ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-5182/2021 от 22.09.2021 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Кашапов Р.С. УИД 16RS0051-01-2021-010165-46

Дело № 5-5182/2021

Дело № 7-2493/2021

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Мавляветдинов И.М., при секретаре судебного заседания Мусиной А.Е., рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника Нестеренко И.А. на постановление судьи Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 9 июля 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении в отношении акционерного общества «Казанский завод компрессорного машиностроения» по части 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Нестеренко И.А., судья

УСТАНОВИЛ:

23 апреля 2021 года в отношении акционерного общества «Казанский завод компрессорного машиностроения» (далее по тексту – АО «Казанькомпрессормаш») исполняющим обязанности начальника Межрегионального отдела Приволжского управления Ростехнадзора ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении № .... по части 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).

Постановлением судьи Советского районного суда города Казани от 9 июля 2021 года АО «Казанькомпрессормаш» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ, подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 500 000 рублей.

В жалобе на постановление, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, ставится вопрос об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу.

Жалоба подлежит частичному удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно части 3 статьи 9.1 КоАП РФ грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе:

соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона);

иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;

организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;

разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» экспертизе промышленной безопасности подлежат:

документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.

Согласно пунктам 2 и 3 постановления Правительства РФ от 15 сентября 2020 года N 1437 "Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах", планы мероприятий разрабатываются в целях обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах.

Планы мероприятий разрабатываются для опасных производственных объектов, указанных в пункте 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

В соответствии с подпунктом «г» пункта 66, пунктом 1664, пунктами 303, 314 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности процессов получения или «применения металлов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 9 декабря 2020 года N 512, полы в помещениях должны быть устойчивы к допускаемым в процессе производства механическим, тепловым или химическим воздействиям и выполняться на рабочих площадках металлургических агрегатов и в разливочных пролетах цехов - из прочных износостойких материалов, выдерживающих розлив расплава металла, с нескользкой поверхностью, без выбоин и выступов.

Полы рабочих площадок возле электропечей должны быть покрыты электроизолирующими настилами.

Система светозвуковой сигнализации должна обеспечить оповещение эксплуатационного персонала о пуске, остановке и нарушениях установленного режима работы технических устройств.

Естественное и искусственное освещение в производственных и вспомогательных зданиях и помещениях, на территории организации, включая аварийное освещение, должно обеспечивать освещенность, достаточную для безопасного выполнения работ, пребывания и передвижения людей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Решения Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 823 «О безопасности машин и оборудования» (вместе с "ТР ТС 010/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности машин и оборудования"), декларирование соответствия проводится заявителем в отношении машин и (или) оборудования, включенных в Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" в форме декларирования соответствия, приведенный в приложении № 3.

В силу пунктов 7, 8, 9, 26, 28 «Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 30 ноября 2020 года N 471, при осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, указанными в приложении № 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов.

При проведении идентификации эксплуатирующая организация осуществляет анализ:

простой документации (документации) объекта, с учетом внесенных изменений (при их наличии);

обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случае, если такое обоснование разработано);

декларации промышленной безопасности (в случае ее разработки); технологических регламентов (при наличии);

генерального плана расположения зданий н сооружений;

сведений о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств;

спецификации установленного оборудования;

документации на технические устройства, применяемые на объекте;

данных о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте, а также на объектах, расположенных на расстоянии менее чем пятьсот метров от идентифицируемого объекта, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями.

На основании данных, полученных в ходе идентификации объекта, а также проведенного анализа, указанного в пункте 8 настоящих Требований, эксплуатирующая организация формирует сведения, характеризующие опасный производственный объект.

При наличии в свидетельстве о регистрации опечаток и (или) ошибок регистрирующий орган на основании заявления эксплуатирующей организации с указанием причин переоформления в срок, не превышающий пять рабочих дней с даты регистрации соответствующего заявления, выдает переоформленное свидетельство о регистрации.

Внесение в государственный реестр изменений, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 27 Требований, осуществляется в срок, не превышающий двадцать рабочих дней с даты регистрации заявления о внесении изменений.

Внесение в государственный реестр изменений в сведения о полном, сокращенном (при наличии) наименовании юридического липа, организационно-правовой форме или фамилии, имени, отчестве (при наличии) индивидуального предпринимателя, данных документа удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя, идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), основного государственного регистрационного номера юридического лица (ОГРН), основного государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя (ОГРНИП), указанных эксплуатирующей организацией в заявлении о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов осуществляется в срок, не превышающий пять рабочих дней с даты регистрации заявления о внесении изменений.

Внесение в государственный реестр изменений, указанных в подпунктах 3,4 пункта 27 Требований (за исключением случая, указанного в предыдущем абзаце), осуществляется в срок, не превышающий десять рабочих дней с даты регистрации заявления о внесении изменений.

Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения заместителя руководителя Приволжского управления Ростехнадзора № РП-290-48-о от 19 января 2021 года «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» проведена плановая выездная проверка АО «Казанькомпрессормаш», участок по производству чугунного литья, литейного цеха, III класс опасности, peг. № А43-00441-0001, находящийся по адресу: <адрес>

Опасный производственный объект АО «Казанькомпрессормаш» зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (свидетельство № А43-00441 от 4 сентября 2014 года, выданное Приволжским управлением Ростехнадзора).

По результатам проверки установлено, что действиями (бездействием) АО «Казанькомпрессормаш» допущены нарушения обязательных требований в области промышленной безопасности и нарушения лицензионных требований и условий при эксплуатации опасного производственного объекта:

1.Не обеспечена укомплектованность штата работников «Участок по производству чугунного литья литейного цеха» рег. № А43-00441-0001: выбивальщик отливок 3 разряда, лаборант спектрального анализа, обрубщик 3 разряда - 5 ед., оператор станков с числовым программным управлением, плавильщик металла и сплавов 5 разряда, разметчик, стерженщик ручной формовки 3 разряда, транспортировщик в литейном производстве, занятый на обрубном участке, формовщик ручной формовки 3 разряда, электрогазосварщик, занятый на резке и ручной сварке на п/авт. машинах,

в нарушение статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

2. Отсутствует проект на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта на основании документации, разработанной в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», с учетом законодательства о градостроительной деятельности, на установку струйного вакуумирования и модифицирования чугуна, зав. № 69415,

в нарушение статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора № 420 от 20 октября 2020 года;

3. Отсутствует положительное заключение экспертизы промышленной безопасности на документацию по консервации и ликвидации на установку струйного вакуумирования и модифицирования чугуна, зав. № 69415,

в нарушение статей 9, 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора № 420 от 20 октября 2020 года;

4. Не переработан план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте,

в нарушение статей 9, 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пунктов 2 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 года № 1437 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах»;

5. Отсутствует электроизолирующий настил; не выполнены из прочных износостойких материалов, выдерживающих розлив расплава металла, с нескользкой поверхностью, без выбоин и выступов,

в нарушение статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункта «г» пункта 66, пункта 1664 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 9 декабря 2020 № 512;

6. Система светозвуковой сигнализации не обеспечивает оповещение эксплуатационного персонала о пуске, остановке и нарушениях установленого режима работы технического устройства электрическая индукционная печь система SEGP 8000S, зав. № Е0710-1111-1001,

в нарушение статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 314 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 9 декабря 2020 года № 512;

7. Отсутствуют декларация о соответствии на технологическое оборудование для литейного производства: техническое устройство зав. № Е0710-1111-1001 (промышленная электрическая индукционная печная система EGP8000S); техническое устройство зав. № Е0711-1221-1001 (промышленная электрическая индукционная печная система EGP3000SE+ EGP6000S) согласно требованиям технических регламентов Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования»,

в нарушение статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 4 статьи 8 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года № 823;

8. Не обеспечивается безопасное выполнение работ, пребывания и передвижения людей, а именно отсутствует частично искусственное освещение в производственных и вспомогательных зданиях и помещениях, включая аварийное освещение,

в нарушение статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 303 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 9 декабря 2020 года № 512;

9. Не внесены изменения в сведения, характеризующие опасный производственный объект, в связи с демонтажем установки вакуумного модифицированного чугуна, зав. № 69415,

в нарушение статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пунктов 7, 8, 9 и подпункта 1 пункта 26, пункта 28 «Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 30 ноября 2020 года N 471.

Эти обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 23 апреля 2021 года, актом проверки от 20 февраля 2021 года, предписанием от 20 февраля 2020 года и другими доказательствами, оцененными в совокупности согласно правилам статьи 26.11 КоАП РФ. Также допущенные нарушения не отрицаются и АО «Казанькомпрессормаш».

Действия АО «Казанькомпрессормаш» квалифицированы административным органом и судом первой инстанции по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ.

Между тем, с выводом о доказанности вины АО «Казанькомпрессормаш» в грубом нарушении требований промышленной безопасности согласиться нельзя.

В соответствии с примечанием к статье 9.1 КоАП РФ под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов следует понимать нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.

Материалы дела не содержат подтверждения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей вследствие допущенных АО «Казанькомпрессормаш» нарушений требований промышленной безопасности, надлежащего обоснования квалификации действий АО «Казанькомпрессормаш» по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ не содержится также в протоколе об административном правонарушении и постановлении судьи.

Вышестоящий суд, рассматривая жалобу АО «Казанькомпрессормаш», не находит в материалах дела подтверждения грубого нарушения требований промышленной безопасности со стороны заявителя при эксплуатации опасного производственного объекта.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о необходимости квалификации действий АО «Казанькомпрессормаш» по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ - нарушение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта с назначением АО «Казанькомпрессормаш» наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.

Сроки привлечения АО «Казанькомпрессормаш» к ответственности соблюдены.

В то же время суд не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным либо назначения наказания ниже низшего предела.

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации(пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях") малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

Суд полагает, что совершенным правонарушением нанесен существенный вред охраняемым законом общественным правоотношениям, в связи с чем оно не может быть расценено как малозначительное.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Суд не усматривает исключительных обстоятельств, упоминаемых в вышеприведенной норме закона, позволяющих применить в отношении АО «Казанькомпрессормаш» наказания ниже низшего предела.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7, статьей 30.1 КоАП РФ,

Решил:

постановление судьи Советского районного суда города Казани от 9 июля 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении в отношении акционерного общества «Казанский завод компрессорного машиностроения» по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ, изменить, переквалифицировать действия акционерного общества «Казанькомпрессормаш» на часть 1 статьи 9.1 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

В остальной части постановление судьи Советского районного суда города Казани от 9 июля 2021 года оставить без изменения.

Жалобу защитника Нестеренко И.А. удовлетворить частично.

Судья: подпись

Копия верна

Судья: Мавляветдинов И.М.