ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-5/2021 от 03.02.2021 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Колесникова Л.И. Дело № 7-41/2021

№5-5/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г.Киров 03 февраля 2021 года

Судья Кировского областного суда Русских Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ведущего пристава-исполнителя Вятскополянского межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по Кировской области ФИО1 на постановление судьи Вятскополянского районного суда Кировской области от 23.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования Сосновское городское поселение Вятскополянского района Кировской области,

установил:

постановлением судьи Вятскополянского районного суда Кировской области от 23.12.2020 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования Сосновское городское поселение Вятскополянского района Кировской области (далее – администрация Сосновского городского поселения, администрация поселения) на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекращено, в связи с отсутствием в действиях администрации поселения состава административного правонарушения.

Не согласившись с вынесенным постановлением, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ведущий пристав-исполнитель Вятскополянского межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по Кировской области ФИО1 на основании ч. 1.1 ст. 30.1 КоАП РФ обратился в Кировский областной суд с жалобой, в которой просит постановление судьи районного суда отменить и вернуть дело на новое рассмотрение.

В обоснование жалобы заявитель указывает, что решением Вятскополянского районного суда Кировской области от 25.10.2017 на администрацию Сосновского городского поселения возложена обязанность ликвидировать 5 несанкционированных свалок бытовых отходов в черте г. Сосновка Вятскополянского района Кировской области.

Во исполнение указанного судебного решения Вятскополянским МРО СП УФССП по Кировской области 13.12.2017 возбуждено исполнительное производство № 50984/17/43003-ИП, в рамках которого в период с 23.08.2018 по 31.08.2020 администрация Сосновского городского поселения неоднократно привлекалась к административной ответственности по ч.ч. 1, 2, 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, с установлением нового срока исполнения судебного акта.

Рассмотрев спор, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях администрации поселения состава административного правонарушения, поскольку срок, установленный в требовании судебного пристава-исполнителя, является явно несоразмерным для исполнения решения суда о ликвидации несанкционированной свалки. Однако судом, по мнению заявителя, не учтено, что исполнительное производство находится на исполнении Вятскополянского МРО СП УФССП по Кировской области с 13.12.2017, т.е. на протяжении 3-х лет, в связи с чем выводы суда о том, что местный бюджет на 2020 финансовый год принят до начала года, и денежные средства на ликвидацию свалки в нем не предусмотрены, в связи со снижением темпов экономического роста по причине распространения коронавирусной инфекции, по мнению заявителя, являются не обоснованными.

В представленном отзыве глава администрация Сосновского городского поселения ФИО2 указал на законность и обоснованность обжалуемого решения судьи, просит оставить его без изменения, жалобу должностного лица – без удовлетворения. Заявил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя администрации Сосновского городского поселения.

Ведущий пристав-исполнитель Вятскополянского МРО СП УФССП России по Кировской области ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения жалобу уведомлен надлежащим образом.

На основании п. 4 ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ жалоба и заявленное ходатайство рассмотрены в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, установлено следующее.

Частью 2.1. ст. 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических лиц в виде административного штрафа от одного миллиона до трех миллионов рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток за неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.

Пунктом 1 ст.12 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «О судебных приставах» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.

Как следует из материалов дела,13.12.2017 при возбуждении начальником отдела Вятскополянского МРО СП УФССП России по Кировской области исполнительного производства на основанииисполнительного листа ФС № 023237113 от 04.12.2017, согласно которому на администрацию Сосновского городского поселения возложена обязанность по ликвидации 5-ти несанкционированных свалок бытовых отходов в черте г. Сосновка, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Постановление получено главой администрации г.Сосновка ФИО2 25.12.2017, о чем имеется отметка на постановлении. (л.д.10)

25.12.2017 глава администрации Сосновского городского поселения ФИО2 предупрежден начальником отдела Вятскополянского МРО СП об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ за неисполнение решения суда (л.д. 11)

Согласно постановлению начальника отдела – старшего судебного пристава Вятскополянского МРО СП УФССП России от 23.08.2018 о взыскании исполнительского сбора и об установлении нового срока исполнения, в связи с неисполнением требований исполнительного листа серии ФС № 023237113 от 04.12.2017, на основании ст.ст. 6, 12, 14, 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» с должника - администрации Сосновского городского поселения взыскан исполнительский сбор в сумме 50000 руб. и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа - до 17.09.2018 (л.д.12).

Постановлением и.о. начальника Вятскополянского МРО СП УФССП России по Кировской области ФИО3 от 25.07.2019 в рамках исполнительного производства № 50984/17/43003-ИП, в связи с неисполнением требований исполнительного документа – исполнительного листа ФС № 023237113 от 04.12.2017 в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительного сбора, администрация Сосновского городского поселения привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, назначено наказание административный штраф в размере 30000 руб. (л.д.13).

Постановлением судебного пристава-исполнителя Вятскополянского МРО СП ФИО1 от 03.10.2019 должнику назначен новый срок исполнения исполнительного документа по исполнительному производству № 50984/17/43003-ИП - до 10.10.2019 (л.д.17).

Постановлением начальника Вятскополянского МРО СП УФССП России по Кировской области ФИО4 от 26.11.2019 в рамках исполнительного производства № 50984/17/43003-ИП, в связи с неисполнением требований исполнительного документа – исполнительного листа ФС № 023237113 от 04.12.2017, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, администрация Сосновского городского поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 50000 руб. (л.д.14).

Постановлением Вятскополянского районного суда от 31.07.2020 администрация Сосновского городского поселения за неисполнение требований исполнительного документа - исполнительного листа ФС № 023237113 от 04.12.2017 привлечена к административной ответственности по ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500000 руб. (л.д.16-19).

Постановлением Вятскополянского районного суда от 31.08.2020 администрация Сосновского городского поселения за неисполнение требований исполнительного документа - исполнительного листа ФС № 023237113 от 04.12.2017 вновь привлечена к административной ответственности по ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 500000 руб. Постановление вступило в законную силу 22.09.2020 (л.д.51-55).

Постановлением судебного пристава-исполнителя Вятскополянского МО СП ФИО1 от 09.10.2020 должнику - администрации Сосновского городского поселения назначен новый срок исполнения исполнительного документа по исполнительному производству № 50984/17/43003-ИП - до 02.11.2020 (л.д.25).

В связи с неисполнением в указанный срок требований исполнительного документа, что подтверждается актом о совершении исполнительских действий от 24.11.2020, должностным лицом – ведущим судебным приставом-исполнителем Вятскополянского МО УФССП России по Кировской области ФИО1 25.11.2020 в отношении администрация Сосновского городского поселения составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому администрация Сосновского городского поселения, являясь должником по исполнительному производству, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора 23.08.2019, не исполнила во вновь установленный постановлением судебного пристава от 09.10.2020 срок до 02.11.2020 требования исполнительного документа – исполнительного листа серии ФС № 023237113 от 04.12.2017, тем самым совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ, а именно, в установленный срок не ликвидировала одну из указанных в исполнительном документе несанкционированных свалок (л.д.4-5, 26).

Представитель администрации Сосновского городского поселения ФИО5 в объяснениях к протоколу об административном правонарушении указал, что с протоколом не согласен. Считает, что вина администрации отсутствует, поскольку возможности исполнить требования исполнительного документа в срок не имелось. Кроме того для ликвидации несанкционированной свалки необходимы значительные денежные средства, которые в бюджете городского поселения на 2020 год не заложены, дополнительные источники покрытия расходов на её ликвидацию отсутствуют. Предпринятые администрацией действия по изысканию необходимых средств для ликвидации несанкционированных свалок к положительному результату не привели. Ранее за невыполнение решения суда по ликвидации свалки администрация поселения неоднократно привлекалась судом и судебными приставами к административной ответственности. Общая сумма штрафов составляет 1780000 руб. Просил производство по делу прекратить.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях администрации Сосновского городского поселения состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, в связи с чем производство по делу прекратил на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда исходил из того, что учитывая размер и объем подлежащей ликвидации свалки, необходимость финансовых затрат на ее ликвидацию и отсутствие денежных средств в бюджете муниципального образования, несмотря на предпринятые меры к поиску дополнительного финансирования указанных мероприятий, не приведших к положительному результату, вина администрации Сосновского городского поселения, как должника в исполнительном производстве в неисполнении решения суда в установленный срок отсутствует, поскольку срок до 02.011.2020, установленный в постановлении судебного пристава-исполнителя от 09.10.2020, является явно несоразмерным для исполнения решения суда по ликвидации несанкционированной свалки.

Оснований не согласиться с указанным выводом судьи не усматриваю.

В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Статья 26.1 КоАП РФ предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после наложения административного штрафа требований неимущественного характера, связанные с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, содержащихся в исполнительном документе, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2).

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В силу ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местная администрация является муниципальным казенным учреждением и как юридическое лицо действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ и ГК РФ применительно к казенным учреждениям.

На основании актов от 13.01.2020 и фототаблиц судами установлено, что требования исполнительного документа – исполнительного листа серии ФС № 023237113, выданного Вятскополянским районным судом, частично выполнены, большая часть из указанных в исполнительном листе свалок ликвидированы (л.д.32-38).

Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что администрация Сосновского городского поселения, в связи с отсутствием финансирования, несмотря на ранее предпринятые меры, не имела реальной возможности исполнения требований неимущественного характера в оставшейся части в установленный менее месяца срок, что свидетельствует об отсутствии её вины в неисполнении требований исполнительного документа. (л.д. 41, 43, 46, 47).

Таким образом, с учетом требований ч. 2 ст. 2.1, п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в действиях администрацией Сосновского городского поселения отсутствует состав административного правонарушения, в связи с чем производство по делу правомерно прекращено.

Указывая в доводах жалобы на длительное, в течении 3-х лет, не исполнение решения Вятскополянского районного суда, заявитель ошибочно не учитывает, что за предыдущие нарушения сроков исполнения администрация Сосновского городского поселения уже привлекалась к административной ответственности, в то время как основание привлечения к административной ответственности в рассматриваемом случае явилось не исполнение требований исполнительного документа в срок до 02.11.2020, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя от 09.10.2020.

Должнику был предоставлен срок для исполнения менее месяца, что с учетом отсутствия финансирования мероприятий и несмотря на предпринятые администрацией Сосновского городского поселения меры к их изысканию и частичному исполнению судебного акта, является явно недостаточным, о чем судья обоснованно указал и учел при принесении оспариваемого постановления.

Таким образом, судья районного суда правомерно прекратил производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования Сосновское городское поселение на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях администрации Сосновского городского поселения состава административного правонарушения.

Судьей при рассмотрении дела нарушения норм материального или процессуального законодательства, влекущих отмену вынесенного постановления, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление судьи Вятскополянского районного суда Кировской области от 23 декабря 2020 года оставить без изменения, а жалобу ведущего пристава-исполнителя Вятскополянского межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по Кировской области ФИО1 – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Кировского областного суда Русских Л.В.