ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-569/17 от 02.11.2017 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 12- 2299/2017

(в районном суде № 5- 569/2017) Судья Киреев А.П.

РЕШЕНИЕ

Судья Санкт-Петербургского городского суда Ягубкина О.В., рассмотрев 02 ноября 2017 года в открытом судебном заседании в помещении суда, при секретаре Москвитиной А.О., административное дело по жалобе на постановление судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 сентября 2017 года в отношении

Санкт-Петербургского многопрофильного

природоохранного государственного унитарного

предприятия «Экострой»,

ОГРН <***>, ИНН <***>,

юридический адрес: Санкт-Петербург, Волхонское

шоссе, д.116, корп.3

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 сентября 2017 года Санкт-Петербургское многопрофильное природоохранное государственное унитарное предприятие «Экострой» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 90 000 (сто восемьдесят тысяч) рублей.

Законный представитель юридического лица - генеральный директор ФИО1 обратился с жалобой в Санкт-Петербургский городской суд об отмене постановления судьи районного суда от 18 сентября 2017 года.

В обосновании жалобы указал, что выброс в атмосферный воздух веществ сам по себе не свидетельствует о наличии состава административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, поскольку для отнесения какого-либо вещества к категории загрязняющих необходимо установить превышение его количества и (или) концентрации установленным нормативам.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ, составляет выброс веществ в атмосферный воздух в концентрациях, превышающих гигиенические и экологические нормативы качества.

Материалами дела не установлено, и судом не исследовалось соотношение химических веществ в выбросах, осуществляемых Обществом, с установленными нормативами. То есть факт превышения количества (концентрации) химических веществ в выбросах Общества по сравнению с установленными нормативами не установлен, следовательно, не доказан факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

Законный представитель юридического лица ФИО1 в Санкт-Петербургский городской суд не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении судебного заседания не направил, материалов дела достаточно для рассмотрения жалобы, при таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствии, в присутствии защитника Вагановой Т.С.

Явившийся в судебное заседание защитник Санкт-Петербургского многопрофильного природоохранного ГУП «Экострой» Ваганова Т.С. доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, считаю постановление судьи законным и обоснованным по следующим основаниям.

Ответственность по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой Антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 ФЗ РФ от 04.05.99 г. «Об охране атмосферного воздуха» № 96- ФЗ в целях государственного регулирования выбросов вредных загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: предельно допустимые выбросы.

В соответствии с п. 1. ст. 14 ФЗ РФ от 04.05.1999 года «Об охране атмосферного воздуха» № 96- ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти объектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В соответствии с пунктом 1 Перечня нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среды, для целей государственного экологического надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2012 года № 1193, осуществление хозяйственной и иной деятельности без разрешительных документов, на основании которых допускается осуществление указанной деятельности, в пределах установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, наличие которых является обязательным в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды представляет угрозу причинения вреда окружающей среды.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, и виновность Санкт-Петербургского многопрофильного природоохранного ГУП «Экострой» в его совершении подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, не доверять которым у суда оснований не имеется, поскольку каких-либо существенных нарушений требований закона при их получении судом не установлено.

Доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях Санкт-Петербургского многопрофильного природоохранного ГУП «Экострой» события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

Допустимость и достоверность принятых судьей во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу судьей дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

При рассмотрении дела судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины Санкт-Петербургского многопрофильного природоохранного ГУП «Экострой» в его совершении.

Доводы в жалобе на то, что, неполно и необъективно исследованы материалы дела, не состоятельны, поскольку совокупность исследованных судьей доказательств позволяет установить обстоятельства правонарушения и вину Санкт-Петербургского многопрофильного природоохранного ГУП «Экострой» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ. При этом районным судом совокупность собранных по делу доказательств обоснованно признана достаточной для принятия правильного решения по делу.

При рассмотрении настоящего дела и жалобы судьей районного суда не были нарушены требования ст. 1.5 КоАП РФ, каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьей не нарушен, неустранимых сомнений по делу не усматривается.

Доводы жалобы об отсутствии нарушений по превышению нормативов предельно- допустимых выбросов в атмосферу опасных для окружающей природной среды, что свидетельствует об отсутствие вины Санкт-Петербургского многопрофильного природоохранного ГУП «Экострой» являются необоснованными.

Как усматривается из материалов дела, Санкт-Петербургское многопрофильное природоохранное ГУП «Экострой» в процессе хозяйственной деятельности осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Источниками загрязнения атмосферного воздуха являются, в том числе участок по извлечению металлической ртути из ртутьсодержащих отходов и приборов, входящий в комплекс по сбору и переработке люминесцентных источников света (ЛИС) и извлечению ртути из ртутьсодержащих приборов и изделий; участок УРСИ.

Положением о нормативах выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействиях на него, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 года N 183, в целях реализации ст. ст. 12 и 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" установлен такой норматив выброса, как предельно допустимый выброс вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух. При этом согласно п. п. 8, 9 указанного Положения разработка предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов на основе данных инвентаризации выбросов этих веществ. Нормативы предельно допустимых выбросов устанавливаются территориальным органом Росприроднадзора для конкретного стационарного источника выбросов и в их совокупности. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух допускаются на основании разрешения.

Таким образом, наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным тогда, когда юридическим лицом при осуществлении хозяйственной и иной деятельности эксплуатируются источники выбросов вредных веществ. При этом из приведенных норм не следует, что количество выбросов от данных источников должно быть таковым, чтобы их можно было квалифицировать как загрязнение.

Судом установлено, что Санкт-Петербургским многопрофильным природоохранным ГУП «Экострой» осуществлялись выбросы вредных веществ в атмосферный воздух через передвижные и стационарные источники выбросов, что подтверждается материалами дела и не оспаривается юридическим лицом.

Довод жалобы об отсутствии в действиях Санкт-Петербургского многопрофильного природоохранного ГУП «Экострой» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необоснован, поскольку доказательств того, что Санкт-Петербургское многопрофильное природоохранное ГУП «Экострой» приняло все зависящие от него меры для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу источниками загрязнения для соблюдения требований природоохранного законодательства, из материалов дела не усматривается.

Порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом не нарушен.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи, по делу не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 сентября 2017 года, вынесенное в отношении Санкт-Петербургского многопрофильного природоохранного ГУП «Экострой» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу законного представителя Санкт-Петербургского многопрофильного природоохранного ГУП «Экострой» ФИО1 - без удовлетворения.

Судья О.В. Ягубкина