ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-577/2021-12-1000/2021 от 12.08.2021 Новгородского районного суда (Новгородская область)

Мировой судья – Королькова Л.В. Дело № 5-577/2021-12-1000/2021

УИД 53MS0010-01-2021-002157-75

РЕШЕНИЕ

12 августа 2021 года Великий Новгород

Судья Новгородского районного суда Новгородской области Ящихина В.В. (по адресу: Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 15),

с участием законного представителя ТСЖ «Спектр» председателя ФИО1, главного специалиста отдела контроля контрольно-административного управления Администрации Великого Новгорода ФИО2,

рассмотрев в порядке пересмотра жалобу главного специалиста отдела контроля контрольно-административного управления Администрации Великого Новгорода ФИО2 на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 31 Новгородского судебного района Новгородской области от 30 июня 2021 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении

товарищества собственников жилья «Спектр», находящегося по адресу: <адрес> ИНН , ОГРН ,

прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения,

установил:

12 мая 2021 года главным специалистом отдела контроля контрольно-административного управления Администрации Великого Новгорода ФИО2 в отношении ТСЖ «Спектр» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, по факту невыполнения в установленный срок до 15 апреля 2021 года предписания должностного лица контрольно-административного управления Администрации Великого Новгорода от 10 марта 2021 года № 68 об устранении нарушений законодательства.

По делу вынесено вышеуказанное постановление.

В жалобе, поданной в Новгородский районный суд Новгородской области, главный специалист отдела контроля контрольно-административного управления Администрации Великого Новгорода ФИО2 ставит вопрос об отмене постановления, считая его незаконным и указывая на неверное применение мировым судьей норм материального права к рассматриваемым правоотношениям, неправильную оценку фактических обстоятельств дела.

Изучив материалы дела, судья считает, что срок на обжалование постановления уполномоченным должностным лицом не пропущен.

При рассмотрении дела главный специалист отдела контроля контрольно-административного управления Администрации Великого Новгорода ФИО2 поддержала жалобу по изложенным в ней обстоятельствам.

Законный представитель ТСЖ «Спектр» председатель ФИО1 полагал доводы жалобы несостоятельными, а обжалуемое постановление – законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, судья районного суда приходит к следующим выводам.

Часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Основанием для возбуждения в отношении ТСЖ «Спектр» дела об административном правонарушении по указанной статье послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что 16 апреля 2021 года ТСЖ «Спектр» не выполнило требования предписания от 10 марта 2021 года № 68, а именно: в срок до 15 апреля 2021 года не осуществило демонтаж рекламной конструкции, эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, не удалило информацию, размещенную на рекламной конструкции на фасаде многоквартирного дома по адресу: <адрес>

Прекращая производство по делу, исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка № 31 Новгородского судебного района Новгородской области, пришел к выводу о том, что предписание о выполнении требований закона административный орган правомочен выдать только при проведении проверки в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при реализации функций муниципального контроля, следовательно, предписание, выданное ТСЖ «Спектр» контрольно-административным управлением Администрации Великого Новгорода в рамках обхода территории города, является незаконным, и, поскольку объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения составляет невыполнение в установленный срок именно законного предписания уполномоченного органа, то предписание, выданное ТСЖ «Спектр», незаконно, что исключает состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Между тем, такой выводом мирового судьи нельзя признать правильным ввиду следующего.

В силу подпункта 15.1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе. Порядок выдачи и аннулирования таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района регулируется статьей 19 от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).

Постановлением Администрации Великого Новгорода от 14 октября 2015 года N 4328 утверждено Положение о порядке организации и осуществления муниципального контроля за размещением рекламных конструкций на территории городского округа Великий Новгород (далее – Положение).

Согласно пункта 1.2, 1.3 названного Положения органом, осуществляющим муниципальный контроль за размещением рекламных конструкций (далее - муниципальный контроль), является Администрация Великого Новгорода. Структурное подразделение Администрации Великого Новгорода и его должностные лица, непосредственно осуществляющие муниципальный контроль, определяются постановлением Администрации Великого Новгорода.

Предметом муниципального контроля является контроль за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований муниципальных нормативных правовых актов по размещению рекламных конструкций на территории городского округа Великий Новгород (далее - размещение рекламных конструкций) в части установки и эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек.

В силу пункта 1.4 Положения муниципальный контроль осуществляется в форме проведения плановых и внеплановых проверок, мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействия органа муниципального контроля и органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органа муниципального контроля.

Объектом муниципального контроля являются рекламные конструкции, размещенные на территории Великого Новгорода (пункт 1.5 Положения).

На основании пунктов 3.2.1, 3.2.16 Положения должностные лица при осуществлении муниципального контроля обязаны: осуществлять муниципальный контроль в пределах своей компетенции на территории Великого Новгорода в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Положением, и возложенными функциями; проводить мероприятия по контролю и в случае выявления фактов установки рекламных конструкций без разрешения, срок действия которого не истек, выдавать предписания о демонтаже указанных рекламных конструкций.

Пунктами 6.1, 6.2, 6.3 Положения предусмотрено, что мероприятия по контролю (рейды) проводятся на основании поручения заместителя Главы администрации Великого Новгорода, курирующего деятельность структурного подразделения Администрации Великого Новгорода, уполномоченного осуществлять муниципальный контроль.

План проведения мероприятий по контролю (рейдов) составляется на четыре месяца: с 1 января по 30 апреля (включительно), с 1 мая по 31 августа (включительно) и с 1 сентября по 31 декабря (включительно), по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.

По результатам каждого мероприятия по контролю (рейда) должностными лицами в течение десяти рабочих дней готовится рапорт по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению с отражением информации о наличии или отсутствии признаков установки и эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, о принятых мерах (информация о лицах, которым выдано предписание по результатам мероприятий по контролю (рейду)).

На основании пункта 7.1 Положения орган муниципального контроля осуществляет проверки исполнения предписаний, вынесенных на основании материалов проверок и по результатам мероприятий по контролю, проведенных должностными лицами, уполномоченными на проведение муниципального контроля.

По истечении срока устранения нарушения, установленного предписанием, орган муниципального контроля в случае невозможности проведения мероприятий по контролю в целях фиксации факта устранения (неустранения) нарушения проводит внеплановую проверку.

По результатам мероприятий по контролю должностное лицо, непосредственно осуществляющее муниципальный контроль, составляет акт осмотра по форме согласно приложению N 4 к настоящему Положению, а по результатам проведенной проверки составляется акт проверки (пункт 7.2 Пооложения).В соответствии с пунктом 7.3 Положения в случае неустранения нарушения должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, составляет протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в установленном законом порядке и направляет для рассмотрения возможности привлечения к административной ответственности в уполномоченный орган.

Как следует из материалов дела, 28 декабря 2020 года заместителем Главы администрации Великого Новгорода утвержден План проведения контрольно-административным управлением Администрации Великого Новгорода мероприятий по контролю (рейдов) за размещением рекламных конструкций на территории Великого Новгорода с января по апрель 2021 года, в котором предусмотрено проведение контрольного мероприятия (рейда) в период с 09 марта по 31 марта 2021 года на <адрес> на предмет выявления самовольно установленных рекламных конструкций, эксплуатации рекламных конструкций с истекшим сроком разрешения, эксплуатации рекламных конструкций с разрешением, которое впоследствии было аннулировано или признано недействительным.

Материалами дела подтверждается, что выдача предписания от 10 марта 2021 года № 68 и проверка его исполнения осуществлены должностным лицом контрольно-административного управления Администрации Великого Новгорода в рамках проведения мероприятий по контролю (рейдов), что согласуется с вышеприведенными нормами Положения.

При этом из диспозиции нормы, содержащейся в части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, не следует, что указанная ответственность применяется только за неисполнение в установленный срок предписаний, выданных по результатам проверок, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и не может применяться за неисполнение предписаний, выданных по результатам иных контрольных мероприятий.

Иное означало бы, что контролирующий орган должен назначить и провести отдельную проверку деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя для подтверждения фактов, которые уже выявлены и нашли документальное подтверждение в рамках иной законной процедуры, не имея возможности принять предусмотренные законом меры к устранению выявленных нарушений посредством вынесения предписания под угрозой привлечения к административной ответственности за его невыполнение в установленный срок. Однако такой подход не отвечает цели принятия Федерального закона N 294-ФЗ, состоящей в защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а не в освобождении хозяйствующих субъектов от устранения действительно допущенных ими нарушений. Это подтверждается правовой позицией Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 46 Обзора судебной практики N 3 (2019), утвержденного 27.11.2019.

Изложенные обстоятельства при рассмотрении данного дела мировым судьей не получили надлежащей оценки.

Помимо этого, в обжалуемом постановлении исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 31 Новгородского судебного района Новгородской области также отмечено, что рекламная конструкция, демонтаж которой возлагался на ТСЖ «Спектр» указанным предписанием, передана данным юридическим лицом 01 ноября 2018 года на основании договора на право эксплуатации рекламной конструкции иному лицу – ООО «Арсенал», в связи с чем административным органом неверно определен субъект административной ответственности.

Между тем, мировым судьей не учтено, что согласно пункту 10 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания (пункт 21 статьи 19 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 21.1 Закона о рекламе, если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в пункте 21 данной статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция.

Таким образом, нормы статьи 19 Закона о рекламе предусматривают возможность при неисполнения фактическим владельцем рекламной конструкции обязанности по ее демонтажу выдать предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, на котором размещена рекламная конструкция.

При таких обстоятельствах, доводы должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, заслуживают внимания.

Вместе с тем, жалоба главного специалиста отдела контроля контрольно-административного управления Администрации Великого Новгорода ФИО2 не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 названного Кодекса, составляет три месяца.

Из представленных материалов усматривается, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ТСЖ «Спектр» дела об административном правонарушении, имели место 16 апреля 2021 года.

Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу истек 16 июля 2021 года.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение этого лица.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ТСЖ «Спектр» прекращено.

Поскольку срок давности привлечения лица к административной ответственности истек, возможность правовой оценки действий (бездействия) ТСЖ «Спектр» в силу закона отсутствует и в настоящее время утрачена, так как согласно пункту 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено решение, ухудшающее положение лица, в отношении которого вынесено постановление, и направление дела на новое рассмотрение невозможно.

При таких обстоятельствах предусмотренных КоАП РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления мирового судьи не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 31 Новгородского судебного района Новгородской области от 20 апреля 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении товарищества собственников жилья «Спектр», оставить без изменения, жалобу главного специалиста отдела контроля контрольно-административного управления Администрации Великого Новгорода ФИО2 – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента вынесения и может быть обжаловано (прокурором принесен протест) в порядке, установленном ст.ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ.

Судья В.В. Ящихина