ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-706/2022 от 28.03.2022 Курганского областного суда (Курганская область)

№ 5-706/2022

Дело № 71-166/2022

РЕШЕНИЕ

г. Курган 28 марта 2022 г.

Судья Курганского областного суда Менщиков С.Н., рассмотрев жалобу Золотухиной А.Е. на постановление судьи Курганского городского суда Курганской области от 16 февраля 2022 г., вынесенное в ее отношении по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Курганского городского суда Курганской области от 16 февраля 2022 г. начальник <...> Золотухина А.Е. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.

В жалобе в Курганский областной суд Золотухина А.Е. указывает, что в платежных документах о назначении платежа имелись сведения о периоде перечисления субвенции, кроме того вышеуказанные субвенции фактически поступали в местные бюджеты в месяц назначения, в связи с чем в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения. Обращает внимание на то, что годовое финансирование местных бюджетов в части объема субвенций на содержание органов опеки не превысило общий объем субвенций в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2021 год. Приводит доводы о том, что информация о численности категорий граждан, определенных Методикой расчета объема субвенций на содержание органов опеки и попечительства, утвержденной Законом Курганской области № 288 направляется органами местного самоуправления в срок до 1 июля, поскольку эта информация является наиболее точной, в связи с чем у нее не имелось возможности направить ее в Финансовое управление Курганской области в установленный пунктом 4 Порядка расходования субвенций на содержание органов опеки, утвержденного Постановлением Правительства Курганской области № 633, срок, то есть не позднее 1 мая. Указывает, что срок перечисления Главным управлением субвенций на финансирование расходов, связанных с обеспечением детей-сирот бесплатным проездом на транспорте, был нарушен в связи с тем, что заявка на финансирование субвенции на реализацию мер социальной поддержки из администрации города Кургана поступила лишь 14 января 2021 г. После поступления заявки незамедлительно было подготовлено платежное поручение и осуществлено перечисление 15 января 2021 г. Считает, что нарушения не повлекли дополнительных расходов и ущерба областному бюджету, просит применить положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освободить ее от административной ответственности. Одновременно просит восстановить пропущенный срок для подачи жалобы.

Считаю возможным восстановить срок для подачи жалобы.

Защитник Золотухиной А.Е. – Шушарина Е.Н. при рассмотрении жалобы на ее доводах настаивала.

Золотухина А.Е. на рассмотрение жалобы не явилась, извещена надлежаще.

Считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Заслушав явившееся лицо, изучив доводы жалобы и представленные с ней материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Пунктом 2.1 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 19 Закона Курганской области от 28 декабря 2007 г. № 326 «О бюджетном процессе в Курганской области» предусмотрено, что порядки определения общего объема субвенций для осуществления переданных полномочий, показатели (критерии) распределения между муниципальными образованиями субвенций, а также единые для каждого вида субвенции методики расчета устанавливаются законами субъекта Российской Федерации.

Законом Курганской области от 5 октября 2007 г. № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству, а также по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» утверждены методики расчета субвенций, именно методика расчета объема субвенций на содержание органов опеки и попечительства и методика расчета объема субвенций на содержание органов местного самоуправления (обеспечение жильем).

Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 г. № 633 «Об утверждении порядков расходования субвенций местным бюджетам из областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству, по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» утверждены порядки расходования субвенций, в частности: порядок расходования субвенций на содержание органов опеки, порядок расходования субвенций на выплату пособий при устройстве детей в семью, порядок расходования субвенций на содержание органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия по обеспечению жилыми помещениями.

Порядком расходования субвенций на содержание органов опеки установлено: субвенции местным бюджетам предоставляются Главным управлением в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств ежемесячно, в размере 1/2 годового объеме субвенций (пункт 3); в целях формирования областного бюджета на очередной финансовый год Главное управление не позднее 1 мая текущего года представляет в Финансовое управление Курганской области информацию по состоянию на 1 января текущего года о численности категорий граждан, определенных методикой расчета (пункт 4).

Как следует из материалов дела, в ходе контрольного мероприятия установлено, что Законом Курганской области от 24 декабря 2020 г. № 129 «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее - Закон о бюджете на 2021 г.) объем бюджетных ассигнований бюджету города Кургана на содержание органов опеки на 2021 год утвержден в сумме 12276,0 тыс. рублей.

Согласно данным бюджетного учета ГУСЗН Курганской области в I полугодии 2021 г. в бюджет города Кургана перечислено субвенций на общую сумму 7 161,0 тыс. рублей, в том числе платежными поручениями: от 13 января 2021 г. № 797541 - 1023,0 тыс. рублей; от 1 февраля 2021 г. № 885191 - 1023,0 тыс. рублей; от 2 марта 2021 г. № 147171 - 1023,0 тыс. рублей; от 2 апреля 2021 г. № 329397 - 1023,0 тыс. рублей; от 27 апреля 2021 г. № 470282 - 1023,0 тыс. рублей; от 31 мая 2021 г. № 658936 - 1023,0 тыс. рублей; от 30 июня 2021 г. № 835944 - 1023,0 тыс. рублей.

Таким образом, перечислено 7/12 годового объема субвенции, следовало перечислить 6138,0 тыс. рублей (6/12 от 12276,0 тыс. рублей), отклонение составило 1023,0 тыс. рублей.

Кроме того, проверкой установлено, что Главное управление в 2021 г. не направило в Финансовое управление информацию по состоянию на 1 января текущего года о численности категорий граждан, определенных методикой расчета (следовало направить не позднее 1 мая).

Данные факты являются нарушением пунктов 3, 4 Порядка расходования субвенций на содержание органов опеки, утвержденного Постановлением Правительства Курганской области № 633.

Согласно пункту 5 Порядка расходования субвенций на реализацию мер социальной поддержки перечисление Главным управлением субвенций на финансирование расходов, связанных с обеспечением детей – сирот бесплатным проездом на транспорте, осуществляется не позднее 12-го числа месяца, следующего за отчетным.

В январе 2021 г. перечисление субвенции Главным управлением осуществлено с превышением установленного срока - платежное поручение от 15 января 2021 г. № 810140 на сумму 227,5 тыс. рублей (превышение - 3 дня).

Пунктом 6 Порядка расходования субвенций на выплату пособий при устройстве детей в семью установлено, что субвенции в I квартале текущего года предоставляются в размере 1/4 объема годовых бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью областного бюджета.

Законом о бюджете на 2021 год объем бюджетных ассигнований бюджету города Кургана на выплату единовременных пособий при устройстве детей в семью на 2021 год утвержден в сумме 2906,0 тыс. рублей.

Согласно данным бюджетного учета ГУСЗН Курганской области в I квартале 2021 года в бюджет города Кургана перечислено 988,2 тыс. рублей, в том числе платежными поручениями: от 2 февраля 2021 г. № 888782 - 352,0 тыс. рублей; от 15 февраля 2021 г. № 69197 - 20,7 тыс. рублей; от 16 февраля 2021 г. № 77199 - 63,1 тыс. рублей; от 18 февраля 2021 г. № 91625 - 20,7 тыс. рублей; от 19 февраля 2021 г. № 99193 - 164,6 тыс. рублей; от 16 марта 2021 г. № 235360 - 193,4 тыс. рублей; от 23 марта 2021 г. № 273104 - 108,6 тыс. рублей; от 26 марта 2021 г. № 291917 - 43,4 тыс. рублей; от 30 марта 2021 г. № 303708 - 21,7 тыс. рублей.

Таким образом, объем перечисленных субвенций превысил установленные размер, следовало перечислить 726,5 тыс. рублей (1/4 от 2906,0 тыс. рублей) отклонение составило 261,7 тыс. рублей.

Данный факт является нарушением пункта 6 Порядка расходования субвенций на выплату пособий при устройстве детей в семью, утвержденного постановлением Правительства Курганской области № 633.

Порядком расходования субвенций на содержание органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия по обеспечению жилыми помещениями, установлено:

пункт 3 - субвенции местным бюджетам предоставляются Главные управлением в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств ежемесячно, в срок до 10-го числа, в размере 1/12 годового объема субвенций;

пункт 4 - в целях формирования областного бюджета на очередной финансовый год Главное управление не позднее 1 мая текущего года представляет в Финансовое управление информацию по состоянию на 1 января текущего года с численности категорий граждан, определенных методикой расчета.

Проверкой установлено, что Законом о бюджете на 2021 год объем бюджетных ассигнований бюджету города Кургана на содержание органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия по обеспечению жилыми помещениями, на 2021 год утвержден в сумме 1393,0 тыс. рублей.

Согласно данным бюджетного учета ГУСЗН Курганской области в 1 полугодии 2021 года в бюджет города Кургана перечислено субвенций на общую сумму 812,6 тыс. рублей, в том числе платежными поручениями: от 13 января 2021 г. № 797541 - 1023,0 тыс. рублей; от 1 февраля 2021 г. № 885191 - 1023,0 тыс. рублей; от 2 марта 2021 г. № 147171 - 1023,0 тыс. рублей; от 2 апреля 2021 г. № 329397 - 1023,0 тыс. рублей; от 27 апреля 2021 г. № 470282 - 1023,0 тыс. рублей; от 31 мая 2021 г. № 658936 - 1023,0 тыс. рублей; от 30 июня 2021 г. № 835944 - 1023,0 тыс. рублей.

Таким образом, перечислено 7/12 годового объема субвенций, следовало перечислить 696,6 тыс. рублей (6/12 от 1393,0 тыс. рублей), отклонение составило 116,0 тыс. рублей.

Кроме того, проверкой установлено, что Главное управление в 2021 году не направило в Финансовое управление информацию по состоянию на 1 января текущего года о численности категорий граждан, определенных методикой расчета (следовало направить не позднее 1 мая).

Поскольку начальник Главного управления социальной защиты населения Курганской области Золотухина А.Е. нарушила порядок предоставления межбюджетных трансфертов, судья городского суда пришел к обоснованному вводу о наличии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения начальником Главного управления социальной защиты населения Курганской области Золотухиной А.Е. административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 15 декабря 2021 г.; актом по результатам контрольного мероприятия от 12 марта 2022 г.; заявками на кассовый расход; распоряжением Губернатора Курганской области о назначении Золотухиной А.Е. на должность начальника Главного управления социальной защиты населения от 21 декабря 2020 г.; должностной инструкцией Золотухиной А.Е., и иными материалами дела, которые получили судебную оценку в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит все имеющие значение для дела сведения.

В целом доводы, изложенные в жалобе, основаны на несогласии с оценкой собранных по делу доказательств, которое само по себе не является основанием для отмены судебного акта и не свидетельствует об отсутствии в действиях Золотухиной А.Е. состава административного правонарушения.

Постановление о привлечении начальника Главного управления социальной защиты населения Курганской области Золотухиной А.Е. к административной ответственности по части 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено Золотухиной А.Е. в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу не имеется.

Нарушений норм процессуального права по делу не допущено, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления судьи не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление судьи Курганского городского суда Курганской области от 16 февраля 2022 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Главного управления социальной защиты населения Курганской области Золотухиной А.Е. оставить без изменения, ее жалобу – без удовлетворения.

Судья С.Н. Менщиков