Судья Бутырина О.П. Дело № 7-170/2023
№ 5-648/2023
Р Е Ш Е Н И Е
18 августа 2023 года г. Астрахань
Судья Астраханского областного суда Стёпин А.Б. при помощнике судьи Гут А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Минько Галии Каюмовны на постановление Кировского районного суда г. Астрахани от 22 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ГАОУ ДПО Астраханской области «Институт развития образования»,
установил:
постановлением Кировского районного суда г. Астрахани от 22 мая 2023 года ГАОУ ДПО Астраханской области «Институт развития образования» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 75000 рублей.
В жалобе защитником Минько Г.К. ставится вопрос об отмене постановления суда ввиду его незаконности и необоснованности, прекращении производства по делу по основаниям отсутствия состава административного правонарушения, замене административного штрафа на предупреждение.
Выслушав защитника Адамяна А.Ю. поддержавшую жалобу, представителя министерства образования и науки Астраханской области ФИО1 не согласившуюся с жалобой, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, оснований для отмены постановления суда не нахожу по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к статье 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Подпунктами «г», «д», «ж» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1490, установлено лицензионное требование к лицензиату: наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам в соответствии с пунктом 2 части 3, частью 10 статьи 11, статьей 46 и статьей 50 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии или заявленным к лицензированию; наличие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, научных работников в соответствии с частями 1 и 3 статьи 50 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам. Педагогические работники относятся к профессорско-преподавательскому составу указанных организаций.
Материалами дела установлено, что 7 апреля 2023 года в 17 часов 10 минут по адресу: <адрес> на основании решения и.о. министра образования и науки Астраханской области от 21 марта 2023 года № 1 в отношении государственного автономного образовательного учреждения Астраханской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» проведена плановая выездная проверка.
В ходе проверки выявлено, что образовательная организация осуществляет образовательную деятельность с нарушением лицензионных требований, установленных подпунктами «г», «д», «ж» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1490, а именно штатным расписанием образовательной организации для реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования предусмотрены 3 штатные единицы по должности «Преподаватель». Однако по факту в образовательной организации педагогические работники по указанной должности отсутствуют. Реализация образовательных программ дополнительного профессионального образования организована с использованием дистанционных образовательных технологий с привлечением работников по должностям «Методист», «Старший методист», «Тьютор».
Образовательная организация имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей и взрослых, реализуемых, в том числе, и для детей в возрасте до 18 лет. Однако, согласно информации, полученной посредством системы межведомственного электронного взаимодействия, установлено, что санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей и взрослых у образовательной организации отсутствует.
В образовательной организации не предусмотрены должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам. Педагогические работники, относящиеся к профессорско-преподавательскому составу, отсутствуют.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении № 1 от 7 апреля 2023 года, актом плановой выездной проверки от 7 апреля 2023 года, лицензией, информацией о кадровом обеспечении, штатным расписанием, оцененными в совокупности с другими собранными по делу доказательствами в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о виновности ГАОУ ДПО Астраханской области «Институт развития образования» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о замене административного штрафа на предупреждение, являются несостоятельными, поскольку исходя из характера правоотношения в сфере образования оснований для применения положений статьи 3.4 и статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Доводы жалобы о том, что нарушение лицензионных требований не является грубым, на момент проверки имелось санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии помещения и оборудования санитарным требованиям, педагогические работники соответствуют всем стандартам, также несостоятельны, поскольку не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Доводы жалобы о том, что при назначении на должность тьютора проведена аттестация, методист и старший методист ежегодно направляются на курсы повышения квалификации, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы в материалах дела отсутствуют сведения о соблюдении образовательным учреждением лицензионных требований. Иных сведений в материалы дела не представлено.
Другие доводы жалобы сводятся по существу к несогласию с выводами суда, изложенными в судебном постановлении. Нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли явиться основанием к отмене обжалуемого судебного акта, не допущено.
Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление Кировского районного суда г. Астрахани от 22 мая 2023 года оставить без изменения, жалобы защитника Минько Галии Каюмовны - без удовлетворения.
Судья Астраханского
областного суда А.Б. Стёпин