Дело №12-223/2018
(№5-5/2018)
Р Е Ш Е Н И Е
05 марта 2018 года г. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Воробьёва С.А., с участием ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя Контрольно-счетной палаты Красногвардейского района Республики Крым ФИО1 на постановление судьи Красногвардейского районного суда Республики Крым от 17 января 2018 года по делу №5-5/2018 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела культуры Администрации Красногвардейского района Республики Крым ФИО2,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением судьи Красногвардейского районного суда Республики Крым от 17 января 2018 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела культуры Администрации Красногвардейского района Республики Крым ФИО2, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с указанным постановлением судьи, председатель Контрольно-счетной палаты Красногвардейского района Республики Крым ФИО1 обратилась в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит отменить постановление судьи Красногвардейского районного суда Республики Крым от 17 января 2018 года, привлечь должностное лицо – начальника отдела культуры Администрации Красногвардейского района Республики Крым ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а в случае невозможности вынесения решения о привлечении ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - возвратить дело в Красногвардейский районный суд Республики Крым на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что согласно части 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, в том числе за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, составляет один год. В то же время, Федеральным законом от 23 июля 2013 года №252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в частности, увеличен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, до двух лет. Таким образом, по мнению заявителя, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях присутствует коллизия двух специальных норм, регулирующих срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Учитывая изложенное, заявитель считает, что поскольку в протоколе об административном правонарушении №7/2017 от 02 октября 2017 года, составленном в отношении начальника отдела культуры Администрации Красногвардейского района Республики Крым ФИО2, не указана санкция в виде дисквалификации, а указана санкция в виде наложения административного штрафа на должностное лицо, то судья районного суда должен был применить норму материального права в части применения альтернативного вида наказания в виде наложения административного штрафа на должностное лицо в пределах двухлетнего срока давности.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 05 марта 2018 года председатель Контрольно-счетной палаты Красногвардейского района Республики Крым ФИО1 не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Начальник отдела культуры Администрации Красногвардейского района Республики Крым ФИО2 в судебном заседании суда апелляционной инстанции 05 марта 2018 года возражала против удовлетворения жалобы председателя Контрольно-счетной палаты Красногвардейского района Республики Крым ФИО1 и просила оставить постановление судьи Красногвардейского районного суда Республики Крым от 17 января 2018 года без изменения.
С учетом изложенных обстоятельств, считаю возможным рассмотреть жалобу председателя Контрольно-счетной палаты Красногвардейского района Республики Крым ФИО1 на постановление судьи Красногвардейского районного суда Республики Крым от 17 января 2018 года в отсутствие заявителя жалобы.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения ФИО2, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Из материалов дела усматривается, что по результатам контрольного мероприятия «Выборочная проверка целевого использования бюджетных средств Отделом культуры Администрации Красногвардейского района Республики Крым по расходам на осуществление полномочий сельских поселений Красногвардейского района Республики Крым по организации библиотечного обслуживания населения, комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных фондов библиотек поселения, а также по расходам на осуществление полномочий сельских поселений Красногвардейского района Республики Крым по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организации культуры (дворцами и домами культуры, клубными учреждениями) в 2016 году», проведенного Контрольно-счетной палатой с 17 июля по 09 августа 2017 года, председателем Контрольно-счетной палаты Красногвардейского района Республики Крым ФИО1 в отношении должностного лица – начальника отдела культуры Администрации Красногвардейского района Республики Крым К.А.ИБ. составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В проверяемом периоде отделу культуры Администрации Красногвардейского района Республики Крым переданы полномочия:
- сельских поселений Красногвардейского района по организации библиотечного обслуживания населения, комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных фондов библиотек поселений (полномочия осуществлялись подведомственным отделу культуры муниципальным бюджетным учреждением культуры «Централизованная библиотечная система» Красногвардейского района Республики Крым);
- сельских поселений Красногвардейского района Республики Крым по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организации культуры (дворцами и домами культуры, клубными учреждениями) (полномочия осуществлялись подведомственным отделу культуры муниципальным бюджетным учреждением культуры «Централизованная клубная система» Красногвардейского района Республики Крым).
Финансирование переданных полномочий осуществлялось за счет целевых средств иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов сельских поселений Красногвардейского района Республики Крым в бюджет Красногвардейского района Республики Крым, в рамках заключенных Соглашений между Администрацией Красногвардейского района Республики Крым и администрациями сельских поселений Красногвардейского района Республики Крым о передаче вышеуказанных полномочий по решению вопросов местного значения сельских поселений (далее – соглашения).
В рамках заключенных соглашений финансирование переданных полномочий осуществлялось администрациями сельских поселений Красногвардейского района Республики Крым исключительно в отношении учреждений, находящихся на территориях соответствующих сельских поселений Красногвардейского района Республики Крым.
Согласно решению Красногвардейского районного совета Республики Крым от 29 декабря 2015 года №250-1 «О бюджете Красногвардейского района Республики Крым на 2016 год», пункта 3.1 соглашений, отдел культуры в 2016 году являлся главным администратором доходов бюджета Красногвардейского района Республики Крым в отношении средств иных межбюджетных трансфертов на осуществление переданных полномочий по библиотекам и клубным учреждениям, а также главным распорядителем бюджетных средств.
В соответствии с условиями соглашений:
- иные межбюджетные трансферты зачислялись на расчетный счет главного администратора доходов – Отдел культуры;
- ежеквартально Отделом культуры предоставлялся администрациям сельских поселений Красногвардейского района Республики Крым отчет о расходовании иных межбюджетных трансфертов.
В ходе проведения Контрольно-счетной палатой контрольного мероприятия в отделе культуры установлены следующие факты:
1) факт нецелевого использования бюджетных средств – иных межбюджетных трансфертов в сумме 151 960,67 рублей, предоставленных в 2016 году из бюджета Петровского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым на осуществление переданных полномочий по библиотекам.
В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации факт нецелевого использования бюджетных средств выразился в использовании средств иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета Петровского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым на осуществление переданных полномочий по библиотекам, в целях, не соответствующих целям, определенным соглашением с Администрацией Петровского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым по библиотекам, что является нарушением статьи 142.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 2.1, 2.2 соглашения с администрацией Петровского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым по библиотекам, а также пункта 1.3 Порядка заключения соглашений между органами местного самоуправления муниципального образования Красногвардейского района Республики Крым и органами местного самоуправления сельских поселений, входящих в его состав, о передаче (принятии) части полномочий, утвержденного решением Красногвардейского районного совета Республики Крым от 08 декабря 2015 года №238-1.
Средства иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета Петровского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, в сумме 151 960,67 рублей в проверяемом периоде израсходованы на содержание и развитие библиотек Амурского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым.
2) факт нецелевого использования бюджетных средств – иных межбюджетных трансфертов в сумме 147 439,18 рублей, предоставленных в 2016 году из бюджета Янтарненского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым на осуществление переданных полномочий по клубным учреждениям.
В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации факт нецелевого использования бюджетных средств выразился в использовании средств иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета Янтарненского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым на осуществление переданных полномочий по клубным учреждениям, в целях, не соответствующих целям, определенным соглашением с администрацией Янтарненского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым по клубным учреждениям, что является нарушением статьи 142.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 2.1, 2.2 соглашения с администрацией Янтарненского сельского поселения Красногвардейского района по клубным учреждениям, а также пункта 1.3 Порядка заключения соглашений между органами местного самоуправления муниципального образования Красногвардейский район Республики Крым и органами местного самоуправления сельских поселений, входящих в его состав, о передаче (принятии) части полномочий, утвержденного решением Красногвардейского районного совета Республики Крым от 08 декабря 2015 года №238-1.
Средства иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета Янтарненского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, в сумме 147 439,18 рублей в проверяемом периоде израсходованы на содержание и развитие Новозуевского сельского клуба Амурского сельского поселения Красногвардейского района.
Общая сумма использованных бюджетных средств на цели, не соответствующие целям их предоставления, составляет 299 399,85 рублей.
Должностным лицом – начальником отдела культуры Администрации Красногвардейского района Республики Крым с 11 мая 2016 года по настоящее время является ФИО2, которая несет персональную ответственность за решение вопросов и задач, возложенных на Отдел культуры (пункт 5.2 Положения об отделе культуры), распоряжается в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами отдела культуры (пункт 5.4.1 Положения об отделе культуры), а также обеспечивает в пределах своей компетенции контроль за состоянием дел в сфере деятельности отдела культуры, принимает необходимые меры по их улучшению (пункт 3.16 должностной инструкции начальника отдела культуры), определяет цели, условия и порядок деятельности подведомственных отделу культуры муниципальных учреждений, заслушивает отчеты об их деятельности (пункт 3.23 должностной инструкции начальника отдела культуры).
Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения начальника отдела культуры Администрации Красногвардейского района Республики Крым ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имели место 30 декабря 2016 года.
По результатам разрешения дела судья районного суда пришел к выводу о том, что на момент рассмотрения дела судом срок давности привлечения начальника отдела культуры Администрации Красногвардейского района Республики Крым ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем прекратил производство по делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 стать 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что постановление по делу об административном правонарушении за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения.
Согласно части 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения.
Анализ приведенного правового регулирования позволяет сделать вывод о том, что срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии со специальной нормой, содержащейся в части 3 статьи 4.5 данного Кодекса, составляет один год.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах судья Красногвардейского районного суда Республики Крым пришел к обоснованному выводу об истечении срока давности привлечения начальника отдела культуры Администрации Красногвардейского района Республики Крым ФИО2 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенное не противоречит правовому подходу, выраженному Верховным Судом Российской Федерации в постановлении от 18 июля 2016 года №52-АД16-1, постановлении от 20 июля 2016 года №67-АД16-2.
Утверждение заявителем жалобы о том, что срок давности привлечения к административной ответственности на основании статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет два года, основано на ошибочном толковании положений статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление судьи Красногвардейского районного суда Республики Крым от 17 января 2018 года является законным и обоснованным, в связи с чем жалоба председателя Контрольно-счетной палаты Красногвардейского района Республики Крым ФИО1 по изложенным в ней основаниям подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья -
Р Е Ш И Л:
Постановление судьи Красногвардейского районного суда Республики Крым от 17 января 2018 года по делу №5-5/2018 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела культуры Администрации Красногвардейского района Республики Крым ФИО2 оставить без изменения, жалобу председателя Контрольно-счетной палаты Красногвардейского района Республики Крым ФИО1 – без удовлетворения.
Судья <данные изъяты> С.А. Воробьёва
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>