ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-80/2022 от 04.07.2022 Псковского областного суда (Псковская область)

Судья Зубкова С.Г. № 5-80/2022

Дело № 5-80/2022

УИД 60RS0003-01-2022-000569-07

П С К О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Р Е Ш Е Н И Е

4 июля 2022 года гор. Псков

Судья Псковского областного суда Русакова О.С.,

при секретаре Ереминой Я.В.,

с участие прокурора Петровой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Гдовского районного суда Псковской области от 26 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, <данные изъяты> года рождения, уроженца <данные изъяты>, гражданина <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <данные изъяты>, депутата Собрания депутатов Гдовского района,

у с т а н о в и л :

постановлением судьи Гдовского районного суда Псковской области от 26 мая 2022 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа с применением частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ в размере 25000 рублей.

В жалобе, поданной в Псковский областной суд, ФИО1 ставит вопрос об отмене постановления районного суда, считая его незаконным и необоснованным, настаивая на том, что его высказывание в адрес ФИО2 не было выражено в неприличной форме, в том числе, оспаривает обоснованность выводов проведенного по делу лингвистического исследования.

В судебном заседании ФИО1 и его защитник поддержали доводы жалобы.

Потерпевший ФИО2 по данным доводам возражал.

Прокурор Петрова Н.М. в судебном заседании полагала, что дело об административном правонарушении было законно и обоснованно возбуждено прокурором, однако при судебном рассмотрении по делу допущено нарушение срока давности привлечения к административной ответственности ФИО1, который являясь депутатом представительного органа муниципального района, не относится к лицам, замещающим должности муниципальной службы, и соответственно к нему не может быть применена дисквалификация, в связи с чем применению подлежит общий срок давности привлечения к административной ответственности – 3 месяца.

Проверив материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему.

Частью 4 статьи 5.61 КоАП РФ установлена административная ответственность за оскорбление, совершенное лицом, замещающим государственную или муниципальную должность либо должность государственной гражданской или муниципальной службы, в связи с осуществлением своих полномочий (должностных обязанностей), что влечет наложение административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года.

Основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по части 4 статьи 5.61 КоАП РФ послужили изложенные в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и обжалуемом постановлении судьи районного суда выводы о том, что 1 февраля 2022 года в период времени с 11 часов 30 минут до 13 часов во время проведения 48-ой сессии Собрания депутатов Гдовского района ФИО1, являясь депутатом указанного представительного органа местного самоуправления, предварительно получив согласие исполняющего обязанности председателя представительного органа на выступление, в своем выступлении в присутствии иных лиц и в том числе ФИО2 среди прочего высказал в адрес последнего оскорбление, унижающее честь и достоинство ФИО2, выраженное в неприличной форме.

Нахожу, что постановление судьи районного суда подлежит отмене в связи со следующим.

В соответствии с абзацем 13 частью 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат – это член представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.

В соответствии с частью 1 статьи 34 названного Федерального закона представительный орган муниципального образования в обязательном порядке входит в структуру органов местного самоуправления, а его полномочия определены пунктами 10, 11 статьи 35 этого Закона.

В соответствии с частью 3 статьи 40 того же Федерального закона полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба – это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). На основании частей 1 и 2 статьи 6 данного Федерального закона должностью муниципальной службы признается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

Согласно постановлению территориальной избирательной комиссии Гдовского района от 26 ноября 2020 года № 91/552 на основании решения Собрания депутатов Гдовского района от 12 ноября 2020 года № 250 «О сложении полномочий депутата Собрания депутатов Гдовского района 6-го созыва ФИО3.» и решения Президиума Регионального политического совета Псковского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» № 29 от 19 ноября 2020 года вакантный депутатский мандат передан зарегистрированному кандидату единого списка кандидатов ФИО1, и он зарегистрирован депутатом Собрания депутатов Гдовского района 6-го созыва по единому избирательному округу.

В Реестре должностей муниципальной службы в Псковской области, установленном приложением 1 к Закону Псковской области от 2 февраля 2000 года № 68-оз «О Реестре должностей муниципальной службы в Псковской области и перечне выборных муниципальных должностей в Псковской области», должность депутата представительного органа муниципального образования (города, района) не поименована.

Согласно части 1 статьи 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальной службы, а также занимать руководящие должности в органах управления юридического лица.

Круг лиц, к которым может быть применена дисквалификация, установлен частью 3 названной статьи, и к их числу которых относятся лица, замещающие должности муниципальной службы.

В рассматриваемом случае дело об административном правонарушении возбуждено и постановление о назначении административного наказания вынесено в отношении депутата Собрания депутатов Гдовского района 6-го созыва ФИО1

Указанному лицу административное наказание в виде дисквалификации назначено быть не может, поскольку депутат представительного органа муниципального образования к лицам, замещающим должности муниципальной службы, не относится.

В соответствии с перечисленными нормами и с учетом положений части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности должностного лица, которое не может быть подвергнуто такому виду административного наказания как дисквалификация, за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.61 КоАП РФ, составляет три месяца.

Принимая во внимание дату вменяемого ФИО1 события административного правонарушения 1 февраля 2022 года, срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности истек 1 мая 2022 года.

Кроме того, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ установлено, что дела административных правонарушениях, влекущих дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.

Таким образом, указанные в части 1 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 5.61 КоАП РФ, влекущих дисквалификацию, подлежат рассмотрению судьями районных судов только в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы.

Должность депутата представительного органа муниципального образования к перечисленным в части 3 статьи 23.1 КоАП РФ не относится.

Таком образом, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.61 КоАП РФ, в отношении ФИО1 рассмотрено судьей Гдовского районного суда с нарушением правил подсудности и по истечении срока давности привлечения к административной ответственности.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

При таких обстоятельствах постановление судьи Гдовского районного суда Псковской области от 26 мая 2022 года, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.61 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья Псковского областного суда

Р Е Ш И Л :

постановление судьи Гдовского районного суда Псковской области от 26 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.61 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано, опротестовано путем подачи жалобы, принесения протеста непосредственно в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Псковского областного суда (подпись) О.С. Русакова

Копия верна.

Судья Псковского областного суда О.С. Русакова