ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-6137/2021 от 19.01.2022 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Койкова Т.А. дело № 12-3/2022 (дело № 5-6137/2021)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Попов В.В., рассмотрев 19 января 2022 года в городе Сыктывкаре Республики Коми в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника ОВМ УМВД России по городу Сыктывкару ФИО1 на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 ноября 2021 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения,

установил:

инспектором ОВМ УМВД России по городу Сыктывкару ФИО3 в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении № 1224 от 11 октября 2021, согласно которому 11 октября 2021 года в 11 часов 00 минут в ходе проведения административного расследования установлено, что 17 июня 2021 года гражданин Республики Узбекистан ФИО4 угли <Дата обезличена> г.р., находясь на первом этаже строящегося здания, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, осуществлял трудовую деятельность в качестве плиточника, а именно: был одет в рабочую форму одежды, наносил раствор на пол для дальнейшей укладки плитки, не имея соответствующих документов для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации, а именно патента. Постановлением судьи Сыктывкарского городского суда от 18 июня 2021 года по делу №5-3172/2021 гражданин Республики Узбекистан ФИО4 угли привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 18.10 КоАП РФ, с назначением ему административного наказания в виде штрафа в размере 2000 рублей без административного выдворения. Своими действиями ИП ФИО2, допустив 13 июля 2021 года на первом этаже строящегося здания, расположенного по адресу: <Адрес обезличен> к трудовой деятельности гражданина Республики Узбекистан ФИО4 <Дата обезличена> г.р., не имеющего соответствующих документов для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Коми Российской Федерации, а именно патента по профессии "плиточник" нарушил пункт 4 статьи 13 и статью 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

По итогам рассмотрения указанного протокола об административном правонарушении, постановлением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 ноября 2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Считая постановление судьи городского суда незаконным, заместитель начальника ОВМ УМВД России по городу Сыктывкару ФИО1 обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, полагая, что производство по делу об административном правонарушении не могло быть прекращено в связи с не извещением ИП ФИО2 о дате и времени составления протокола об административном правонарушении. Признавая, что извещение заказной почтовой корреспонденцией ИП ФИО2 получил несвоевременно, лицо, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, извещался телефонограммой.

Индивидуальный предприниматель ФИО2 и должностное лицо административного органа, составившее протокол об административном правонарушении, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании не приняли.

Руководствуясь положениями статей 25.1 и 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие участвующих в деле лиц, явку которых не признаю обязательной.

Частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Согласно статье 29.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции включает в себя федеральный контроль (надзор) за пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации и федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников.

В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.

Абзацем 2 части 1 статьи 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ установлено, что работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся гражданами Российской Федерации, имеют право привлекать к трудовой деятельности для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением работодателем или заказчиком работ (услуг) предпринимательской деятельности, иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, ИП ФИО2 вменялось в вину то, что в нарушение приведенных нормативных положений и требований он допустил к выполнению работ гражданина Узбекистана ФИО4 у., не имеющего соответствующего патента. Указанные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом административного органа в отношении ИП ФИО2 протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассматривая дело об административном правонарушении, судья городского суда пришёл к выводу о том, что в действиях индивидуального предпринимателя ФИО2 отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения, поскольку лицо, привлекаемое к административной ответственности, не было надлежащим образом извещено о месте, времени и дате составления протокола об административном правонарушении, а на момент составления протокола об административном правонарушении у должностного лица административного органа отсутствовали сведения о надлежащем извещении ИП ФИО2

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу положений статьи 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Пунктом 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

При возбуждении дела об административном правонарушении должны быть обеспечены установленные статьей 25.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Согласно части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают, что протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" извещение участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.

Приведенные разъяснения норм действующего законодательства судьей городского суда были правильно и обоснованно применены, выяснены обстоятельства извещения должностным лицом административного органа о месте и времени составления в отношении ИП ФИО2 протокола об административном правонарушении.

Согласно части 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу положений части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Таким образом, протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, только в том случае, если имеются данные о его надлежащем извещении, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении. Хотя присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, и не является обязательным, должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении должно обладать достоверными сведениями о его надлежащем извещении, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено судьей городского суда, протокол об административном правонарушении должностным лицом административного органа был составлен 11 октября 2021 года в отсутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении 11 октября 2021 года направлено ИП ФИО2 заказной почтовой корреспонденцией и получено последним только 15 октября 2021 года, что свидетельствует о ненадлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности о месте, времени и дате составления протокола об административном правонарушении, а на момент его составления у должностного лица административного органа отсутствовали сведения о надлежащем извещении ИП ФИО2

Поскольку должностным лицом административного органа при составлении протокола об административном правонарушении были допущены существенные процессуальные нарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей городского суда на предусмотренных законом основаниях указанный протокол об административном правонарушении, был правильно и обоснованно признан недопустимым доказательством.

При таких обстоятельствах, судья городского суда пришел к верному выводу о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП ФИО2 на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Доводы жалобы об извещении должностным лицом административного органа лица, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, ИП ФИО2 телефонограммой является несостоятельным, поскольку ни суду первой инстанции, ни суду вышестоящей инстанции объективных доказательств о передаче ИП ФИО2 информации о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не представлено, а сам ИП ФИО2 при несвоевременном получении извещения заказной почтовой корреспонденцией, извещение телефонограммой не подтверждал.

Доводы жалобы о не извещении административного органа при рассмотрении настоящего дела судьей городского суда также не соответствуют действительности, поскольку представленные материалы содержат сведения о надлежащем извещении административного органа о времени и месте рассмотрения дела путем нарочного отправления судебного извещения, в котором указаны все необходимые сведения.

Вынесенное судьей городского суда постановление основано на всестороннем, полном и объективном исследовании материалов дела об административном правонарушении.

Вопреки доводам жалобы, существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, допущено не было.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу постановления судьи городского суда, жалоба не содержит.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи городского суда, по делу не установлено.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 ноября 2021 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения, оставить без изменения, жалобу заместителя начальника ОВМ УМВД России по городу Сыктывкару ФИО1 - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья В.В. Попов

Копия верна, судья В.В. Попов