Дело № 12-1667/2022
(в районном суде № 5-68/2022) судья Заведеева И.Л.
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Санкт-Петербургского городского суда Грибиненко Н.Н., при секретаре Макеевой Т.М., рассмотрев 21 апреля 2022 года в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу на постановление судьи Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга от 07 марта 2022 года по делу об административном правонарушении в отношении
ФИО1 ы, <дата> года рождения, уроженки <адрес>, гражданки Российской Федерации, не замужней, не работающей, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением судьи Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга от 07 марта 2022 года ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
ФИО1 обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу.
В обоснование жалобы указала, что в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения. В протоколе об административном правонарушении время совершения правонарушения не установлено. ФИО1 не могла находиться у станции метро «Гостиный двор» в период времени с 14:10 до 14:30.
ФИО1, ее защитник Ефименко А.П. в Санкт-Петербургском городском суде поддержали доводы жалобы в полном объеме.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО2 пояснила, что 06.03.2022 года с 11.00 час. она находилась вместе со ФИО1, около 15 час. 15 мин. на выходе из метро «Гостиный двор» они увидела большое количество людей, к ним подошли сотрудники полиции и задержали. На Невский пр. приехали в магазин «Буквоед», выкупить заранее заказанные ФИО1 книги. В митинге не участвовали.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, прихожу к следующим выводам.
Вопреки доводам жалобы, в ходе рассмотрения настоящего дела судьей Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ судом установлено наличие события административного правонарушения, лицо, являющееся участником массового одновременного пребывания граждан в общественном месте, повлекшего нарушение санитарных норм и правил, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Так, в соответствии с ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ).
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В рамках организации публичного мероприятия, каковым Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ признает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (п. 1 ст. 2), предусматривается ряд процедур, в том числе и предварительное уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия и процедуру согласования, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
В соответствии ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
В соответствии с п. 1 ст. 2 закона Санкт-Петербурга № 390-70 от 21.06.2011 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге» уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в уполномоченные Правительством Санкт-Петербурга исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга (далее - уполномоченные органы) в срок, установленный Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Частью 3 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ установлено, что во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, 06.03.2022 г. в период с 14 час. 10 мин. по 14 час. 30 мин., находясь по адресу: <...> у д.35 лит.В, у входа на станцию метро «Гостиный двор», в составе группы лиц, состоящей из не менее 100 человек, добровольно участвовала в проведении несогласованного в установленном порядке публичного мероприятия в виде митинга, переходящего в шествие, по заранее определенному маршруту, с целью публичного выражения своего мнения и формирования мнения окружающих по поводу актуальных проблем общественно-политического характера на тему: «НЕТ ВОЙНЕ», являясь участником публичного мероприятия в форме митинга, несогласованного в установленном порядке с Комитетом по вопросам законности, и правопорядка и безопасности города Санкт-Петербурга, целью которого было привлечение внимания окружающих к проблеме общественно-политического внимания, а именно: «НЕТ ВОЙНЕ», т.е., митинга проводимого с нарушением требований в нарушений ч. 1 ст. 7, п.3 ст. 2, ч.2.2 ст. 8 ФЗ от 19.06.2004г. № 54- ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях», в месте, запрещенном для проведения данного публичного мероприятия, требования ст. 5-2 Закона Санкт-Петербурга № 390-7 от 21.06.2011г. «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях», целью которого было привлечение внимание окружающих в проблеме общественно-политического внимания, а именно «НЕТ ВОЙНЕ».
При этом ФИО1 совместно с другими участниками, скандировала лозунг следующего содержания «НЕТ ВОЙНЕ», выражая свое мнение, и формируя мнение окружающих к данной проблеме, участвовала в проведении несогласованного в установленном порядке публичного мероприятия в виде митинга, переходящего в шествие, проведение которого не было согласовано с органами исполнительной власти города Санкт-Петербурга в указанное время и в указанном месте, т.е., публичное мероприятие проводилось в нарушение требований ФЗ от 19.06.2004г. № 54- ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях». Группа граждан двигалась организованной колонной по тротуару и проезжей части, тем самым создавая помехи в функционировании транспортной и социальной инфраструктуры, препятствовав движению транспортных средств и пешеходам, а также доступа граждан к объектам транспортной и социальной инфраструктур, проходу граждан на ст. метро «Гостиный двор», то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.6.1 ст. 20.2 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом АП № 001424 об административном правонарушении от 06.03.2022; рапортом о/у 10 отдела ОУР (УР) № 2 ГУ МВД России по СПб и ЛО ФИО3 от 06.03.2022; объяснениями о/у 10 отдела ОУР (УР) № 2 ГУ МВД России по СПб и ЛО ФИО3 от 06.03.2022; протоколом ДЛ САП № 303 о доставлении лица, совершившего административное правонарушение от 06.03.2022; протоколом АЗ № 000303 об административном задержании от 06.03.2022 и другими представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Доказательства, имеющиеся в материалах дела, оформлены сотрудниками полиции в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Несогласованное (несанкционированное) публичное мероприятие, в котором принимала участие ФИО1, отвечает признакам публичного мероприятия в том значении, которое указано в Федеральном законе от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ.
Вывод постановления о том, что указанное публичное мероприятие не согласовано в установленном порядке, подтверждается письмом Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга и не опровергается какими-либо другими доказательствами.
Кроме того, следует отменить, что в силу статьей 5-2 Закона Санкт-Петербурга от 21.06.2011 № 390-70 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 08.06.2011) установлено, что в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций на Дворцовой площади, Исаакиевской площади и Невском проспекте.
Обязательным условием для квалификации действий (бездействия) участника несанкционированного публичного мероприятия по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ является наличие последствий, выражающихся в создании помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, а также причинно-следственной связи между совершенными действиями (бездействием) и наступившими последствиями (п.35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 28).
При этом, диспозиция ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ не содержит в качестве объективной стороны правонарушения прямого указания на то, что непосредственно само лицо, участвующее в несанкционированном публичном мероприятии, привлекаемое впоследствии за это к административной ответственности, создает своими действиями помехи функционированию транспортной инфраструктуры; юридически важным для квалификации по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ является участие в несанкционированном публичном мероприятии, которое (т.е. само несанкционированное публичное мероприятие, а не конкретный его участник) повлекло за собой создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам.
Положения Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ неоднократно были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
О том, что ФИО1 проинформирована о незаконности названного выше публичного мероприятия, следует из представленных в материалы дела доказательств, в том числе, рапортов, письменных объяснений сотрудников полиции.
С учетом изложенного, привлечение ФИО1 за участие в публичном мероприятии, проводимом в нарушение требований Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ, не свидетельствует о нарушении прав ФИО1, в том числе предусмотренных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
Таким образом, вывод судьи районного суда о том, что в действиях ФИО1 усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, является обоснованным и подтвержден материалами дела, в связи с чем, доводы жалобы в данной части, несостоятельны.
Из доводов поданной в Санкт-Петербургский городской суд жалобы не следует, что при рассмотрении данного дела судьей районного суда допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Суд критически относится к показаниям свидетеля ФИО2 о том, что ФИО1 не участвовала в мероприятии и была необоснованно задержана сотрудниками полиции, не могла находиться у станции метро «Гостиный двор» в указанное в протоколе время, указанные показания расцениваются как попытка переоценки состоявшегося по делу постановления во избежание административной ответственности. К такому выводу суд приходит в связи с исследованием всех материалов дела, согласно которым виновность ФИО1 подтверждается собранными по делу доказательствами. Факт необоснованного задержания ФИО1 06 марта 2022 года у дома 35 по Невскому пр. в Санкт-Петербурге, полностью опровергается представленными материалами дела.
Представленные в материалы дела сведения из ГУП «Петербургский метрополитен» о детализации по использованию проездного билета ФИО1 не свидетельствуют об отсутствии в ее действиях состава инкриминируемого правонарушения, поскольку совершение тех или иных действий с использованием проездного билета ФИО1 возможно не только непосредственно владельцем проездного, но и иными лицами. При таких обстоятельствах, сами по себе сведения о детализации проездного билета не свидетельствуют о безусловном совершении проезда в метро ФИО1
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы при рассмотрении дела об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ.
Постановление судьи районного суда отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, является мотивированным. При рассмотрении настоящего дела судьей районного суда не были нарушены требования ст. 1.5 КоАП РФ, каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьей не нарушен, неустранимых сомнений по делу не усматривается. Ходатайств, заявленных в соответствии со ст. 24.4 КоАП РФ, и не разрешенных судьей, в материалах дела не имеется.
Наказание ФИО1 определено в пределах санкции ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ в соответствии с требованиями глав 3 и 4 КоАП РФ с учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, данных о личности виновной.
Оснований для признания назначенного ФИО1 административного наказания чрезмерно суровым не усматривается, поскольку оно согласуется с его предупредительными целями (ст. 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также тяжести содеянного. Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью привлекаемого к административной ответственности физического лица, а также обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ, при рассмотрении дела судьей районного суда не установлено, ФИО1 доказательств наличия таковых не приведено.
Основания для изменения наказания, применения положений ст. 2.9 КоАП РФ по настоящему делу не усматриваются.
Таким образом, в ходе рассмотрения настоящей по жалобы на постановление судьи районного суда Санкт-Петербурга, не установлено оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта, а также оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1
С учётом изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление судьи Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга от 07 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1 ы оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья Н.Н. Грибиненко