6).

При рассмотрении дела об административном правонарушении судья, исключив из предъявленного ГБУЗ КК «Петропавловск-Камчатская городская поликлиника № 1» обвинения нарушение пункта 1.1.14 Постановления № 246, пункта 15.18 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (в части несоблюдения социального дистанцирования, отсутствие разметки и графика приема пищи), пришел к выводу о нарушении Учреждением пункта 7.8 СП 3.1.2.3117-13, пунктов 1.1.4, 1.1.7 Постановления № 246 и наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вывод о виновности ГБУЗ КК «Петропавловск-Камчатская городская поликлиника № 1» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в постановлении судьи подробно мотивирован, этот вывод соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.

Довод жалобы о недопустимости фотографий, имеющихся в материалах дела, в качестве доказательства по делу, был предметом рассмотрения судьи Петропавловск-Камчатского городского суда и ему дана надлежащая правовая оценка в состоявшемся судебном постановлении, оснований не согласиться с которой не нахожу.

Оснований сомневаться в достоверности фотоматериалов, а также их относимости к событию правонарушения, не имеется.

То обстоятельство, что в экспертном заключении № 1604-642-В/ОЭН от 17 ноября 2020 года не указаны сведения о переводе некоторых работников на дистанционную работу, на каждой странице экспертного заключения не заполнена графа даты и номера экспертного заключения, имеются выводы о нарушении Учреждением СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», которые утратили силу с 1 января 2021 года, не свидетельствует о недопустимости экспертного заключения как доказательства по делу.

Доводы жалобы о рекомендуемом периоде термометрии и загруженности медицинского персонала не могут быть приняты во внимание, поскольку по смыслу пункта 1.1.4 Постановления № 246 результаты термометрии и опроса заносятся в «Журнал здоровья» непосредственно после входа работника в Учреждение.

Ссылки в жалобе на рекомендуемый характер дистанции между гражданами и сигнальной разметки оценке не подлежат, поскольку данные нарушения исключены из предъявленного Учреждению обвинения.

Наказание ГБУЗ КК «Петропавловск-Камчатская городская поликлиника № 1» назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией вмененной статьи, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел и чрезмерно суровым либо несправедливым не является.

При проверке дела в полном объеме не выявлено существенных нарушений процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые повлекли бы за собой отмену или изменение постановления судьи, в связи с чем жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 1 февраля 2021 года оставить без изменения, а жалобу защитника ГБУЗ КК «Петропавловск-Камчатская городская поликлиника № 1» Давыдовой Е.С. – без удовлетворения.

Судья Н.В. Гончарова