ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-4/20 от 03.03.2020 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Монгуш Р.С. Дело № 5-4/2020 (12-14/2020)

РЕШЕНИЕ

г. Кызыл 03 марта 2020 года

Судья Верховного Суда Республики Тыва Ховалыг Ш.А., рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора г. Кызыла Республики Тыва на постановление судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении **Сагаан-оола К.Б.,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя прокурора г. Кызыла Республики Тыва от 27 ноября 2019 года в отношении ** Сагаан-оола К.Б. возбуждено дело об административном правонарушении по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).

Постановлением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 января 2020 года производство по данному делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

На данное постановление судьи заместитель прокурора г. Кызыла подал протест, в которой просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование протеста указано на то, что прокуратурой г. Кызыла по результатам проверки по обращению С. о нарушении жилищных прав **ДД.ММ.ГГГГ внесено представление с требованием о безотлагательном рассмотрении, принятии в течение месяца конкретных мер для устранения выявленных нарушений, уведомлении прокурора о месте и времени его рассмотрения в письменной форме, однако представление не было рассмотрено и письменная информация о принятых мерах не представлена. ФИО1, осуществляя руководство **, не исполнил требование прокурора, изложенное в представлении об устранении нарушений федерального законодательства, в связи с чем в его действиях усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ. Основанием для прекращения производства по делу явилось то, что сведений о получении ** представления заместителя прокурора города от ДД.ММ.ГГГГ и уведомления о составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении не имеется. Однако к материалам административного дела были приложены копии вышеуказанного представления, требования заместителя прокурора города от ДД.ММ.ГГГГ о не рассмотрении представления и безотлагательном рассмотрении в срок до ДД.ММ.ГГГГ, объяснение заместителя начальника управления правового обеспечения **К. от ДД.ММ.ГГГГ, доверенности от ** от ДД.ММ.ГГГГ. Во время рассмотрения административного дела прокуратурой города к материалам приобщены копии ответа ** на представление от ДД.ММ.ГГГГ, книги учета документов, отправленных нарочным в организации **. Копии из книги учета документов, отправленных нарочным в организации **, а также рассмотрение представления и направление информации о рассмотрении представления, явка заместителя начальника управления правового обеспечения **К. и данное ею объяснение подтверждают факт получения представления и уведомления о возбуждении дела об административном правонарушении.

В судебном заседании, состоявшемся 03 марта 2020 года в 09 ч. 30 мин., прокурор Ооржак С.А. протест поддержала по изложенным в нем доводам.

Извещенный надлежащим образом должностное лицо ФИО1 не явился, его защитник Мижит-Доржу Ч.В. просил отказать в удовлетворении протеста.

Заслушав объяснения вышеуказанных лиц, изучив доводы протеста, проверив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Как усматривается из материалов дела, после проведения проверки по обращению С. о нарушении жилищных прав ** Сагаан-оолу К.Б. заместителем прокурора г. Кызыла Ц.ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, согласно которому необходимо было рассмотреть представление, принять конкретные меры по устранению и недопущению впредь нарушений закона, о дне и месте рассмотрения представления сообщить в прокуратуру г. Кызыла для принятия участия, а также сообщить о результатах рассмотрения представления в прокуратуру г. Кызыла в установленный законом месячный срок.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором г. Кызыла ** Сагаан-оолу К.Б. направлено требование о безотлагательном рассмотрении представления от ДД.ММ.ГГГГ.

Основанием для вынесения ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора г. Кызыла Ц. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, явился тот факт, что ** ФИО1 умышленно не выполнил требование прокурора, изложенное в представлении об устранении нарушений федерального законодательства ДД.ММ.ГГГГ.Судья Кызылского городского суда Республики Тыва, постановлением от 20 января 2020 года прекращая производство по данному делу, исходил из того, что отсутствует состав административного правонарушения, нарушен порядок привлечения лица к административной ответственности – постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в отсутствие должностного лица Сагаан-оола К.Б., не извещенного надлежащим образом.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.

Исходя из положений ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу, в отсутствие данного лица протокол может быть составлен в случае неявки лица, если оно извещено в установленном порядке. При составлении протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должны быть разъяснены права и обязанности, предоставлена возможность ознакомления с протоколом. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола.

Системный анализ положений ст. 25.1 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении, обязано известить (уведомить) непосредственно само лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ. Аналогичные правила должны соблюдаться при возбуждении дела об административном правонарушении прокурором в силу ст. 28.4 КоАП РФ.

Вышеприведенные требования КоАП РФ при вынесении прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Сагаан-оола К.Б. не соблюдены.

Как указывалось выше, прокурором постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ** Сагаан-оола К.Б. по ст. 17.7 КоАП РФ вынесено 27 ноября 2019 года.

В месте с тем в материалах дела имеется адресованное ** Сагаан-оолу К.Б. требование прокурора от 19 ноября 2019 года о явке в прокуратуру города для дачи объяснений и решения вопроса о возбуждении дела по ст. 17.7 КоАП РФ к 10 ч. 00 мин. 26 ноября 2019 года (л.д. 40).

Сведений о том, что на 27 ноября 2019 года извещали должностное лицо о решении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах судья Кызылского городского суда Республики Тыва пришел к правильному выводу о том, что нарушен порядок привлечения лица к административной ответственности – постановление о возбуждении дела об административном правонарушении составлено в отсутствие должностного лица, не извещенного надлежащим образом.

При этом вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не свидетельствует об извещении самого должностного лица и соблюдении приведенных выше требований КоАП РФ.

Допущенные по делу нарушения процессуальных требований, установленных КоАП РФ, являются существенными, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, было лишено возможности участвовать в рассмотрении дела и реализовать свои права, предоставленные ему законодательством об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах вопрос о вине должностного лица обсуждаться не может, соответственно, постановление судьи от 20 января 2020 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении ** Сагаан-оола К.Б. прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, подлежит оставлению без изменения, протест – без удовлетворения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – **Сагаан-оола К.Б. оставить без изменения, протест – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья Ш.А. Ховалыг