Дело № 5-57/2012
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Кирово-Чепецк 25 октября 2012 года
Судья Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области Тимкина Л.А., рассмотрев протокол об административном правонарушении в отношении начальника Управления образованием администрации муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области ФИО1, *** года рождения, зарегистрированного и проживающий по адресу: ***
установил:
На основании приказа департамента образования Кировской области от *** № *** в соответствии с планом проведения плановых проверок управления надзора и контроля департамента образования Кировской области на 2012 год, утвержденного приказом департамента образования от *** № *** была проведена плановая выездная проверка в отношении Управления образованием администрации муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области (далее - Управление образованием). Предметом проверки являлось обеспечение исполнения Управлением образования полномочий по решению вопросов местного значения в сфере образования. По окончании проверки был составлен акт № *** от ***. В связи с выявлением нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, допущенного Управлением образования, последнему было выдано предписание об устранении нарушений № *** от *** с указанием срока устранения выявленных нарушений до *** года. Указанное предписание не было обжаловано в установленном законом порядке. ***. в департамент образования Управлением образованием был предоставлен отчет об исполнении предписания.
В ходе проверки исполнения предписания № *** от *** установлено, что представленный отчет не подтверждает исполнение в установленный срок части предписания - об устранении нарушения подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Закона РФ «Об образовании», выразившееся в том, что Управление образованием не обеспечивает, содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений (детские сады № ***), вследствие чего образовательные учреждения осуществляют образовательную деятельность без лицензии - здания и сооружения не соответствуют лицензионным требованиям и условиям.
Нарушение закона допущено вследствие непринятия начальником Управления образованием ФИО1 должных организационно-распорядительных мер, направленных на исполнение предписания об устранении нарушений № *** от ***. Тем самым им совершено правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.19.5 КоАП РФ «Невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства».
Представитель управления надзора и контроля департамента образования Кировской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания путем направления и получения повестки заказным письмом с уведомлением, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя (лд.2).
ФИО1 в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания путем направления и получения повестки заказным письмом с уведомлением, дело рассмотрено с участием защитника Петухова А.Ю., действующего на основании доверенности от *** (лд.33).
В возражениях, представленных в судебное заседание ФИО1 указывает, чтофинансовое обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, в том числе по приведению зданий и сооружений в соответствие требованиям надзорных служб, является обязанностью муниципального образования, в лице администрации муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области, а ФИО1 A.JL, как руководитель Управления образованием, обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными Управлению образованием бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. Считает, что у него не имелась возможность выполнить предписание об устранении нарушений от *** № *** (лд.34-36).
Защитник Петухов А.Ю. с протоколом от *** в отношении начальника Управления образованием администрации муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области ФИО1 не согласен, суду пояснил, что пункт предписания от *** № *** об устранении нарушений выполнить не представляется возможным, так как: в соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, Управление образованием администрации муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области не является органом местного самоуправления, а является отраслевым органом администрации муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области. В соответствии с п. 2.2.5. Положения об Управлении образованием на Управление образованием возложена задача по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений муниципального образования. Однако, в соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 № 7- ФЗ "О некоммерческих организациях" учредителем муниципального учреждения является муниципальное образование. Реализацию функций и полномочий учредителя осуществляют соответствующие органы власти, в данном случае администрация муниципального образования «Город Кирово- Чепецк» Кировской области. Финансовое обеспечение деятельности осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области. Под термином «содержание» понимают какие-либо работы, которые воздействуют на элементы здания, но не относятся к приемам использования этих элементов для определенных целей, т.е. содержание предполагает наличие финансового обеспечения выполнения данных работ. Следовательно, содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, в части финансирования мероприятий по приведению зданий в соответствие требованиям надзорных служб, является обязанностью муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области, в лице администрации муниципального образования, а Управление образованием (являясь главным распорядителем бюджетных средств (п. 3.25 Положения об Управлении образованием)), в лице ФИО1 A.JL, обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств (чЛ ст. 158 БК РФ). Данный факт подтверждается решениями Кирово-Чепецкого районного сада об обязании *** осуществить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований надзорных служб. Также, казенное учреждение (все перечисленные выше детские сады являются казенными) отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (ст. 120 ГК РФ). Собственником имущества детских садов является муниципальное образование. Таким образом, при недостаточности средств у детских садов для устранения нарушений требований надзорных служб, субсидиарную ответственность несет муниципальное образование «Город Кирово-Чепецк» Кировской области.
Суд, выслушав пояснения представителя ФИО2 Петухова А.Ю., исследовав материалы дела, считает прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении начальника Управления образованием администрации муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области ФИО1
Согласно п.6 перечня должностных лиц департамента образования Кировской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.5.57, ч.1 ст. 19.4, ч.1 ст. 19.5, ст.ст.19.6, 19.7, 19.20, 19.30 КоАП РФ приложения № 13 к Административному регламенту, введенного в действие Указом Губернатора Кировской области от 29.07.2011 № 90 (ред. от 26.06.2012) «Об утверждении административных регламентов исполнения департаментом образования Кировской области государственных функций по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в области образования»
ведущий специалист-эксперт отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства управления надзора и контроля департамента образования Кировской области вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.19.5 КоАП РФ
В судебном заседании установлено, что *** по адресу г. *** на основании приказа департамента образования Кировской области от *** № *** была проведена плановая выездная проверка в отношении Управления образования МО «Город Кирово-Чепецк» Кировской области (лд.9-11). В результате проверки были выявлены нарушения, такие как «…В нарушение пп.4 п.1 ст. 31 Закона «Об образовании» Управление образованием не обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений
- ***
***
***
***
***
*** (далее именуемые дошкольные учреждения)
вследствие чего общеобразовательные учреждения осуществляют образовательную деятельность без лицензии - здания и сооружения не соответствуют лицензионным требованиям и условиям (лд.11).
*** за исход. № *** начальнику управления образованием администрации МО «Город Кирово-Чепецк» Кировской области направлено предписание об устранении нарушений, в том числе вышеизложенных, сроком до *** (лд.12).
*** за исход.№ *** управлением образованием администрации МО «Город Кирово-Чепецк» Кировской области за подписью начальника управления ФИО1 на имя главы департамента образованием Кировской области направлен ответ об устранении нарушений, определенных в предписании от *** № ***. В котором сообщается о том, что «…содержание зданий и сооружений *** является обязанностью *** (лд.8).
*** в отношении начальника Управления образованием администрации муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области ФИО1 ведущим специалистом-экспертом отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства управления надзора и контроля департамента образования Кировской области К.. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ за то, что в ходе проверки исполнения предписания № *** от *** установлено, что представленный отчет не подтверждает исполнение в установленный срок части предписания - об устранении нарушения подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Закона РФ «Об образовании», выразившееся в том, что Управление образованием не обеспечивает, содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений (детские сады № ***), вследствие чего образовательные учреждения осуществляют образовательную деятельность без лицензии - здания и сооружения не соответствуют лицензионным требованиям и условиям (лд.4).
Согласно общим положениям ст.1.5 КоАП РФ, применяемым в том числе и к должностным лицам, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Судом установлено, что согласно п. 1.1, 11.5, 1.7 положения об управлении образованием администрации муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области, утвержденного решением Кирово-Чепецкой городской Думы от 29.12.2010 № ***, Управление образованием администрации муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области является отраслевым органом администрации МО «Город Кирово-Чепецк» Кировской области. Учредитель управления - МО «Город Кирово-Чепецк» Кировской области, п.2.2.5 - на управление возлагается решение следующих задач - обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений МО(лд.5)
В соответствии п.3.20 к компетенции Управления относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, п.3.26- получение и использование средств субвенций и субсидий местным бюджетам из федерального и областного бюджетов на выполнение задач, возложенных на Управление (лд.18-19).
В соответствии п.4.1, 4.2.7 Управление возглавляет начальник Управления, который распоряжается денежными средствами Управления в соответствии с бюджетной сметой (лд.19).
Согласно п.5.3 Управление является получателем бюджетных средств (лд.20).
В соответствии ч.3 ст. 23.1 КоАП РФ
дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 и 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих … дисквалификацию лиц, замещающих должности …должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.
Согласно п. 1.2 трудового договора от *** ФИО1, «***» (лд.22).
Постановлением администрации МО «Город Кирово-Чепецк» Кировской области № *** указано начальнику управления образованием разработать в срок до *** проект долгосрочной муниципальной целевой программы «Безопасность в муниципальных образовательных учреждениях администрации МО «Город Кирово-Чепецк» Кировской области на 2012-2014 годы». На создание необходимых условий эффективной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений в перечне программных мероприятий с источниками и объемами финансирования Управлением образования запланировано финансирование в размере *** руб. (лд.40)
*** постановлением администрации МО «Город Кирово-Чепецк» Кировской области № *** утверждена концепция долгосрочной муниципальной целевой программы «Безопасность в муниципальных образовательных учреждениях администрации МО «Город Кирово-Чепецк» Кировской области на 2012-2014 годы (лд.42-51).
Долгосрочная муниципальная целевая программа«Безопасность в муниципальных образовательных учреждениях администрации МО «Город Кирово-Чепецк» Кировской области на 2012-2014 годы» утверждена постановлением администрации МО «Город Город Кирово-Чепецк» Кировской области» от *** № ***. Для обеспечения программы привлекаются финансовые ресурсы из местного бюджета на весь период в размере ***. руб. В том числе по годам: 2012 год - *** руб.; 2013 год - *** руб.; 2014 год - *** руб. (лд.52-59)
Управление образованием администрации МО «Город Кирово-Чепецк» Кировской области в письменном виде принимало от дошкольных учреждений (№ *** заявки о выделении им денежных средств на устранение нарушений предписаний *** Кирово-Чепецкого района и учитывало их потребности при составлении проекта перечня программных мероприятий по финансированию долгосрочной муниципальной целевой программы «Безопасность в муниципальных образовательных учреждениях администрации МО «Город Кирово-Чепецк» Кировской области на 2012-2014 годы» (лд.80-89)
Управление образованием администрации МО «Город Кирово-Чепецк» Кировской области доводило до администрации МО «Город Кирово-Чепецк» Кировской области согласованную информацию о мероприятиях по выполнению предписаний *** по муниципальным дошкольным образовательным учреждениям г. Кирово-Чепецка на 2009,2010 годы (лд.76-77)
Управлению образованием администрации МО «Город Кирово-Чепецк» Кировской области на 2012 год на детские дошкольные учреждения выделено всего *** руб. (лд91-98).
Оценивая все исследованные доказательства в их совокупности, суд считает, вина является признаками состава административного правонарушения. Недоказанность вины свидетельствует о недоказанности состава вменяемого данному лицу административного правонарушения. Отсутствие состава административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении.
Представленными в суд материалами подтверждено, что начальником Управления образованием администрации МО «Город Кирово-Чепецк» Кировской области ФИО1 предприняты все зависящие от него организационно-распорядительные меры для устранения нарушений, указанный в предписании № *** от ***, а именно начальник Управления учитывал потребности дошкольных учреждений (№ *** о выделении им денежных средств на устранение нарушений предписаний *** Кирово-Чепецкого района путем определения суммы денежного финансирования и включения суммы финансирования в проект долгосрочной муниципальной целевой программы «Безопасность в муниципальных образовательных учреждениях администрации МО «Город Кирово-Чепецк» Кировской области на 2012-2014 годы» в размере *** руб., что свидетельствует об отсутствии в его действиях умысла и вины в совершении указанного правонарушения, тем самым исключается состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ и суд прекращает производство по делу об административном правонарушении на основании п.1 ч.1.1 ст.29.9 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п.1 ч.1.1 ст.29.9 КоАП РФ, суд
решил:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении начальника Управления образованием администрации муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области ФИО1.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии через Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области.
Председательствующий Л.А.Тимкина