ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-605/2021 от 02.02.2022 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Овчинникова М.А. Дело № 12-37/2022

(номер дела в суде первой инстанции № 5-605/2021)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Щенникова Е.В., при секретаре Сметаниной Е.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре Республики Коми 02 февраля 2022 года жалобу представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми ФИО1 на постановление судьи Ижемского районного суда Республики Коми от 14 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми,

установил:

на рассмотрение судьи Ижемского районного суда Республики Коми в соответствии с абзацем 2 части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поступил протокол № 11АА212193 от 19 ноября 2021 года об административном правонарушении, а также материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми (далее – Минстрой Республики Коми).

По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении постановлением судьи Ижемского районного суда Республики Коми от 14 декабря 2021 года Минстрой Республики Коми признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания с применением пункта 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.

Не согласившись с постановлением судьи, представитель Минстроя Республики Коми ФИО1, уполномоченная соответствующей доверенностью, обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит о его отмене и прекращении производства по делу, указывая в обоснование своей позиции, среди прочего, на то, что Минстрой Республики Коми не является и не может являться субъектом вмененного административного правонарушения, кроме того судьей районного суда дело рассмотрено с нарушением правил территориальной подсудности, а наказание назначено с учетом несуществующих отягчающих обстоятельств.

Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, Минстроя Республики Коми ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании Верховного Суда Республики Коми доводы своей жалобы поддержала.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО2, а также представитель административного органа, при надлежащем извещении о месте, дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем, в соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие, явку которых обязательной не признаю.

Заслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Как следует из материалов дела, 04 октября 2021 года в период времени с 04 часов 05 минут до 04 часов 20 минут на автомобильной дороге Ираель-Ижма-Усть-Цильма от автомобильной дороги Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар 218 км. на участке, расположенном по ул. Промышленная, напротив домов №№ 1, 2 деревни Чукчино Усть-Цилемского района, установлено отсутствие стационарного электрического освещения (участок автодороги проходит по населенному пункту), чем нарушен пункт 4.6.1.1 ГОСТа Р 52766-2007, пункт 13 ОП ПДД РФ.

Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, проведении административного расследования и составления 19 ноября 2021 года в отношении Минстроя Республики Коми протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения юридического лица к административной ответственности.

Районный суд, рассматривая дело об административном правонарушении, пришел к выводу о том, что лицом, ответственным за содержание указанной автомобильной дороги является Минстрой Республики Коми, и приведенные выше нарушения требований пункта 4.6.1.1 ГОСТа Р52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» и пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, допущены в результате бездействия со стороны Минстроя Республики Коми.

Также судья районного суда исходил из того, что перед ГКУ РК «УправтодорКоми», в оперативном управлении которого находится спорная дорога, не ставилась задача по установке стационарного освещения, денежные средства от Минстроя Республики Коми, действующего от имени собственника дорог, не поступали.

Однако с выводом районного суда о доказанности виновности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.

С учетом определенного в статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определения административного правонарушения, устанавливая ответственность, ее наступление законодатель связывает с неисполнением в форме действия (бездействия) предусмотренной законом обязанности.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в совершении деяния, выразившегося в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Исходя из положений приведенных норм, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.

Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Коми от 05 ноября 2020 года № 540 утверждено Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми. Согласно данному Положению Министерство является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции, в том числе по формированию и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Республике Коми, осуществления дорожной деятельности в Республике Коми, управлению и распоряжению автомобильными дорогами, находящими в государственной собственности Республики Коми. В соответствии с подпунктами 7 и 8 пункта 10 главы II данного Положения основными задачами деятельности Минстроя Республики Коми являются: разработка, планирование и контроль реализации мероприятий по обеспечению сохранности и развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, улучшения их технического состояния; обеспечение транспортной безопасности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми.

Правительством Республики Коми создано ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» (постановление от 23 декабря 2014 года № 534).

В соответствии с Уставом ГКУ РК «УправтодорКоми» предметом деятельности Учреждения является оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций в целях выполнения работ и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации, в пределах определенной Уставом компетенции, полномочий Минстроя Республики Коми и Правительства Республики Коми в области использования автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми.

Целями деятельности ГКУ РК «УправтодорКоми» являются: обеспечение сохранности автомобильных дорог регионального значения; улучшение, сохранение транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального значения; обеспечение осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; создание условий для безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения.

К элементам обустройства автомобильных дорог в силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ относятся такие сооружения как дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, согласно которой устройство освещения на автомобильных дорогах осуществляется в рамках проведения работ по капитальному ремонту автомобильных дорог.

Постановлением Правительства Республики Коми от 30 ноября 2009 года № 345 «О содержании и ремонте автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми» утвержден Порядок ремонта автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми (далее – Порядок ремонта автомобильных дорог).

В соответствие с пунктом 2 Порядка ремонта автомобильных дорог перечень участков автомобильных дорог и дорожных сооружений, подлежащих ремонту, утверждается Минстроем Республики Коми по предложению государственного казенного учреждения Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» на соответствующий финансовый год и плановый период до 31 декабря текущего года, а последующие изменения и дополнения - в течение соответствующего финансового года с учетом принятия решений Минстроем Республики Коми о передаче автомобильных дорог в оперативное управление Учреждению на основе диагностики автомобильных дорог, оценки технического состояния автомобильных дорог и дорожных сооружений.

В соответствии с решением Дорожного агентства Республики Коми № 1 от 01 января 2015 года, автомобильная дорога «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар на участке Ираель-Ижма-Усть-Цильма», передана в оперативное управление ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми».

Решением Минстроя Республики Коми от 03 октября 2019 года № 24-27-04/175-АД автомобильная дорога Ираель-Ижма-Усть-Цильма от автомобильной дороги Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян Мар разделена на четыре автомобильные дороги. Участок автомобильной дороги Ираель-Ижма-Усть-Цильма от автомобильной дороги Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян Мар км. 217-219 (напротив домов №№ 1, 2 по ул. Промышленная деревни Чукчино) соответствует автомобильной дороге Карпушевка-Коровий Ручей-Чукчино. Право собственности на указанную автомобильную дорогу зарегистрировано 20 августа 2020 года, право оперативного управления – 25 августа 2020 года.

Таким образом, с момента издания соответствующего документа о закреплении имущества на праве оперативного управления и составления акта приема-передачи у ГКУ РК «УправтодорКоми» возникла обязанность по надлежащему содержанию дорог в связи с фактическим ведением уставной деятельности.

Изложенные обстоятельства позволяют прийти к выводу о том, что функции по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, в том числе автомобильной дороги регионального значения «Ираель-Ижма-Усть-Цильма от автомобильной дороги Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар» 218 км. на участке, расположенном по ул. Промышленная, напротив домов №№ 1, 2 деревни Чукчино Усть-Цилемского района возложены на ГКУ РК «УправтодорКоми».

Для выполнения указанных функций Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми до ГКУ РК «УправтодорКоми» ежегодно доводятся лимиты бюджетных обязательств, которыми Учреждение самостоятельно распоряжается в соответствии с их целевым назначением.

Между тем из материалов дела усматривается, что ГКУ РК «УправтодорКоми», в оперативном управлении которого указанная дорога находится с 2015 года, лишь 20 июля 2020 года заключило с ООО «Инжиниринговый Центр» государственный контракт № ... на выполнение инженерных изысканий и работ по подготовке проектной и рабочей документации, в том числе по освещению на спорном участке автомобильной дороги.

Вопреки выводам судьи районного суда, сведений о том, что ГКУ РК «УправтодорКоми» с 2015 года неоднократно обращалось в Минстрой Республики Коми с предложением о выделении дополнительных денежных средств на обустройство освещения на автомобильной дороге «Ираель-Ижма-Усть-Цильма от автомобильной дороги Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар» 218 км. на участке, расположенном по ул. Промышленная, напротив домов №№ 1, 2 деревни Чукчино Усть-Цилемского района и при этом получало отказ в выделении таких денежных средств, материалы дела не содержат.

При этом со стороны Министерства были выделены соответствующие средства на разработку проектной документации. В тоже время судьей не учтено, что в силу положений части 1.2 статьи Градостроительного кодекса РФ, строительство объекта и его финансирование из бюджета Республики Коми осуществляется в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы, однако проектно-изыскательские работы по указанному выше объекту не завершены, положительное заключение ГАУ РК «Государственная экспертиза» на проектную документацию по указанному объекту ГКУ РК «УправтодорКоми» не получено, что препятствует принятию Министерством решения о выделении денежных средств на строительно-монтажные работы.

При таких обстоятельствах Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и необоснованно привлечено к административной ответственности.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом изложенного, обжалуемое постановление судьи нельзя признать законным и обоснованным. Данное постановление судьи подлежит отмене.

Производство по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми

решил:

постановление судьи Ижемского районного суда Республики Коми от 14 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Е.В. Щенникова