ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-764/19 от 14.10.2019 Псковского областного суда (Псковская область)

Судья Лукьянова Л.В. № 12-140/2019

Дело № 5-764/2019

П С К О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Р Е Ш Е Н И Е

14 октября 2019 г. гор. Псков

Судья Псковского областного суда Русакова О.С.,

при секретаре Николаевой У.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ТОО «ИнтерАвтоТранс» ФИО1 на постановление судьи Псковского городского суда Псковской области от 3 июля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении

товарищества с ограниченной ответственностью «ИнтерАвтоТранс», (далее – ТОО «ИнтерАвтоТранс), зарегистрированного по адресу: Республика Казахстан, <...>, регистрационный номер <данные изъяты> идентификационный номер <данные изъяты>, дата регистрации <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Псковского городского суда Псковской области от 3 июля 2019 г. ТОО «ИнтерАвтоТранс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, законный представитель ТОО «ИнтерАвтоТранс» ФИО1 в жалобе, поданной в Псковский областной суд, просит его отменить и прекратить производство по делу. Указывает, что представителем перевозчика выполнены все требования Конвенции о международной дорожной перевозке грузов 1956 г., однако, возможность проверить маркировку товаров отсутствовала, поскольку это сопряжено с проверкой внутреннего содержимого грузового места. Кроме того, стороной, на которую возложено обеспечение соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011) и «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) является изготовитель пищевой продукции либо импортер. Поскольку вменяемые таможенным органом нарушения находились вне сферы контроля перевозчика, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.

Законный представитель ТОО «ИнтерАвтоТранс» в судебное заседание не явился при надлежащем извещении о времени и месте его проведения, поэтому дело рассмотрено без его участия.

Представитель Псковской таможни ФИО2 по доводам жалобы в судебном заседании возражала.

Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В силу пункта 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Под запретами и ограничениями понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов (подпункт 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).

Статьей 16.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств – членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела и установлено судьей городского суда, 20 марта 2019 г. в 17 часов 18 минут на таможенный пост МАПП Убылинка Псковской таможни прибыл состав транспортных средств с регистрационными номерами <данные изъяты>, перевозчика ТОО «ИнтерАвтоТранс» (Республика Казахстан), следующее с грузом товаров из Италии в Республику Казахстан.

При прибытии на таможенную территорию ЕАЭС во исполнение требований статей 88, 89 ТК ЕАЭС представителем перевозчика таможенному органу предъявлены товаросопроводительные документы: CMR № 011/2019 от 14 марта 2019 г., инвойс № IT-0015 от 14 марта 2019 г., ветеринарный сертификат № 259/SVB от 7 марта 2019 г. и ветеринарный сертификат IT/080/102/5/5/600 от 14 марта 2019 г. транспортным средством на 56 грузовых местах перемещался товар «сборный груз», в том числе товар «тунец в оливковом масле 2 х 80 гр. в стеклянных банках», «тунец в оливковом масле по 20 гр. в стеклянных банках», «тунец в подсолнечном масле масса нетто 1650 гр.» (в CMR – «тунец консервированный»), код ТН ВЭД 16041431910, весом брутто 1445 кг.

Отправитель товара: ITALIKA TRADING SA Via Laviazzari, 4 CH-6900 LUGANO (Италия), получатель товара: ДАН КИНГ, 050051, Республика Казахстан, гор. Алматы, Самал-1, строение 21, офис 12.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» утверждены Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (далее – Единый перечень), Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – Положение), Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору) (далее – Единые требования).

Готовая или консервированная рыба (товарная позиция ТН ВЭД 1604) включена в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору).

В соответствии с Перечнем мер регулирования, применяемых уполномоченными органами государств – членов ЕАЭС к товарам, ввозимым на таможенную территорию ЕАЭС, (Приложение № 1 к Единым требованиям) данный товар должен сопровождаться ветеринарным сертификатом и его ввоз разрешается при наличии разрешения на ввоз.

В силу пункта 6.3 Положения каждая партия подконтрольных товаров ввозится на таможенную территорию Союза при наличии разрешения, указанного в подпункте 6.1 настоящего Положения, и (или) ветеринарного сертификата, выданного компетентным органом страны-экспортера подконтрольного товара.

Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» принят Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 881 с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к пищевой продукции в части ее маркировки, обеспечения свободного перемещения пищевой продукции, выпускаемой в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза (пункт 1 предисловия).

ТР ТС 022/2011 распространяется на выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза пищевую продукцию в части ее маркировки (пункт 1 статьи 1).

Общие требования к маркировке упакованной пищевой продукции содержатся в части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011, к маркировке пищевой продукции, помещенной в транспортную упаковку, - в части 4.2 статьи 4 ТР ТС 022/2011. И та, и другая маркировка должна содержать, в частности, сведения о дате изготовления пищевой продукции, о наименовании и месте нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилию, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции.

Пунктом 2 части 4.1 и пунктом 2 части 4.2 статьи 4 ТР ТС 022/2011 установлено, что и маркировка упакованной пищевой продукции, и маркировка пищевой продукции, помещенной в транспортную упаковку, должна быть нанесена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства – члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) – члена(ов) Таможенного союза, за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 4.8 настоящей статьи.

Частью 4.8 статьи 4 ТР ТС 022/2011 установлено, что место нахождения изготовителя пищевой продукции определяется местом государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя (пункт 1). Информацию о наименовании и месте нахождения изготовителя пищевой продукции, поставляемой из третьих стран, допускается указывать буквами латинского алфавита и арабскими цифрами или на государственном(ых) языке(ах) страны по месту нахождения изготовителя пищевой продукции при условии указания наименования страны на русском языке (пункт 3).

При проведении таможенного и ветеринарно-санитарного контроля было выявлено, что на транспортной и индивидуальной упаковке товара «тунец в оливковом масле 2 х 80 гр. в стеклянных банках», «тунец в оливковом масле по 200 гр. в стеклянных банках», «тунец в подсолнечном масле масса нетто 1650 гр.» отсутствовала информация о дате производства товара, заявленная в пункте 2.2 «Дата выработки продукции» ветеринарного сертификата № 259/SVB от 7 марта 2019 г. на экспортируемые из Европейского союза в Российскую Федерацию пищевую рыбу, морепродукты, готовые изделия из них, а также отсутствовала информация на маркировочных этикетках на русском языке и государственных языках государств – членов ЕАЭС.

Таким образом, при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товара «консервированная рыба» не соблюдены ограничения в части ветеринарно-санитарных требований, установленных Решением Комиссии Таможенного союза № 317 от 18 июня 2010 «О применении ветеринарно-санитарных мер в ЕАЭС», ввиду отсутствия дат производства на упаковках товара, что не позволяет идентифицировать товар и соотнести продукцию с точки зрения соблюдения запретов и ограничений с предоставленным ветеринарным сертификатом, а также не соблюдены меры технического регулирования, установленные ТР ТС 022/2011 ввиду отсутствия маркировки на русском языке.

Фактические обстоятельства совершенного ТОО «ИнтерАвтоТранс» административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, в том числе: определением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. <данные изъяты>), протоколом изъятия вещей и документов (л.д. <данные изъяты> копиями товаросопроводительных документов (л.д. <данные изъяты>), ветеринарного сертификата 259/SVB от 7 марта 2019 г. (л.д. <данные изъяты> акта таможенного наблюдения № 10209050_200319_0003578 от 20 марта 2019 г. (л.д. <данные изъяты>), акта ветеринарно-санитарного досмотра № 1287647 от 20 марта 2019 г. (л.д. <данные изъяты> акта о нарушении Единых ветеринарно-санитарных требований при перевозках грузов, подконтрольных государственному ветеринарному надзору № <данные изъяты> от 21 марта 2019 г. (л.д. <данные изъяты>), декларации о возврате груза 60/00015 от 22 марта 2019 г. (л.д<данные изъяты>), протоколом опроса свидетеля Е.Ю. (л.д. <данные изъяты>), протоколом об административном правонарушении (л.д. <данные изъяты>) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Протоколом о техническом регулировании в рамках ЕАЭС – Приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в гор. Астане 29 мая 2014 г.) выпуск продукции в обращение определяется как поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью распространения на территории Союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе (пункт 2).

Таможенным кодексом ЕАЭС ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС определяется как совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы ЕАЭС и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию ЕАЭС любым способом, до выпуска таких товаров таможенными органами (пункт 3 статьи 2).

Пунктом 5 Протокола также определено, что оценка соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Союза осуществляется до выпуска ее в обращение.

В соответствии со статьей 3 ТР ТС 022/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при соответствии ее маркировки настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.

Таким образом, в силу указанных норм пищевая продукция должна иметь необходимую маркировку на момент ввоза.

Перевозчик ТОО «ИнтерАвтоТранс» осуществил ввоз подконтрольного груза на территорию ЕАЭС в нарушение запретов и ограничений, в связи с чем его действия правильно квалифицированы по статье 16.3 КоАП РФ.

Доводы жалобы относительно лица, обязанного осуществить маркировку товаров, значения по делу не имеют, поскольку на перевозчика возложена ответственность за несоблюдение запретов и ограничений при ввозе товаров, а не за неисполнение обязанности по маркировке.

Доводы жалобы от отсутствии вины перевозчика также подлежат отклонению.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ТОО «ИнтерАвтоТранс», осуществляя перевозки товаров на профессиональной основе по территории Таможенного союза и принимая к перевозке груз, обязано было принять все меры, обеспечивающие соблюдение ограничений и запретов при ввозе на территорию ЕАЭС подконтрольных товаров.

Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г., на которую ссылается заявитель, не регулирует отношения между перевозчиком и таможенным органом, возникающие при пересечении границы перевозчиком, перевозящим товар через границу, и не освобождает перевозчика от обязанности соблюдения требований таможенного законодательства.

Оснований для вывода о том, что представитель перевозчика не имел возможности установить отсутствие необходимой маркировки, материалы дела не содержат. Отсутствие маркировки было выявлено при непосредственном таможенном наблюдении видимой части грузового отделения транспортного средства (л.д. 28-30), что очевидно свидетельствует о наличии такой возможности и у перевозчика.

Таким образом, доводы жалобы об отсутствии вины перевозчика в несоблюдении таможенного законодательства не могут быть приняты во внимание.

Постановление о привлечении ТОО «ИнтерАвтоТранс» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено ТОО «ИнтерАвтоТранс» с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ, в пределах, установленных законом.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

постановление судьи Псковского городского суда Псковской области от 3 июля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 КоАП РФ, в отношении ТОО «ИнтерАвтоТранс» оставить без изменения, жалобу законного представителя ТОО «ИнтерАвтоТранс» ФИО3 – без удовлетворения.

Судья Псковского областного суда О.С. Русакова