Дело № 12-1276/2023 | |
(в районном суде № 5-793/2023) | судья Шмелева Д.Ю. |
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Санкт-Петербургского городского суда Исаева А.В., с участием помощника прокурора Кировского района г. Санкт-Петербурга Ильяшенко А.О., при секретаре Гудкове Г.О., рассмотрев 18 декабря 2023 года в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу на постановление судьи Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 26 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении в отношении
ФИО1, <...> года рождения, уроженки <...>, гражданки РФ, зарегистрированной по адресу: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением судьи Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 26 сентября 2023 года ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) руб.
Указанным постановлением вина ФИО1 установлена в участии в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно:
19 августа 2023 года в 13 часов 30 минут по адресу: Санкт-Петербург, улица Трефолева, дом 42, кабинет 41, в ходе проведения сотрудниками прокуратуры Кировского района Санкт-Петербурга мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в рамках изучения поступивших из 31 отдела полиции УМВД России по Кировскому району Санкт-Петербурга материалов проверки КУСП № 14607 от 18 августа 2023 года по факту наличия в действиях ФИО1 признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на видео хостинге «YouTube» по электронному адресу https://<...> на канале «<...>» выявлен видеоролик под названием «Величие Путинской России / Танк у Российского посольства», опубликованный 3 июля 2023 года. Указанный видеоматериал посвящен акции под названием «Танк у Российского посольства», организованной 9 мая 2023 года у посольства Российской Федерации в городе Стокгольме (Швеция) иностранной неправительственной организацией «Русский антивоенный комитет в Швеции». На видеозаписи зафиксированы две женщины, одна из которых ФИО1, <дата> года рождения. Неустановленная женщина берет интервью у ФИО1 и с 04 минуты 03 секунды по 04 минуту 07 секунду произносит фразу следующего содержания: «ФИО2 тоже участвовала в создании танка, помогла со сборкой, с проектированием…», а начиная с 07 минуты 13 секунды ФИО1 рассказывает о своем участии в проведенном мероприятии, оценивает размещение инсталляций как эффективный способ привлечения внимания населения и сбора денежных средств для украинских комбатов. Кроме того, на 04 минуте 15 секунде видеозаписи имеется надпись: «ФИО2. Активистка RAW» - аббревиатура, которая согласно сведениям официального сайта организации https://www.<...>/, является сокращением от фразы «Russian Against War», что составляет часть названия организации «Русский антивоенный комитет в Швеции».
Вышеперечисленные обстоятельства, учитывая, что действия ФИО1 не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, послужили основанием для возбуждения в отношении нее дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, ФИО1 совершила административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Защитник ФИО1 Зырянова М.С. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, в обоснование жалобы ссылалась на неизвещение ФИО1 о составлении протокола об административно правонарушении, а также при вынесении судьей первой инстанции постановления, кроме того, в ходе рассмотрения дела неправильно установлено место совершения административного правонарушения.
ФИО1, ее защитник Зырянова М.С. в Санкт-Петербургский городской суд не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили, о причинах неявки в судебное заседание не сообщили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие.
Помощник прокурора Кировского района г. Санкт-Петербурга Ильяшенко А.О. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления.
Исследовав материалы дела, выслушав участника процесса, изучив доводы жалобы и дополнений к ней, прихожу к следующим выводам.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей Кировского районного суда Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В соответствии с требованиями статьи 26.1 данного Кодекса судом установлено наличие события административного правонарушения, лицо, виновное в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Конституция Российской Федерации, признавая за каждым свободу мысли и свободу слова, право на объединение, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (статья 13, часть 5; статья 29, части 1 и 2; статья 30; статья 34, часть 1).
Гарантируя права и свободы человека и гражданина, государство одновременно вправе устанавливать в федеральном законе ограничения прав и свобод в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации). Это соответствует международно-правовым стандартам, которые, в частности, признавая за каждым свободу ассоциации (объединения) с другими, допускают такие ее ограничения, которые предусматриваются законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц (статья 22 Международного пакта о гражданских и политических правах).
Статьей 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение запретов, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Согласно части 1 статьи 3.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод гражданина РФ» (далее – Федеральный закон № 272-ФЗ) деятельность иностранной или международной неправительственной организации, представляющая угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства, в том числе способствующая либо препятствующая выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме (включая участие в иных формах в избирательных кампаниях, кампаниях референдума, за исключением участия в избирательных кампаниях, кампаниях референдума в качестве иностранных (международных) наблюдателей), может быть признана нежелательной на территории Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 3.1 указанного Федерального закона признание нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации влечет за собой, в том числе, запрет на участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации за пределами территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации, и российских юридических лиц.
Из материалов дела следует и установлено судьей районного суда в обжалуемом постановлении, что распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 10 января 2023 года № 1-р иностранная неправительственная организация «Русский антивоенный комитет в Швеции» «Ryska Antikrigskommitteten i Sverige» включена в Перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации за № 72, поскольку ее деятельность представляет угрозу основам конституционного строя и безопасности Российской Федерации.
ФИО1 является гражданкой Российской Федерации, постоянно зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Прокуратурой Кировского района Санкт-Петербурга на основании сообщения, поступившего из 31 отдела полиции УМВД России по Кировскому району Санкт-Петербурга, а также приложенного к нему материала КУСП № 14607 от 18 августа 2023 года, проведена проверка, в ходе которой установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на видео хостинге «YouTube» по электронному адресу https://<...> на канале «<...>» размещен видеоматериал под названием «Величие Путинской России / Танк у Российского посольства», опубликованный 3 июля 2023 года.
Указанный видеоматериал посвящен акции под названием «Танк у Российского посольства», организованной 9 мая 2023 года у посольства Российской Федерации в городе Стокгольме (Швеция) иностранной неправительственной организацией «Русский антивоенный комитет в Швеции».
В ходе осмотра видеоматериала установлено, что ФИО1 нарушает п. 6 ч. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ путем участия за пределами территории Российской Федерации в деятельности иностранной неправительственной организации «Русский антивоенный комитет в Швеции» «Ryska Antikrigskommitteten i Sverige», включенной в Перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации.
Таким образом, ФИО1, достоверно зная о том, что деятельность иностранной неправительственной организации «Русский антивоенный комитет в Швеции» признана нежелательной на территории Российской Федерации, являясь активисткой указанной иностранной организации, участвовала в ее деятельности путем участия в акции под названием «Танк у Российского посольства», организованной вышеназванной организацией 9 мая 2023 года у посольства Российской Федерации в городе Стокгольме (Швеция).
Факт того, что ФИО1 является активисткой иностранной неправительственной организации «Русский антивоенный комитет в Швеции», подтверждается, в том числе, данными, поступившими из Центра по противодействию экстремизму Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
При таких обстоятельствах, вышеуказанные действия ФИО1 правильно квалифицированы по статье 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, факт совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и виновность ФИО1 в его совершении подтверждены достаточной совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых не вызывают сомнения, а именно: постановлением заместителя прокурора Кировского района Санкт-Петербурга от 20 августа 2023 года о возбуждении дела об административном правонарушении, актом о проведении осмотра страниц сетевых ресурсов, расположенных в сети «Интернет», от 18 августа 2023 года, фотофиксацией, являющейся приложением к акту, справкой-отождествление от 18 августа 2023 года, актом осмотра сайта от 19 августа 2023 года с приложением в виде фототаблиц и иными материалами дела, получившими оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, событие административного правонарушения и виновность ФИО1 в его совершении подтверждены совокупностью исследованных и получивших надлежащую правовую оценку доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
При этом доводы жалобы об отсутствии достаточной совокупности доказательств для признания ФИО1 виновной в совершении инкриминируемого административного правонарушения отклоняются по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из смысла статьи 26.1 и статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, имеющие отношение к делу об административном правонарушении, устанавливаются путем исследования доказательств, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, определяет наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.
В ходе производства по настоящему делу прокурором собрана достаточная совокупность доказательств, подтверждающих выводы о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд признает содержащиеся в материалах дела письменные доказательства допустимыми, относимыми и в своей совокупности достаточными для установления обстоятельств административного правонарушения и вины ФИО1 в его совершении.
Отсутствие в материалах дела протокола об административном правонарушении не свидетельствует о незаконности или необоснованности постановления по делу об административном правонарушении ввиду следующих обстоятельств.
В силу пункта 1 части 1 статьи 25.11, части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ).
Частью 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 данного Кодекса. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором в порядке, установленном указанной статьей.
В ходе производства по настоящему делу заместителем прокурора Кировского района Санкт-Петербурга 20 августа 2023 года вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, которое отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и является допустимым доказательством по делу. Постановление содержит все сведения, перечисленные в части 2 статьи 28.2 данного Кодекса.
ФИО1 при вынесении прокурором постановления давала объяснения, получила копию постановления лично, последней были разъяснены права, предусмотренные статьями 24.4, 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем имеются собственноручные подписи ФИО1
В связи с изложенным довод о неизвещении ФИО1 прокурором Кировского района Санкт-Петербурга подлежит отклонению как несостоятельный и противоречащий материалам дела.
Несостоятельным также является довод о неизвещении ФИО1 о месте и времени рассмотрения дела судьей Кировского районного суда Санкт-Петербурга.
Так, в материалах дела имеются телеграммы, направленные в адрес лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, заблаговременно (л.д. 29), указанные телеграммы ФИО1 получены не были, что является способом реализации последней своих прав. Указанное извещение соответствует требованиям статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о неверном установлении места совершения вменяемого административного правонарушения подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм действующего российского законодательства.
В соответствии с частями 2,3 статьи 1.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.27.3 или 19.28 настоящего Кодекса, за пределами Российской Федерации, и лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.33 настоящего Кодекса, за пределами Российской Федерации, подлежат административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случаях, если указанные административные правонарушения направлены против интересов Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если указанные лица не были привлечены за соответствующие действия к уголовной или административной ответственности в иностранном государстве.
Административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является длящимся, в связи с чем, местом его совершения является место пресечения противоправной деятельности: <...>, каб. 41.
Нарушений Конституции Российской Федерации при рассмотрении дела в отношении ФИО1, а также норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы послужить основанием отмены постановления судьи, по делу не установлено.
Наказание ФИО1 определено в пределах санкции статьи 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями глав 3 и 4 данного Кодекса с учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, данных о личности виновного.
Оснований для признания назначенного административного наказания чрезмерно суровым не усматривается, поскольку оно согласуется с его предупредительными целями (ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также тяжести содеянного. Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью привлекаемого к административной ответственности физического лица.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
Таким образом, жалоба не содержит правовых оснований для отмены либо изменения обжалуемого постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
постановление судьи Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 26 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в порядке статей 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Исаева А.В.