Судья – Епифанов В.И. Дело №5-6-153/18-7-117К
Р Е Ш Е Н И Е
11 декабря 2018 года судья Новгородского областного суда (Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 55, стр. 1) Константинова Ю.П.,
при секретаре Сеферовой Ц.В.,
с участием защитника ООО «Агрохолдинг «Устьволмский» Мартюченко Д.В., представителя Управления Росприроднадзора по Новгородской области ФИО1, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Новгородской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке пересмотра жалобу ООО «Агрохолдинг «Устьволмский», поданную защитником Мартюченко Д.В., на постановление судьи Окуловского районного суда Новгородской области от 02 ноября 2018 года в отношении
Общества с ограниченной ответственностью «Агрохолдинг «Устьволмский», расположенного по юридическому адресу: <...>,
о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 170 000 рублей,
у с т а н о в и л :
21 сентября 2018 года государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Новгородской области, главным специалистом-экспертом отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Новгородской области ФИО2 в отношении ООО «Агрохолдинг «Устьволмский» (далее – общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
По делу вынесено вышеуказанное постановление от 02 ноября 2018 года.
В жалобе ООО «Агрохолдинг «Устьволмский» не соглашается с постановлением и просит его отменить, указывая, что выводы административного органа и суда о квалификации административного правонарушения являются неверными. Кроме того, представленными в дело доказательствами не подтверждено наличие в деянии юридического лица события административного правонарушения. Поскольку у общества отсутствует законодательно установленная обязанность для получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности и общество использует удобрение «навоз свиней» в качестве промежуточных (побочных) продуктов исключительно для собственных нужд и прибыли от такой деятельности не получает, производство по делу об административном правонарушении, возбужденное в отношении юридического лица, подлежит прекращению.
Срок обжалования судебного постановления соблюден.
Защитник общества Мартюченко Д.В., представив дополнительные доказательства о получении юридическим лицом земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 53:06:0030205:6 на праве аренды, поддержал доводы жалобы.
Представители Управления Росприроднадзора по Новгородской области ФИО1 и ФИО2 полагали законным и обоснованным привлечение ООО «Агрохолдинг «Устьволмский» к административной ответственности по части 1 статьи 19.20 КоАП РФ.
Проверив дело об административном правонарушении, изучив доводы, изложенные в жалобе, выслушав участников процесса, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии данным Федеральным законом.
В силу пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Как следует из материалов дела, 21 июля 2016 года юридическому лицу ООО «Агрохолдинг «Устьволмский» выдана лицензия серии 53 №00068 на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
ООО «Агрохолдинг «Устьволмский» занимается разведением свиней и при осуществлении его производственной деятельности образуются, в частности, следующие виды отходов: - III класса опасности: навоз от свиней свежий; - IV класса опасности: навоз от свиней перепревший (л.д. 37-40), которые общество от места фактического производства перемещает на земельные участки в Крестецком районе Новгородской области.
В Законе о лицензировании предусмотрено требование о необходимости включения в лицензию сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности (пункты 2, 3 части 1 статьи 15).
С учетом требований пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности в лицензию серии 53 №00068 (приложение <...>) включены, в том числе, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности (л.д.91).
В силу пункта 8 статьи 3 Закона о лицензировании местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности) является объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
Законом о лицензировании предусмотрена возможность переоформления лицензии в случае изменения адреса места осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности (часть 1 статьи 18).
Указанное положение законодательства означает, что получив лицензию, лицензиат не обязан ее получать вновь при изменении места осуществления деятельности.
Вместе с тем, данным Законом предусмотрено условие о том, что до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 данной статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии (часть 2 статьи 18).
В соответствии с частью 7 статьи 18 Закона о лицензировании при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Из совокупности приведенных положений статьи 18 Закона о лицензировании следует установление законодателем запрета на осуществление лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному в лицензии, до того момента, как будет переоформлена лицензия.
Такой запрет установлен в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которых связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями этой деятельности, а также обусловлен установлением законодательством специальных требований к отдельным местам осуществления деятельности, в соблюдении которых лицензирующие органы должны иметь возможность удостовериться.
Таким образом, право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве места осуществления соответствующего вида деятельности. Осуществление деятельности по адресу, не указанному в лицензии, может повлечь привлечение к административной ответственности.
21 августа 2018 года государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Новгородской области, ФИО2 в отношении ООО «Агрохолдинг «Устьволмский» на основании обращения гражданина о нарушении юридическом лицом природоохранного законодательства при обращении с отходами производства (навоз свиней) возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, в связи с чем вынесено определение и решено провести административное расследование (л.д. 13).
27 августа 2018 года государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Новгородской области, ФИО2 с участием представителя ООО «Агрохолдинг «Устьволмский» проведено обследование территории – земельного участка с кадастровым номером 53:06:0030205:6, расположенного на расстоянии 1,3 км от места осуществления производственной деятельности общества и 2 км от д. Вины Крестецкого района, на который юридическим лицом вывозятся отходы IV класса опасности (навоз от свиней перепревший) и осуществлена частичная запашка земельного участка.
Поскольку указанный земельный участок с кадастровым номером 53:06:0030205:6 не был включен в лицензию серии 53 №00068 (приложение №2) в качестве адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности, в отношении общества был составлен протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за то, что общество осуществляло лицензируемый вид деятельности (по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности) по адресу, не указанному в лицензии от 21 июля 2016 года.
Судья Окуловского районного суда Новгородской области при рассмотрении дела и вынесении постановления от 02 ноября 2018 года в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Агрохолдинг «Устьволмский», согласился с квалификацией деяния юридического лица и назначил административное наказание в виде административного штрафа в размере 170 000 рублей.
Между тем, с выводом о том, что приведенные действия ООО «Агрохолдинг «Устьволмский» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласиться нельзя по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения настоящего дела было установлено, что юридическому лицу выдана лицензия серии 53 №00068 на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, в которой перечислены земельные участки в Крестецком районе Новгородской области (приложение №2) - адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности (л.д.91). Однако фактически лицензируемый вид деятельности осуществлялся обществом по адресу расположения земельного участка с кадастровым номером 53:06:0030205:6, сведения о котором в лицензию не включены.
Предметом лицензирования является деятельность (ее вид), на которую и дается разрешение, исходя из статьи 12 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности. Действие лицензии не прекращается в связи со сменой места осуществления лицензируемой деятельности (что следует из статьи 9 Федерального закона N 99-ФЗ), хотя лицензиат и не вправе в этом случае осуществлять соответствующий вид деятельности до переоформления лицензии (часть 2 статьи 18 данного Федерального закона).
При этом из содержания статьей 2, 7, 9 и 11 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности следует, что право на осуществление соответствующего вида деятельности предоставляется юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) исключительно в отношении адресов, указанных в выданной лицензии в качестве мест осуществления лицензируемого вида деятельности. Иное является нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Деятельность общества по обращению с отходами не является самостоятельной и не преследует цели извлечения прибыли.
Следовательно, обществом допущено нарушение законодательства о лицензировании, выразившееся в осуществлении деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности с нарушением условий, предусмотренных лицензией от 21 июля 2016 года серии 53 №00068.
Административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией, если такая лицензия обязательна, предусмотрена частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенный подход не противоречит также выводам, сделанным Верховным Судом Российской Федерации в постановлении от 9 октября 2014 г. по делу N 310-АД14-54.
Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Переквалификация действий ООО «Агрохолдинг «Устьволмский» согласуется с положениями пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Санкция части 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административное наказание для юридических лиц в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Принимая во внимание обстоятельства, указанные в части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда приходит к выводу о необходимости снижения размера ранее назначенного обществу административного наказания в виде административного штрафа до 100 000 рублей.
На основании изложенного постановление судьи Окуловского районного суда Новгородской области от 02 ноября 2018 года, вынесенное в отношении ООО «Агрохолдинг «Устьволмский» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит изменению путем переквалификации совершенного обществом деяния с 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 2 данной нормы, а также путем снижения размера ранее назначенного административного штрафа до 100 000 рублей.
Доводы жалобы ООО «Агрохолдинг «Устьволмский» в остальной части подлежат отклонению.
Оценив в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ представленные доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь, в том числе, положениями Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», установив, что общество осуществляет деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, имея действующую лицензию от 21 июля 2016 года серии 53 №00068 на осуществление указанной деятельности, судом признается несостоятельной ссылка на отсутствие у юридического лица обязанности получать лицензию на осуществление указанной выше деятельности; более того, суд приходит к выводу об отсутствии у общества права осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу, не указанному в лицензии.
Как разъяснено в письме Минприроды России от 05.05.2016 N 04-12-27/9376 по вопросу лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, навоз, помет и иные органические вещества и материалы, образующиеся в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являющиеся продуктами жизнедеятельности последних, после их обезвреживания и обеззараживания в соответствии с санитарными правилами, а также органические удобрения на их основе, могут быть реализованы в качестве продукции при соблюдении ряда условий, а именно:
при наличии уставной, проектной, технологической и иной документации, позволяющей относить указанные навоз, помет, иные органические вещества и материалы, образующиеся на предприятии в результате хозяйственной и иной деятельности, к продукции;
при наличии разработанных и утвержденных технических условий на удобрения (или подобные продукты) на основе указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов, которые учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствующие нормам законодательства о техническом регулировании, а также при наличии технологического регламента на такие навоз, помет, органические вещества и материалы;
при реализации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов сторонним лицам на договорной (в том числе, на безвозмездной) основе в соответствии с уставной и иной документацией;
при отражении в хозяйственном, бухгалтерском учете предприятия операций с указанными навозом, пометом, иными органическими веществами и материалами в качестве операций с продукцией.
Юридическим лицом не представлена проектная, технологическая и иная документация, разработанные и утвержденные технические условия на удобрение на основе навоза, технологический регламент на навоз, позволяющие относить навоз к продукции.
ГОСТ 30772-2001. «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» под отходами определяет остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.
Из материалов дела не следует, что образующийся в процессе выращивания животных навоз используется в непосредственной связи с деятельностью по выращиванию свиней.
По Федеральному классификационному каталогу отходов образующийся в результате содержания сельскохозяйственных животных навоз свиней относится к отходам (1 12 510 01 33 3 навоз свиней свежий, 1 12 510 02 29 4 навоз свиней перепревший). При этом, общий цифровой код определяет вид отходов, характеризующий их общие классификационные признаки, а одиннадцатая цифра используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды.
Таким образом, фактически доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, изложенными в обжалуемом постановлении, вместе с тем, не свидетельствуют о существенных нарушениях норм действующего законодательства.
Само по себе несогласие лиц, подавших жалобу, с произведенной судом оценкой доказательств не является основанием к отмене постановленного судом решения, поскольку не свидетельствует о неправильности изложенных в решении суда выводов.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену обжалуемого постановления, не допущено.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Жалобу ООО «Агрохолдинг «Устьволмский» удовлетворить частично.
Постановление судьи Окуловского районного суда Новгородской области от 02 ноября 2018 года, вынесенные в отношении ООО «Агрохолдинг «Устьволмский» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: переквалифицировать совершенное ООО «Агрохолдинг «Устьволмский» деяние с части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 2 данной нормы, а также снизить размер ранее назначенного ООО «Агрохолдинг «Устьволмский» административного штрафа до 100 000 рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение вступает в законную силу с момента вынесения.
Судья Ю.П. Константинова