Судья: Гадыршин Д.И. УИД 16RS0046-01-2020-013687-11 Дело № 7-2456/2020 Дело № 5-5458/2020 (первая инстанция) РЕШЕНИЕ 18 ноября 2020 года город Казань Судья Верховного Суда Республики Татарстан Верхокамкин Е.В. при секретаре судебного заседания Рязанове В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 07 октября 2020 года, вынесенное в отношении заявителя по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ: постановлением судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 07 октября 2020 года ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей. ФИО1 обратился с жалобой на указанное постановление в Верховный Суд Республики Татарстан, в которой просил его отменить и производство по делу прекратить. Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения ФИО1 и его защитника Златкина А.М., полагаю, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Условия и порядок реализации гражданами Российской Федерации гарантированного статьей 31 Конституции Российской Федерации права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования регламентированы Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее по тексту – Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ). В силу пункта 1 статьи 2 данного Федерального закона публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателям. Согласно статье 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности – соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации. Рассматриваемый Федеральный закон предусматривает уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий. Уведомление о проведении публичного мероприятия осуществляется в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ. В соответствии с частью 1 указанной статьи уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления определяется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ). Согласно статье 3 Закона Республики Татарстан от 25 декабря 2012 года № 91-ЗРТ «Об обеспечении условий реализации прав граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Республике Татарстан» уведомление о проведении публичного мероприятия подается в письменной форме в администрацию муниципального образования – городского или сельского поселения, городского округа, на территории которого планируется проведение публичного мероприятия, и должно содержать, в частности, цель публичного мероприятия с точной формулировкой предлагаемого к обсуждению вопроса и (или) события, вызвавшего причину проведения мероприятия. Статья 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ под организатором публичного мероприятия понимает одного или нескольких граждан Российской Федерации, политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия. При этом частью 4 указанной нормы на организатора возлагается, в частности, обязанность обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления; требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, прекращения нарушения закона; приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий. Как видно из материалов дела, ФИО1 явился инициатором проведения на территории парка «Ленинский сад», расположенного вблизи дома № 4 по улице Лобачевского города Казани, публичного мероприятия в форме митинга, посвященного государственному празднику – день Республики, и связанному с этим обсуждению текущего состояния политики, экономики, образования, языка татарского народа. Следуя своему замыслу, ФИО1, выступая в роли организатора указанной акции, направил в исполнительный комитет муниципального образования города Казани уведомление о его проведении, в котором указал намеченное место и время проведения, а также и преследуемую им цель. Между тем во время митинга его участники пользовались средствами наглядной агитации и выражали призывы и требования политического характера, суть которых выходила за пределы запланированного формата его проведения и касалась суверенитета Республики Татарстан. Несмотря на это, ФИО1 не принял мер к соблюдению условий проведения публичного мероприятия и прекращения его участниками нарушения закона. Убеждение судьи районного суда в доказанности приведенных событий было построено на представленных административным органом доказательствах, в числе которых протокол об административном правонарушении (л.д. 1-2); информационное письмо УФСБ России по Республике Татарстан (л.д. 6-7); протокол исследования предметов и документов с приложенными к нему материалами (л.д. 8-23); компакт-диски с фото- и видеоматериалами (л.д. 25); рапорты сотрудников полиции (л.д. 33-34, 42). Перечисленные доказательства отвечают требованиям закона, относятся к обстоятельствам дела и потому с учетом положений статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обоснованно положены в основу принятых судебных актов. Совокупность добытых доказательств позволяет установить все юридически значимые обстоятельства, входящие в предмет доказывания по настоящему делу и определенные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Она достаточна для вывода о том, что ФИО1, выступая в роли организатора публичного мероприятия, не выполнил, возложенные на него Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ обязанности по обеспечению соблюдения условий проведения митинга, указанные в уведомлении, и своевременно не отреагировал на действия участников данной акции, не отвечающие целям ее проведения. Изложенное свидетельствует о наличии в содеянном ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление о привлечении автора жалобы к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Административное наказание в виде штрафа назначено ФИО1 в пределах санкции части 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Утверждение заявителя о том, что при проведении публичного мероприятия его участники действовали в рамках заявленной цели, не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Напротив, на представленных суду фото- и видеоматериале, сделанных на месте проведения митинга, видно, что с ведома его организатора риторика выступлений собравшихся вышла за пределы намеченного формата и переросла в акцию протеста против снижения гарантий на самоопредление татарского народа. Однако ФИО1, приняв на себя обязательство по организации и проведению митинга, не пресекал указанных действий его участников и вплоть до вмешательства представителя органа местного самоуправления не требовал от них вернуться к регламенту публичного мероприятия. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 28 постановления от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» разъяснил, что объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует невыполнение или ненадлежащее выполнение организатором публичного мероприятия обязанностей, установленных частью 4 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4, 7, 8 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Невыполнение или ненадлежащее выполнение указанных обязанностей может выражаться в том числе в необеспечении соблюдения условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом публичной власти; в непредъявлении участникам публичного мероприятия требований о соблюдении общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, о прекращении нарушения ими закона; в непринятии мер по приостановлению публичного мероприятия или его прекращению в случае совершения участниками такого мероприятия противоправных действий; в отсутствии отличительного знака организатора публичного мероприятия (нагрудного знака депутата), за исключением случая проведения пикетирования одним участником. С учетом приведенной правовой позиции рассматриваемое поведение заявителя не отвечало публичным интересам и потому резонно было квалифицировано по части 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену или изменение судебного акта, не установлено. Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья РЕШИЛ: постановление судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 07 октября 2020 года, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения. Судья Е.В. Верхокамкин |