УИД 60 RS0001-01-2023-006187-79
Судья Новикова М.В. Дело № 12-90/2023
(дело № 5-773/2023)
ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
18 сентября 2023 года город Псков
Судья Псковского областного суда Малыгина Г.В.,
при секретаре Шевчук В.С.,
рассмотрев жалобу защитника юридического лица - Фермерского хозяйства «Ольшаны» ФИО1 на постановление судьи Псковского городского суда Псковской области от 01 августа 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 16.21 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Фермерского хозяйства «Ольшаны», (****), дата регистрации - (дд.мм.гг.), находящееся по адресу: <****>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением судьи Псковского городского суда Псковской области от 01 августа 2023 года юридическое лицо - Фермерское хозяйство «Ольшаны» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 16.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание с применением частей 32, 33 статьи 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 983 550 (Девятьсот восемьдесят три тысячи пятьсот пятьдесят) рублей.
В жалобе, поступившей в Псковский областной суд, защитник юридического лица - Фермерского хозяйства «Ольшаны» ФИО1, действующий на основании доверенности, не оспаривая фактические обстоятельства вмененного административного правонарушения, просит постановление изменить в части назначенного наказания ввиду того, что судья Псковского городского суда, мотивируя назначение административного наказания в порядке, предусмотренном частями 32, 33 статьи 4.1 КоАП РФ, фактически не назначил административный штраф в указанном процессуальном порядке, назначив административный штраф в пределах санкции статьи 16.21 КоАП РФ.
В рассмотрении жалобы законный представитель юридического лица - Фермерского хозяйства «Ольшаны», при надлежащем извещении, участия не принял, и поскольку в деле имеются сведения о вручении ему судебного извещения, жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Защитник юридического лица - Фермерского хозяйства «Ольшаны» ФИО1, действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель Псковской таможни – ФИО2 полагала жалобу необоснованной.
Выслушав участвующих лиц, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Статьёй 16.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза, и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения, либо товарами, выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование, либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, а также приобретение, хранение либо транспортировка таких товаров, что влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 2 ТК ЕАЭС запреты и ограничения - это применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций применяются специальные экономические меры.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06 августа 2014 года № 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" (далее - Указ Президента РФ от 06 августа 2014 года № 560) в целях защиты национальных интересов Российской Федерации установлен запрет либо ограничение осуществления внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению (пункт 1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 августа 2014 года № 778 (с последующими изменениями) до 31 декабря 2023 года установлен запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются: Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия, Княжество Лихтенштейн и соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии, по перечню согласно приложению.
В соответствии с Перечнем сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются вышеуказанные государства, на территорию Российской Федерации по 31 декабря 2023 года запрещён ввоз фруктов и орехов (коды ТН ВЭД 0801, 0802, 0803, 0804, 0805, 0806, 0807, 0808, 0809, 0810, 0811, 0813).
При этом, согласно пункту 1.1 Указа Президента РФ от 06 августа 2014 года № 560, а также в соответствии с требованиями Правил осуществления транзитных международных автомобильных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и Правил выдачи учётных талонов водителям транспортных средств, осуществляющим такие транзитные международные автомобильные перевозки через территорию Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года № 1877 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. № 290 «О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации», ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны разрешается при условии обеспечения их прослеживаемой с использованием системы контроля, предусматривающей применение средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС (электронных навигационных пломб); передачи сведений в единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности об автомобильной перевозке; выдачи водителю учётного талона; перемещения на территорию Российской Федерации через определённые пункты пропуска.
При несоблюдении указанных требований транзитная международная автомобильная перевозка через территорию Российской Федерации такой сельскохозяйственной продукции запрещается, учётные талоны считаются недействительными.
По делу установлено, что 17 марта 2023 года в 13 час. 38 мин. в стационарном пункте таможенного контроля в районе д.Долосцы Себежского района Псковской области, расположенном 82 км автодороги «А 117», осуществлена остановка состава грузового автотранспортного средства марки «DAF» с государственным регистрационным номером (****), с полуприцепом марки «SCHMITZ», с государственным регистрационным номером (****), следующего под управлением гражданина Республики Беларусь С. из Польши в Республику Казахстан.
Водителем перевозчика должностному лицу Псковской таможни представлены товаросопроводительные документы: транзитная декларация (****), CMR б/н от 03 марта 2023 года, Invoice № (****) от 03 марта 2023 года, фитосанитарный сертификат № (****) от 22 февраля 2023 года.
Согласно представленным товаросопроводительным документам в перевозимом составе транспортного средства перемещается товар «Груши свежие, сорт Конференция», в количестве 1 680 грузовых места, общим весом брутто 22 230 кг., страна происхождения – Турецкая Республика.
Отправитель товара: «<данные изъяты>
Получатель товара: <данные изъяты>, <данные изъяты>
Фирма-перевозчик: Фермерское Хозяйство «Ольшаны», юридический адрес: (<****>).
При таможенном досмотре установлено, что в грузовом отсеке транспортного средства перемещался товар: «Груши свежие» уложенный в сколоченные деревянные ящики и составленные в стопки по 64 шт. на деревянные поддоны с маркировкой TR-06-0015HT, ящики на поддоне стянуты стяжной пластиковой лентой и также имеют маркировку TR-06- 0015НТ. Маркировка ящиков была произведена на дополнительно зачищенную поверхность деревянного ящика. На некоторых ящиках маркировка частично нанесена и на стяжную пластиковую ленту. На двух упаковочных ящиках были выявлены бумажные этикетки, содержащие информацию «Груша свежая «конференция», знак ЕАС, Страна происхождения Нидерланды. Масса нетто 12 кг. KLASA II. Урожай 2022 года. Дата упаковки 10.03.2023. Срок годности 60 суток. Изготовитель <данные изъяты> /Нидерланды. Поставщик <данные изъяты> Poland. Поставщик <данные изъяты> Poland. Импортер ООО <данные изъяты>. <****> контракт от 20.10.2022 (****)».
Согласно заключению таможенного эксперта (****), регионом происхождения товара является Западная Европа (страны: Австрия, Бельгия, Нидерланды, Германия, Франция, Швейцария). Данная партия товара не соотносится с флористическим составом растительности характерной для Турецкой Республики, то есть заявленная по документам страна происхождения (Турция) не подтверждена.
Таким образом, указанная партия сельскохозяйственной продукции являлась запрещённой к ввозу на территорию Российской Федерации, а её международная транзитная автомобильная перевозка через территорию Российской Федерации в третьи страны должна была осуществляться с соблюдением вышеуказанных требований, установленных Указом Президента РФ от 06 августа 2014 года № 560, Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 августа 2014 года № 778, Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года № 1877.
Вместе с тем, на грузовом отсеке транспортного средства марки «DAF» с государственным регистрационным номером (****), с полуприцепом марки «SCHMITZ», с государственным регистрационным номером (****) отсутствовало средство идентификации, функционирующее на основе технологии глобальной спутниковой системы ГЛОНАСС (электронная навигационная пломба), у водителя перевозчика отсутствовал учетный талон, при наличии которых должна была осуществляться указанная международная транзитная перевозка сельскохозяйственной продукции.
Кроме того, расположенный на российско-белорусском участке Государственной границы Российской Федерации пункт таможенного контроля «Долосцы» не включен в Перечень пунктов, которые используются для осуществления международных транзитных автомобильных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года № 1877.
Соответственно, указанная международная транзитная автомобильная перевозка перевозчиком - Фермерским хозяйством «Ольшаны» осуществлялась по территории Российской Федерации с нарушением установленных запретов и (или) ограничений.
Согласно заключению эксперта экспертно-криминалистической службы - филиала Центрального экспертно-криминалистического управления в городе Санкт-Петербурге (****) от 07 июня 2023 года рыночная стоимость товара по состоянию на 17 марта 2023 года составила 1 967 100 рублей.
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения таможенным органом в отношении Фермерского хозяйства «Ольшаны» дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 16.21 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются:
-копией транзитной декларации (****), подтверждающей факт перевозки Фермерским хозяйством «Ольшаны» товара – «Груши свежие» весом брутто 22230 кг. по маршруту Польша – Казахстан (л.д.10);
-копией CMR б/н от 03 марта 2023 года, подтверждающей данное обстоятельство (л.д.11);
-копией Invoice № (****) от 03 марта 2023 года на товар «Груши Конференция» весом нетто 20160 кг., стоимостью 15120 долларов США, направляемый от польского отправителя получателю в Республике Казахстан (л.д. 12);
-копией фитосанитарного сертификата № <****> от 22 февраля 2023 года, в графе 5 которого указано, что страной производства товара – «Груши» (код ТН ВЭД 0808) является Турецкая Республика (л.д. 13);
-копией объяснений водителя С. от 17 марта 2023 года о том, что по поручению работодателя – Фермерского хозяйства «Ольшаны» осуществлял международную транзитную перевозку товара «Груши свежие» в Казахстан с терминала «Брест-Белтаможсервис» через территорию Российской Федерации по маршруту Нижний Новгород – Казань - Оренбург (л.д.14)
-копией акта (****) от 17 марта 2023 года об остановке на ВЗТК СПТК д.Долосцы Себежского района Псковской области (82 км. автодороги А 117) автомобильного транспортного средства марки «DAF» с государственным регистрационным номером <****>, с полуприцепом марки «SCHMITZ», с государственным регистрационным номером А0910В-1 с товаром «Груши свежие» в количестве 1680 ящиков, весом 22230 кг. в направлении перемещения Польша – Казахстан под управлением водителя С..(л.д.15);
-копией акта таможенного досмотра (****) от 18 марта 2023 года, из которого следует, что при детальном рассмотрении всей партии товара выявлены признаки, указывающие на сомнительность маркировки (нанесение маркировки на дополнительно зачищенную поверхность; нанесение маркировки на стяжную пластиковую ленту и поверхность деревянных ящиков; механические повреждения, порывы полиэтиленовой пленки; наличие 2-х этикеток о стране происхождения товара – Нидерланды (л.д.23-33);
-копией заключения таможенного эксперта (****) от 29 марта 2023 года, согласно выводам которой регион происхождения исследованного образца товара приходится на территории умеренных широт северного полушария – Западной Европы (территории Австрии, Королевства Бельгия, Нидерланды, Федеративной Республики Германия, северной части территории Франции, Швейцарии) и Восточной Европы (территория Украины, Венгрии, Чешской Республики, Республики Румынии, Польши). Выявленный палинологический спектр образца не соотносится с флористическим составом растительности, характерной для Турецкой Республики (л.д.40-47);
-заключением таможенного эксперта (****) от 07 июня 2023 года, в соответствии с которым рыночная стоимость товара «Груши свежие, сорт Конференция» весом нетто 19920 кг., являющегося предметом административного правонарушения по делу (****), на рынке Российской Федерации по состоянию на 17 марта 2023 года составила 1967100,00 рублей (один миллион девятьсот шестьдесят семь тысяч сто рублей 00 копеек) (л.д.107-110);
-служебной запиской отдела запретов, ограничений и товарной номенклатуры Псковской таможни от 05 мая 2023 года № 26-47/1046 о том, что изъятый в транспортном средстве марки «DAF» с государственным регистрационным номером АЕ7544-1, с полуприцепом марки «SCHMITZ», с государственным регистрационным номером А0910В-1 товар «Груши свежие», перемещавшиеся 17 марта 2023 года через пост мобильной группы «Долосцы», является товаром, запрещённым к ввозу на территорию Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06 августа 2014 года № 560, и Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 августа 2014 года № 778 (л.д.93-99).
Данным доказательствам и другим материалами дела судьёй Псковского городского суда дана правильная оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины Фермерского хозяйства «Ольшаны» в его совершении, а также дана правильная квалификация его действиям по статье 16.21 КоАП РФ.
Обоснованность выводов судьи Псковского городского суда о доказанности юридическим лицом - Фермерским хозяйством «Ольшаны» совершения незаконной транспортировки товара, запрещённого к ввозу на территорию Российской Федерации, и квалификации его действий по статье 16.21 КоАП РФ сомнений не вызывает.
Вместе с тем, обжалуемое постановление судьи Псковского городского суда подлежит изменению в части назначенного административного наказания по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3).
Частью 32 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного штрафа в соответствии с частью 32 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьёй или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьёй или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 33 статьи 4.1 КоАП РФ).
Назначение Фермерскому хозяйству «Ольшаны» административного штрафа по настоящему делу об административном правонарушении судьёй Псковского городского суда мотивировано возможностью применения к указанному юридическому лицу положений частей 32, 33 статьи 4.1 КоАП РФ, в связи с чем судья отнёс к исключительному обстоятельству последствия материального характера значительного для данного юридического лица административного штрафа, возлагающего на него излишние обременения и финансовые ограничения, а также учёл признание вины в совершённом административном правонарушении.
То обстоятельство, что назначение административного наказания Фермерскому хозяйству «Ольшаны» судьёй Псковского городского суда связывалось именно с порядком, предусмотренным частями 32, 33 статьи 4.1 КоАП, с очевидностью следует из мотивировочной и резолютивной частей постановления по делу об административном правонарушении.
При этом размер административного штрафа судьёй Псковского городского суда фактически назначен без учёта положений частей 32, 33 статьи 4.1 КоАП, поскольку назначенный административный штраф в размере 983550 рублей составляет 1/2 от минимального размера административного штрафа, предусмотренного статьёй 16.21 КоАП РФ для юридических лиц, а именно 1/2 от стоимости товара, являющегося предметом административного правонарушения - 1967100,00 рублей.
В этой связи, исходя из процессуального принципа, установленного пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, о невозможности ухудшения положения лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, при пересмотре дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, а также, с учётом представленного юридическим лицом отчёта о прибылях и убытках за январь – декабрь 2022 года, из которого усматривается значительное снижение по итогам 2022 года прибыли (убытков) Фермерского хозяйства «Ольшаны» в сравнении с 2021 годом, нахожу возможным изменить постановление по делу об административном правонарушении в части назначенного судьёй Псковского городского суда административного наказания, назначив юридическому лицу – Фермерскому хозяйству «Ольшаны» административный штраф с применением частей 32, 33 статьи 4.1 КоАП в размере 491775 рублей 00 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья Псковского областного суда
Р Е Ш И Л :
постановление судьи Псковского городского суда Псковской области от 01 августа 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренному статьей 16.21 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Фермерского хозяйства «Ольшаны», - изменить в части назначенного административного наказания, назначив юридическому лицу – Фермерскому хозяйству «Ольшаны» административный штраф с применением частей 32, 33 статьи 4.1 КоАП РФ в размере 491 775 рублей, 00 копеек.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Настоящее решение может быть обжаловано непосредственно в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Псковского областного суда Г.В.Малыгина