ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-54/2022 от 08.08.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Кошелев В.И. дело № 12-515/2022

(№ 5-54/2022)

Р Е Ш Е Н И Е

8 августа 2022 года г. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Шидакова О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Якупова А.М. на постановление судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 1 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ремонт и строительство сетей «ПР и СС» (далее – ООО «ПР и СС», общество, юридическое лицо),

установил:

постановлением судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 1 апреля 2022 года ООО «ПР и СС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Защитник общества Якупов А.М. обратился в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой, не оспаривая правомерность привлечения общества к административной ответственности, просит снизить размер назначенного юридическому лицу административного штрафа с применением положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Законный представитель общества, будучи извещенным о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, с заявлением об отложении слушания дела не обращался, обеспечил явку защитника, в связи с чем в порядке статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прихожу к выводу о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.

Защитник общества Якупов А.М. в судебном заседании жалобу поддержал по основаниям, изложенным в ней, просил её удовлетворить.

Заслушав пояснения защитника юридического лица, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ) под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 116-ФЗ под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (часть 2 статьи 3 Закона № 116-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 9 3 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 14 декабря 2021 года № 14-12/07-ПВ-420-337/ВЗ, 30 ноября 2021 года, в 16 час. 00 мин., на опасном производственном объекте I класса «Участок специального строительства «Реконструкция тоннельного водовода Южного берега Крыма, Республика Крым», peг. № А20-07108-0002, расположенном по адресу: Республика Крым, пгт.Васильевка, территория МО ГО Ялта, с.Счастливое территория МО Бахчисарайский район, выявлены нарушения ООО «ПР и СС» обязательных норм и правил в части несоблюдения обязательных требований в области промышленной безопасности, а именно:

1. Не создана и не аттестована вспомогательная горноспасательная команда на опасном производственном объекте «Участок специального строительства «Реконструкция тоннельного водовода Южного берега Крыма, Республика Крым», per. № А20-07108-0002, обладающего признаком опасности «ведение горных работ, а также работ в подземных условиях», что является нарушением статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ); пункт 10 «Правил безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утверждённых приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 года № 505;

2. Не разработан и не выполняется комплекс мероприятий по подготовке объектов и сооружений к периоду весенне-осенних паводков, утверждаемый руководителем организации объекта) «Участок специального строительства «Реконструкция тоннельного водовода Южного берега Крыма, Республика Крым», per. № А20-07108-0002, что является нарушением п. 1, 2 статьи 9 Закона № 116-ФЗ «; пункт И «Правил безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утверждённых приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 года № 505.

3. Не разработан План мероприятий по противоселевой защите объекта «Участок специального строительства «Реконструкция тоннельного водовода Южного берега Крыма, Республика Крым», per. № А20-07108-0002, содержащий соответствующие меры безопасности, утверждаемый руководителем объекта, что является нарушением пунктов 1, 2 статьи 9 Закона № 116-ФЗ; пункт И «Правил безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утверждённых приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 года № 505;

4. Не проверяется ежесменно машинистом, еженедельно - механиком, энергетиком участка и ежемесячно главным механиком, главным энергетиком или другими лицами, назначенными распорядительным документом с занесением записи в бортовой журнал исправность и комплектность горных машин, что является нарушением пунктов 1, 2 статьи 9 Закона № 116-ФЗ; пункта 1035 «Правил безопасности при ведении горных работ и переработке полезных ископаемых», утверждённых приказом от 8 декабря 2020 года №505;

5. Не утверждены техническим руководителем организации, эксплуатирующей объект ведения горных работ, формы и порядок заполнения журналов и книг, ведение которых необходимо осуществлять в соответствии с требованиями Правил безопасности при ведении горных работ и переработке полезных ископаемых», утверждённых приказом от 08.12,2020 № 505, что является нарушением пунктов 1, 2 статьи 9 Закона № 116-ФЗ; пункта 4 «Правил безопасности при ведении горных работ и переработке полезных ископаемых», утверждённых приказом от 8 августа 2020 года № 505;

6. Не разработана программа, инструктажа по применению средств индивидуальной защиты, соблюдению требований безопасности и расположению запасных выходов, утвержденная техническим руководителем организации (объекта), что является нарушением пунктов 1, 2 статьи 9 Закона № 116-ФЗ; пункта 43 Правил безопасности при ведении горных работ и переработке полезных ископаемых», утверждённых приказом от 8 декабря 2020 года № 505;

7. Не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте «Участок специального строительства Реконструкция тоннельного водовода Южного берега Крыма, Республика Крым», per. № А20- 07108-0002 I класса опасности, что является нарушением пунктов 1, 2 статьи 9 Закона № 116-ФЗ; пунктов 14, 15 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2020 года № 2168;

8. Не разработаны технологические регламенты, технологические карты (проекты производства работ) по ведению, технологии, обслуживанию и ремонту оборудования и механизмов и обеспечить их выполнение, что является нарушением пунктов 1, 2 статьи 9 Закона № 116-ФЗ; пункта 16 «Правил безопасности при ведении горных работ и переработке полезных ископаемых», утверждённых приказом от 8 декабря 2020 года № 505;

9. Не разработаны регламенты технологических производственных процессов, что является нарушением пунктов 1, 2 статьи 9 Закона № 116-ФЗ; пункта 26 «Правил безопасности при ведении горных работ и переработке полезных ископаемых», утверждённых приказом от 8 декабря 2020 года № 505;

10. Отсутствует маркшейдерская вычислительная документация при подземном способе ведения горных работ на опасном производственном объекте «Участок специального строительства «Реконструкция тоннельного водовода Южного берега Крыма, Республика Крым», per. № А20- 07108-0002 I класса опасности, что является нарушением пунктов 1, 2 статьи 9 Закона № 116-ФЗ; пункта 15 «Правил безопасности при ведении горных работ и переработке полезных ископаемых», утверждённых приказом от 8 декабря 2020 года № 505;

11. Отсутствует план расположения пунктов опорной маркшейдерской сети при подземном способе ведения горных работ на опасном производственном объекте «Участок специального строительства «Реконструкция тоннельного водовода Южного берега Крыма, Республика Крым», per. № А20-07108-0002 I класса опасности, что является нарушением пунктов 1, 2 статьи 9 Закона № 116-ФЗ; пункта 15 «Правил безопасности при ведении горных работ и переработке полезных ископаемых», утверждённых приказом от 8 декабря 2020 года № 505;

12. Не оформлена в установленном порядке: схема электроснабжения, нанесенная на план горных работ, утвержденная техническим руководителем, что является пункта 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ; пунктов 1442, 1505 гл. X «Правила безопасности проведения горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 года №505;

13. Не оформлена в установленном порядке: принципиальная однолинейная схема электроустановок с указанием силовых сетей, рода тока, сечения проводов и кабелей, их длины, "парки, напряжения и мощности каждой установки, всех мест заземления, расположения защитной и коммутационной аппаратуры, установок тока максимальных реле и номинальных токов плавких вставок предохранителей, установок тока и времени срабатывания защит от однофазных замыканий на землю, токов короткого замыкания в наиболее удаленной точке защищаемой линии, что является нарушением пункта 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ; пунктов 1442, 1505 гл. X Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности проведения горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 года № 505;

14. Не осматриваются периодически все электрические машины, аппараты, трансформаторы и другое электрооборудование, их взрывобезопасные оболочки, кабели, заземления, с оформлением результатов осмотра в эксплуатационной документации: лицами, работающими на машинах и механизмах, а также дежурными электрослесарями - ежесменно; лицами, ответственными за безопасную эксплуатацию электроустановок, - еженедельно; главным энергетиком объекта заместителем), ответственным за безопасную эксплуатацию электроустановок - не реже одного раза в 3 месяца, что является нарушением пункта 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ; пунктов 1446, 1545 гл. X «Правил безопасности проведения горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 года № 505;

15. В перечне работ в порядке текущей эксплуатации не указано на каком закрепленном за персоналом участке выполняется работа, разрешенная в порядке текущей эксплуатации к выполнению оперативным или оперативно-ремонтным персоналом, не указан порядок учета работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации (уведомление вышестоящего оперативного персонала о месте и характере работы, ее начале и окончании, оформлении работы записью в оперативном журнале), что является нарушением пункта 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ; пункта 1469 гл. X /Правил безопасности проведения горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 года № 505;

16. Отсутствует в службе ответственного за электрохозяйство организации (главного энергетика) ООО «ПРиСС» следующая техническая документация: однолинейные схемы электроснабжения; схемы подземной кабельной сети; комплект исполнительных схем управления оборудованием; чертежи электрооборудования, установок и сооружений, а также запасных частей; полный комплект инструкций по монтажу и эксплуатации электроустановок; должностные инструкции для электротехнического и неэлектротехнического персонала по утвержденному списку; инструкции по охране труда с детальным изложением требований к подготовке рабочего места и организации безопасного проведения работ; журналы с описью электрооборудования и защитных средств с указанием технических характеристик и присвоенных инвентарных номеров к журналам прилагаются протоколы и акты испытаний, ремонта, наладки оборудования); карты уставок релейной защиты, что является нарушением пункта 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ; пункта 1502 гл. X Правил безопасности проведения горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 года № 505;

17. Отсутствуют утвержденные техническим руководителем ООО «ПРиСС» графики: диагностики, технического обслуживания и ремонта технологического и вспомогательного оборудования; технического обслуживания и ремонта КТП, комплектных распределительных пунктов, трансформаторов; ремонта воздушных и кабельных линий электропередач; ремонта электрических машин; плановых проверок релейной защиты, устройств защитного отключения, средств грозозащиты и заземляющих устройств, что является нарушением пункта 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ; пунктов 1502, 1503 гл. X «Правил безопасности проведения горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 года № 505;

18. Отсутствует у энергетика участка организации (подразделения) ООО «ПРиСС» следующая техническая документация: схема электроснабжения объекта, на которой указываются силовые сети, места расположения электроустановок (трансформаторных подстанций, распределительных устройств и т.п.); исполнительные, принципиальные, монтажные схемы и схемы внешних соединений управления приводами, защиты и сигнализации оборудования, находящегося в эксплуатации на участке; принципиальная однолинейная схема электроснабжения с изменениями; полный комплект эксплуатационных и должностных инструкций для персонала, находящегося под непосредственным и оперативным руководством энергетика участка, утвержденных в установленном порядке, что является нарушением пункта 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ; пункта 1503 гл. X «Правил безопасности проведения горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 года № 505;

19. Отсутствует и не ведется у энергетика участка организации (подразделения) ООО «ПРиСС» следующая техническая документация: оперативный журнал; журнал телефонограмм, заявок и изменений схем; журнал распоряжений руководящего персонала; журнал с описью электрооборудования и ремонтного оборудования, закрепленного за участком; журнал проверки заземлений стационарных электроустановок (по перечню, утвержденному главным энергетиком структурного подразделения организации); журнал осмотра и измерения переходного сопротивления заземления передвижных электроустановок; журналы ремонтов и испытаний гибких кабелей с резиновой изоляцией; журнал результатов испытаний электрооборудования и аппаратуры после ремонтов, что является нарушением пункта 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ; пункта 1503 гл. X «Правил безопасности проведения горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 года № 505;

20. Не вывешена в помещении подстанции схема вторичной коммутации, воздушных и кабельных сетей, инструкции для обслуживающего персонала, правила оказания первой помощи пострадавшим от электрического тока, не организовано место хранения электрозащитных средств, и средств индивидуальной защиты от поражения электрическим током, отсутствуют средства для оказания первой помощи пострадавшим от несчастных случаев, что является нарушением пункта 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ; пункта 1517 гл. X «Правил безопасности проведения горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 года № 505;

21. Не нанесены стрелки на электродвигателях и приводимых ими в движение механизмах, называющие направление вращения механизма и электродвигателя, что является нарушением пункта 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ; пункта 1546 гл. X «Правил безопасности проведения горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 года № 505;

22. Не производится измерение сопротивления изоляции отдельных электроустановок и кабелей перед включением после монтажа и переноски, не реже одного раза в 3 месяца, что является нарушением пункта 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ; пункта 1554 гл. X «Правил безопасности проведения горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 года № 505;

23. Не производится техническое обслуживание и ремонт электрических машин и пускорегулирующей аппаратуры, который должен включать; ежесменный осмотр, осуществляемый обслуживающим персоналом; периодический осмотр, осуществляемый оперативно-ремонтным персоналом под руководством энергетика участка не реже одного раза в два месяца; плановый ремонт, осуществляемый по утвержденному графику, в соответствии с принятой системой технического обслуживания и ремонтов, что является нарушением пункта 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ; пункта 1554 гл. X «Правил безопасности проведения горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 года № 505;

24. Не производится измерение сопротивления общего заземляющего устройства передвижных и стационарных электроустановок не реже одного раза в месяц, при каждом переключении, а также после монтажа, реконструкции (переустройства) и ремонта заземляющих устройств, специально выделенным персоналом (в условиях, когда приборными средствами измерения замер сопротивления заземляющего устройства произвести невозможно, допускается с указанной периодичностью производить приборную проверку целостности заземляющей магистрали), с занесением результатов осмотра и измерения заземляющих устройств передвижных и стационарных электроустановок в специальный журнал, пункта 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ; пункта 1588 гл. X «Правил безопасности проведения горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 года № 505;

25. Не осуществляется наружный осмотр всей заземляющей сети в следующие сроки: участковыми лицами технического надзора - ежесменно (выборочно); ответственными за электрохозяйство в пределах границ участков - 2 раза в месяц; лицом, ответственным за электрохозяйство организации, (выборочно) - ежемесячно, что является нарушением пункта 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ; пункта 1588 гл. X «Правил безопасности проведения горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 года № 505;

26. He разработан и не утвержден руководителем организации или уполномоченным должностным лицом организации порядок проведения работы с персоналом, что является нарушением пункта 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ; пункта 1441 гл. X «Правил безопасности проведения горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 года № 505; пункта 1.4.5 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13 января 2003 года № 6; пункта 7 Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, зарегистрированных в Минюсте Российской Федерации от 18 января 2021 года, peг. № 62115;

27. Не разработаны и не утверждены уполномоченным должностным лицом организации программы планового производственного инструктажа, что является нарушением пункта 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ; пункта 1441 гл. X «Правил безопасности проведения горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 года № 505; пункта 1.4.8. «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13 января 2003 года № 6; пункта 83 Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, зарегистрированных в Минюсте Российской Федерации от 18 января 2021 года, peг. № 62115;

28. Не определен объем технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов для поддержания работоспособности электроустановок, периодического их восстановления и приведения в соответствие с меняющимися условиями работы, что является нарушением пункта 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ; пункта 1441 гл. X «Правил безопасности проведения горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 года № 505; пункта 1.6.2. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13 января 2003 года № 6;

29. Вновь смонтированные электроустановки, а также технологическое оборудование и пусковые комплексы, питающиеся от электроустановок, не приняты в эксплуатацию в порядке, предусмотренном действующими нормами и правилами безопасной эксплуатации электрооборудования (отсутствует разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановок, включая объекты микрогенерации - передвижные электростанции мощностью 500 кВа - ДГУ); пункта 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ; пунктов 1441, 1545 гл. X «Правил безопасности проведения горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных приказом Ростехнадзора от 18 декабря 2020 года № 505; пункта 1.3.10. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13 января 2003 года № 6; пункта 3 Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, - утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 года № 85.

Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения 1 апреля 2022 года судьёй районного суда постановления о привлечении ООО «ПР и СС» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выводы судьи районного суда о наличии события административного правонарушения, а также наличии в действиях ООО « «ПР и СС» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновность общества в его совершении являются правильными.

Обстоятельства совершения административного правонарушения и виновность ООО «ПР и СС» в совершении правонарушения подтверждаются совокупностью доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 14 декабря 2021 года № 14-12/07-ПВ-420-337/ВЗ в отношении ООО «ПР и СС» (л.д.1-8); актом выездной проверки от 30 ноября 2021 года (л.д.11-32); предписанием об устранении выявленных нарушений от 30 ноября 2021 года № 30-11/ПН-337/ПРиСС-1-П (л.д.33-47); протоколом осмотра от 30 ноября 2021 года (л.д.48-58), а также иными материалами дела.

Указанным доказательствам по делу судьей районного суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дана подробная надлежащая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершения административного правонарушения.

Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение требований промышленной безопасности, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Неустранимых сомнений в виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не имеется. Принцип презумпции невиновности, предусмотренный статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не нарушен.

Кроме того, факт совершения административного правонарушения юридическим лицом не оспаривается.

Постановление судьи районного суда о привлечении ООО «ПР и СС» к административной ответственности соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.

Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшегося судебного постановления в части назначенного юридическому лицу административного наказания.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В силу части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Указанное законоположение, рассматриваемое во взаимосвязи с иными нормами названного Кодекса, позволяет индивидуализировать административную ответственность и назначить справедливое и соразмерное административное наказание. При этом нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не ограничивают право суда на снижение размера административного штрафа наличием обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Принимая во внимание, что административное наказание должно отвечать целям административной ответственности, не ограничивать имущественные права юридического лица и представляться чрезмерным с точки зрения социальной справедливости, учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, отсутствие отягчающих обстоятельств и сведений о привлечении ООО «ПР и СС» к административной ответственности за совершение административных правонарушений, последствия материального характера для юридического лица и то, что выплата штрафа налагает на юридическое лицо излишние обременения и ограничивает его права, полагаю, что цель административного наказания может быть достигнута при снижении назначенного административного штрафа в размере 200 000 рублей ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, до минимального размера, предусмотренного частью 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть до 100 000 рублей.

Снижение размера санкции до 100 000 рублей соответствует характеру допущенного обществом правонарушения, степени его вины и не приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

На основании изложенного постановление судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 1 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ПР и СС» подлежит изменению путем снижения размера назначенного юридическому лицу административного штрафа до 100 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Крым

решил:

постановление судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 1 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ремонт и строительство сетей «ПР и СС» изменить, снизив размер назначенного обществу административного штрафа с 200 000 рублей до 100 000 рублей.

В остальной части судебное постановление оставить без изменения.

Судья О.А. Шидакова