ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-486/2021 от 11.05.2021 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Пислигина Н.А. Дело № 7-133/2021

(№5-486/2021)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров 11 мая 2021 года

Судья Кировского областного суда Мазюта Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Кирова от 22 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Кирова от 22 марта 2021 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

В жалобе, поданной в Кировский областной суд, ФИО1 указывает на незаконность и необоснованность постановления судьи, просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование, ссылаясь на позицию Европейского суда, Конституционного Суда Российской Федерации, указывает, что привлечение его к административной ответственности представляет собой вмешательство в его право на свободу собраний, гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Участие его в публичном мероприятии в форме митинга с плакатом «Свободу Навальному» не создавало никаких угроз и неудобств третьим лицам и общепринятым интересам.

ФИО1, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении ФИО2 надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, не явились, ходатайство об отложении не заявлено.

При таком положении нахожу возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Административная ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ наступает за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

Статьей 31 Конституции РФ гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года закреплено право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этого права лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства.

Согласно статье 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ (п. 1). Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия (п. 2).

Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон №54-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закон №54-ФЗ публичным мероприятием является открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.1. Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

Пункт 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ определяет митинг как массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Статья 4 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ предусматривает процедуры организации публичного мероприятия, к которым относятся: оповещение возможных участников публичного мероприятия; подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; проведение предварительной агитации; изготовление и распространение средств наглядной агитации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона №54-ФЗ участниками публичного мероприятия признаются, в том числе граждане.

Согласно пункту 3 статьи 6 Закона №54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны, в том числе выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в определениях от 24.10.2013 г. № 1618-О и № 1619-О, Федеральный закон от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия, участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.

Как следует из материалов дела, ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, а именно за то, что 23 января 2021 года в 16 часов 40 минут, находясь у здания Правительства Кировской области по адресу: <...>, нарушил установленный порядок проведения публичного мероприятия в форме митинга, а именно, является надлежащим образом оповещенным о том, что публичное мероприятие, в котором он принимает участие, не согласовано в установленном порядке с органом местного самоуправления или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в нарушение требований пункта 3 статьи 6 Закона №54-ФЗ продолжил участие в указанном публичном мероприятии с использованием средства наглядной агитации плаката с надписью « Свободу Навальному !», выкрикивая лозунги преимущественно общественно-политического характера.

Данные обстоятельства подтверждаются доказательствами, которым судьей районного суда дана оценка правилам статьи 26.11 КоАП РФ на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности: сообщением о происшествии, зарегистрированным в ОП №1 УМВД России по г.Кирову о том, что по адресу: <адрес> стоят люди с плакатами; протоколом об административном правонарушении от 23 января 2021 года, составленным в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ; показаниями свидетелей ФИО4, ФИО5, ФИО6, сотрудников УМВД по г.Кирову, которые подтвердили участие ФИО1 в несогласованном с администрацией города Кирова публичном мероприятии при обстоятельствах, указанных в протоколе об административном правонарушении; показаниями свидетеля ФИО7, который неоднократно с использованием звукоусиливающего устройства публично уведомлял участников публичного мероприятия о том, что проведение его не согласовано и дальнейшее участие в нем повлечет административную ответственность; видеозаписью и фототаблицей, подтверждающих показания свидетелей относительно обстоятельств совершения ФИО1 административного правонарушения, другими материалами.

Доказательства по делу не содержат каких-либо противоречий, свидетельствующих о наличии неустранимых сомнений в виновности ФИО1

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ.

Вывод судьи районного суда о доказанности совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, при обстоятельствах, указанных в протоколе об административном правонарушении, является правильным.

Доводы, приведенные в жалобе, не убедительны и не являются основаниями для отмены постановления судьи.

Факт участия ФИО1 в несогласованном публичном мероприятии, о чем ему было достоверно известно, подтверждается материалами дела. Несмотря на информацию о незаконности участия в таком мероприятии, что может повлечь административную ответственность, продолжил участие в указанном мероприятии, не выполнив обязанность, предусмотренную пунктом 3 статьи 6 Закона № 54-ФЗ.

Вопреки доводам жалобы, реализация конституционного права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование не может носить произвольный характер, поскольку исходя из присущих их проведению особенностей собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования могут затрагивать права и свободы широкого круга лиц - как участников таких мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, государственная защита гарантируется лишь праву на свободу мирных публичных мероприятий, что не исключает его ограничения федеральным законом, но только в соответствии с критериями, вытекающими из закрепленных в статьях 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципов недопустимости злоупотребления правами и свободами человека и гражданина, юридического равенства, обоснованности (необходимости) и соразмерности (пропорциональности). Что в свою очередь согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепленными, в частности, в Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 11), определяющей право на свободу мирных собраний как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц, и не расходится с прецедентной практикой Европейского Суда по правам человека, сформированной им относительно конвенционных стандартов свободы мирных собраний.

В этой связи привлечение ФИО1 к административной ответственности не свидетельствует о нарушении права последнего на свободу выражения мнения и свободу собраний, так как реализация конституционного права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование не может носить произвольный характер, поскольку исходя из присущих их проведению особенностей собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования могут затрагивать права и свободы широкого круга лиц - как участников таких мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, а государственная защита гарантируется лишь праву на свободу мирных публичных мероприятий, что не исключает его ограничения федеральным законом.

Обстоятельств, исключающих административную ответственность ФИО1, не установлено.

Порядок и срок привлечения его к административной ответственности соблюдены.

При назначении наказания судьей районного суда в полной мере учтены положения статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, размер штрафа определен с учетом положений частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ. Правовых оснований для снижения размера штрафа не имеется.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, не допущено. Нормы материального права применены правильно.

Оснований для отмены или изменения постановления судьи, в том числе по доводам жалобы, не установлено.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление судьи Октябрьского районного суда г. Кирова от 22 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья

Кировского областного суда Т.Н.Мазюта