ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-519/2021 от 19.01.2022 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Закидальский Д.Е. дело № 12-19/2022 (дело № 5-519/2021)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Попов В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 19 января 2022 года в городе Сыктывкаре Республики Коми жалобу старшего инспектора по направлению административного законодательства ОМВД России по Княжпогостскому району Опаревой О.В. на постановление судьи Княжпогостского районного суда Республики Коми от 16 декабря 2021 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Гаркавенко С.А. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения,

установил:

старшим инспектором по направлению административного законодательства ОМВД России по Княжпогостскому району Опаревой О.В. в отношении индивидуального предпринимателя Гаркавенко С.А. был составлен протокол об административном правонарушении <Номер обезличен> от 24 ноября 2021, согласно которому 14 октября 2021 года в 13 часов 00 минут, по адресу: <Адрес обезличен>, индивидуальный предприниматель (перевозчик) Гаркавенко С.А. допустил транспортировку отходов производства и потребления на автомобиле марки "МАЗ 5516" с государственным регистрационным знаком "<Номер обезличен>" под управлением ФИО10., без наличия паспорта отходов, тем самым нарушил требования пункта 1 статьи 34 и пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 2 статьи 11 и пунктов 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

По итогам рассмотрения указанного протокола об административном правонарушении, постановлением судьи Княжпогостского районного суда Республики Коми от 16 декабря 2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Гаркавенко С.А. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Считая постановление судьи районного суда незаконным, старший инспектор по направлению административного законодательства ОМВД России по Княжпогостскому району Опарева О.В., составившая протокол об административном правонарушении, обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой указала, что производство по делу было прекращено в связи с тем, что ИП Гаркавенко С.А. в рамках исполнения обязательств по договору от 01 октября 2021 года, связанных с транспортировкой отходов, не имел обязанности по оформлению паспорта отходов, поскольку он не приобрел право собственности на перевозимый груз. Вместе с тем, статья 8.2 часть 1 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при транспортировании отходов производства и потребления, которые, в свою очередь, предусматривают наличие при транспортировании определенного перечня документов, которые при транспортировании отсутствовали. При этом, не имеет значения перевозит твердые бытовые отходы его собственник или по договору иное лицо.

Индивидуальный предприниматель Гаркавенко С.А., в отношении которого ведется производство по делу, и должностное лицо административного органа, составившее протокол об административном правонарушении, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании не приняли.

Руководствуясь положениями статей 25.1 и 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие участвующих в деле лиц, явку которых не признаю обязательной.

Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон об отходах производства и потребления), которым предусмотрено подразделение отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Статьей 1 Федерального закона об отходах производства и потребления, под отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Согласно статье 11 Федерального закона об отходах производства и потребления, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, помимо прочего, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Гаркавенко С.А. является индивидуальным предпринимателем, основным видом деятельности которого является деятельность автомобильного грузового транспорта, а также является владельцем транспортного средства - автомобиля марки "МАЗ 5516" с государственным регистрационным знаком "<Номер обезличен>".

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в том числе, протокола об административном правонарушении КН № 070887 от 24 ноября 2021, индивидуальный предприниматель (перевозчик) Гаркавенко С.А. 14 октября 2021 года в 13 часов 00 минут, по адресу: <Адрес обезличен> допустил транспортировку отходов производства и потребления на автомобиле марки "МАЗ 5516" с государственным регистрационным знаком "<Номер обезличен>" под управлением ФИО9., без наличия паспорта отходов, тем самым нарушил требования пункта 1 статьи 34 и пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 2 статьи 11 и пунктов 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", то есть совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассматривая дело об административном правонарушении, судья районного суда пришёл к выводу о том, что в действиях индивидуального предпринимателя (перевозчика) Гаркавенко С.А. отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения, поскольку ИП Гаркавенко С.А. в рамках исполнения обязательств по договору от 01 октября 2021 года, связанных с транспортировкой отходов, не имел обязанности по оформлению паспорта отходов, поскольку он не приобрел право собственности на перевозимый груз.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может быть лицо, которое не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (пункт 1 статьи 14 Федерального закона №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

При этом, в соответствии со статьей 16 Федерального закона об отходах производства и потребления, транспортирование отходов осуществляется с соблюдением экологических требований, санитарно-эпидемиологических требований и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации об автомобильном, железнодорожном, воздушном, внутреннем водном и морском транспорте.

В части 2 указанной статьи 16 Федерального закона об отходах производства и потребления (в редакции Федерального закона от 02.07.2021, действовавшей на момент выявления правонарушения) прямо предусмотрено, что организация транспортирования отходов осуществляется при условии наличия паспорта отходов при транспортировании отходов I-IV класса опасности, тогда как в предыдущей редакции до принятия Федерального закона от 02.07.2021, данная норма закона предусматривала осуществление организации транспортирования отходов просто при условии наличия паспорта отходов (без указания об отнесении отходов к I-IV классу опасности).

В протоколе об административном правонарушении в вину индивидуальному предпринимателю (перевозчику) Гаркавенко С.А. вменена транспортировка отходов производства и потребления без наличия паспорта отходов, то есть норма приведена в том виде, как предусматривала предыдущая редакция части 2 статьи 16 Федерального закона об отходах производства и потребления до принятия Федерального закона от 02.07.2021, тогда как часть 2 статьи 16 Федерального закона об отходах производства и потребления (в редакции Федерального закона от 02.07.2021, действовавшая на момент выявления правонарушения) предусматривает осуществление организации транспортирования отходов при условии наличия паспорта отходов I-IV класса опасности. К какому классу опасности относились отходы, перевозимые при названных обстоятельствах ИП Гаркавенко С.А. должностным лицом административного органа не выяснялось.

Порядок паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности, утвержден Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1026 (далее - Порядок) и устанавливает требования к выполнению работ по составлению, переоформлению и утверждению паспортов отходов I - IV классов опасности. Паспорт отходов I - IV классов опасности (далее - паспорт отходов) представляет собой документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности и содержащий сведения об их составе.

Согласно пункту 3 Порядка паспортизация отходов I - IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица). При паспортизации отходов I - IV классов опасности составляются паспорта отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 и паспорта отходов, не включенных в ФККО.

В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Согласно материалам дела, между администрацией городского поселения "Емва" (Заказчик) и ООО "Бизнес Форест" в лице генерального директора Малетина К.В. (Подрядчик) 05 октября 2021 года был заключен контракт <Номер обезличен> на выполнение работ по подготовке, расчистке и планировке территорий под парки в г. Емва в соответствии с техническим заданием, со сроком выполнения работ по 31 октября 2021 года. Подрядчик организует выполнение работ с использованием оборудования, техники и материалов, с правом привлечения третьих лиц. В соответствии с техническим заданием, местом выполнения работ является: г. Емва пересечение улиц <Адрес обезличен> и <Адрес обезличен> и пересечение улиц <Адрес обезличен> и <Адрес обезличен> Строительный мусор, образующийся после выполнения работ, переходит в собственность Подрядчика (пункт 5). Подрядчик принимает на себя обязательство обеспечить, в том числе, уборку территории от строительного мусора и бытового мусора; захоронение строительного мусора произвести на полигон по адресу: <Адрес обезличен>

01 октября 2021 года ООО "Бизнес Форест" (Заказчик) и ИП Гаркавенко С.А. (Исполнитель) заключили договор на оказание услуг по транспортированию отходов V класса опасности. Исполнитель взял на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию отходов V класса опасности с площадок, указанных Заказчиком по адресам: <Адрес обезличен>, <Адрес обезличен>, до объекта размещения отходов и передать их для размещения на полигоне, а Заказчик взял на себя обязательство принять и оплатить эти услуги. Объектом размещения отходов является полигон твердых бытовых отходов, расположенный в с. Айкино, Усть-Вымского района (пункт 1.1). В предмет договора не входят и не подлежат транспортированию отходы с I по IV классов опасности, твердые коммунальные отходы (пункт 1.2).

Во исполнение названных контракта и договора отходы были транспортированы исполнителем с помощью автомобиля марки МАЗ 5516 с государственным регистрационным знаком "<Номер обезличен>", принадлежащего ИП Гаркавенко С.А. от дома по адресу: <Адрес обезличен> Транспортировка осуществлялась ИП Гаркавенко С.А. во исполнение договора на оказание услуг по транспортированию отходов V класса опасности.

Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Приведенные нормативные положения в их системной взаимосвязи и нормативно-правовом единстве, а также установленные фактические обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства, позволяют сделать вывод о том, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет отходов, и составить паспорт отходов I - IV классов опасности. Такая обязанность действительно возлагается на собственника отходов, то есть в рассматриваемом случае на ООО "Бизнесс Форест", и не возникает у транспортировщика (перевозчика) отходов на основании договора о транспортировании. Тем не менее, непосредственный перевозчик отходов ИП Гаркавенко С.А. по общему правилу должен иметь при транспортировании паспорт отходов, но только отходов I-IV класса опасности. Как установлено материалами дела, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при транспортировании не были представлены документы, подтверждающие отнесение отходов, образующихся в результате деятельности, к конкретному классу опасности, поскольку собственник отходов ООО "Бизнесс Форест" не выполнил предусмотренную законом обязанность по ведению в установленном порядке учета отходов, и составлению паспорта отходов I - IV классов опасности. Не исполнение ООО "Бизнесс Форест" обязанности по паспортизации отходов и по ведению учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, фактически влечет административную ответственность ООО "Бизнесс Форест" по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. ИП Гаркавенко С.А. по условиям названного договора осуществлял транспортировку отходов V класса опасности, при транспортировке которых паспорт отходов не нужен, а принадлежность этих отходов к отходам I - IV классов опасности объективно не подтверждена, что исключает возможность привлечения ИП Гаркавенко С.А. к административной ответственности по части 1 статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, судья районного суда пришел к верному выводу о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП Гаркавенко С.А. на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Вынесенное судьей постановление основано на всестороннем, полном и объективном исследовании материалов дела об административном правонарушении.

Вопреки доводам жалобы, существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судьей допущено не было.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу постановления судьи районного суда, жалоба не содержит.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда, по делу не установлено.

Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Княжпогостского районного суда Республики Коми от 16 декабря 2021 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Гаркавенко С.А. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения, оставить без изменения, жалобу старшего инспектора по направлению административного законодательства ОМВД России по Княжпогостскому району Опаревой О.В. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья В.В. Попов

Копия верна, судья В.В. Попов