ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-563/2023 от 10.10.2023 Муравленковского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

КОПИЯУИД: 89MS0006-01-2023-003763-33

Первая инстанция дело №5-563/2023

Вторая инстанция дело №12-55/2023

РЕШЕНИЕ

город Муравленко Ямало-Ненецкого 10 октября 2023 года

автономного округа

Судья Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Матюшенко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу

управляющей Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу ФИО1

на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), вынесенное 01 сентября 2023 года мировым судьёй судебного участка №2 судебного района Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа в отношении ФИО2,

УСТАНОВИЛ

Указанным выше постановлением мирового судьи производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ в отношении должностного лица – ликвидатора ООО «Торговый дом 89 регион» ФИО2 прекращено по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

На данное постановление по делу об административном правонарушении должностным лицом юрисдикционного органа - управляющей Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу ФИО1 подана жалоба в вышестоящий суд, в обоснование которой указано о необходимости отмены постановления и направлении дела на новое рассмотрение, поскольку страхователи обязаны представлять сведения индивидуального (персонифицированного) учёта за отчётный месяц «декабрь» 2022 года в срок не позднее 16 января 2023 года, что прямо указано в ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 14.07.2022 №237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении ФИО2, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении ФИО4, как и должностное лицо, подавшее жалобу ФИО1, участие в судебном заседании не принимали. О дне, времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания от них не поступило, в связи с чем, судья в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ приходит к выводу о рассмотрении жалобы в их отсутствие.

Частью 1 статьи 15.33.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования срок либо отказ от представления в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» (в редакции, действовавшей до 01.01.2023) страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

В силу положений ч. 2.2 ст. 11 указанного Федерального закона (в той же редакции) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчётным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 №237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» исключена.

Согласно ч. 1 ст. 15 названного Федерального закона предусмотрено, что за отчётные периоды, истекшие до 1 января 2023 года, сведения для индивидуального (персонифицированного) учёта представляются страхователями в соответствующие органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Вышеуказанные изменения вступили в силу с 01 января 2023 года.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Как видно из материалов дела, ООО «Торговый дом 89 регион» является страхователем в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования».

Указанным юридическим лицом 27 января 2023 года, то есть в нарушение требований ч. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», предоставлены в орган Пенсионного фонда РФ по месту своей регистрации сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2022 года.

Данные обстоятельства послужили основанием к составлению протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ в отношении ликвидатора ООО «Торговый дом 89 регион» ФИО2

Исследовав по делу об административном правонарушении доказательства, представленные юрисдикционным органом, и оценив их в порядке ст. 26.11 КоАП РФ, а именно: протокол об административном правонарушении от 08.08.2023, сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М), протокол проверки отчётности; извещение о доставке; копию решения от 24.03.2023 о привлечении страхователя к ответственности; копию свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе; сведения из ЕГРЮЛ и иные материалы дела, мировой судья пришла к выводам о том, что в данном случае отсутствует событие вменённого должностному лицу ФИО2 административного правонарушения, следовательно, производство по делу об административном правонарушении в отношении него подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Прекращая производство по делу, мировым судьёй сделан вывод о том, что ч.2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», предусматривающая предоставление страхователем ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчётным периодом – месяцем, сведений о каждом работающем у него застрахованном лице, исключена с 01 января 2023 года, соответственно, событие административного правонарушения отсутствует.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Проверка дела об административном правонарушении показала, что мировым судьёй указанные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не соблюдены, а выводы являются преждевременными.

Как видно из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в постановлении от 09.01.2019 №1-П, любой законодательный механизм претерпевания лицом неблагоприятных последствий совершения им тех или иных противоправных действий (бездействия) должен отвечать следующим требованиям: юридическая ответственность может наступать только за те деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями; закрепляя и изменяя составы правонарушений и меры ответственности за их совершение, федеральный законодатель связан вытекающими из Конституции Российской Федерации критериями необходимости и соразмерности ограничения прав и свобод конституционно значимым целям, а также обязан соблюдать равенство всех перед законом, означающее, что любое правонарушение и санкции за его совершение должны быть чётко определены в законе, причём таким образом, чтобы исходя непосредственно из текста соответствующей нормы - в случае необходимости с помощью толкования, данного ей судами, - каждый мог предвидеть правовые последствия своего поведения.

Действительно, как указано в выводах мирового судьи в оспариваемом постановлении, требования ч. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», нарушение которых вменяется в вину должностному лицу ФИО2, утратили силу с 01 января 2023 года.

Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 14.07.2022 №237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым (законом) исключена данная норма права, предусмотрено, что за отчётные периоды, истекшие до 1 января 2023 года, сведения для индивидуального (персонифицированного) учёта представляются страхователями в соответствующие органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, мировым судьёй не приняты во внимания данные положения федерального закона, который оставил в силе действующий порядок, в том числе и сроки предоставления сведений, нарушение которых вменяется должностному лицу страхователя, что могло повлиять на выводы мирового судьи, не дана им оценка в оспариваемом постановлении, как и не проведена надлежащая оценка решения о привлечении страхователя – ООО «Торговый дом 89 регион» к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, принятого 24.03.2023, в совокупности с иными доказательствами, по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, с учётом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, отражённых в Постановлении от 20.10.2022 №45-П, принятом по делу о проверке конституционности статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами гражданки ФИО3, и не истребованы сведения об обжаловании данного решения.

При таких обстоятельствах следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела мировым судьёй не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.

Принимая во внимание допущенные при рассмотрении дела мировым судьёй нарушения, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, при наличии не истёкшего срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, который составляет 1 год, доводы жалобы подлежат удовлетворению, постановление мирового судьи отмене, а дело об административном правонарушении возвращению мировому судье на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела об административном правонарушении следует учитывать и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженные в постановлении от 04.02.2019 №8-П «По делу о проверке конституционности ст.15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки ФИО5», в которых высказано, что наряду с закрепленными в Федеральном законе от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», правовое регулирование, предусматривающее меры ответственности за нарушение требований законодательства в сфере организации индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования как для страхователей, так и для должностных лиц, призванных непосредственно осуществлять ведение такого учёта на предприятии, своевременно представлять необходимую информацию органам Пенсионного фонда Российской Федерации, само по себе не может расцениваться как отступление от вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социально-страховых отношений, на основе которых реализуется право на социальное обеспечение и осуществляется социальное обеспечение в целом.

Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ

Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное 01 сентября 2023 года мировым судьёй судебного участка №2 судебного района Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа в отношении ликвидатора ООО «Торговый дом 89 регион» ФИО2 отменить.

Указанное дело об административном правонарушении в отношении ликвидатора ООО «Торговый дом 89 регион» ФИО2 направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка №2 судебного района Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа.

Решение вступает в законную силу немедленно после его оглашения и может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренным статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья подпись А.Н. Матюшенко