Судья Щелчков А.А. Дело № 7-95/2023
(№5-829/2023)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Киров 28 декабря 2023 года
Судья Кировского областного суда Мазюта Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Шаклеина С.Г. на постановление судьи Первомайского районного суда г.Кирова от 25 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Алена» (далее – ООО «Алена»),
У С Т А Н О В И Л:
постановлением судьи Первомайского районного суда г. Кирова от 25 декабря 2023 года ООО «Алена» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации помещений танцевального (развлекательного) клуба «<данные изъяты>», расположенного по адресу: г.<адрес>, на срок 30 (тридцать суток).
Защитник Шаклеин С.Г. в жалобе, поданной в Кировский областной суд, ставит вопрос об отмене постановления с прекращением производства по делу на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено, или отменить постановление судьи и возвратить дело на новое рассмотрение в связи с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или изменить постановление судьи в части вида назначенного наказания, изменив его на административный штраф, не превышающий 80000 рублей. По мнению автора жалобы, при вынесении постановления не были выяснены и учтены все обстоятельства дела, в том числе активные действия юридического лица по устранению нарушений; имеющиеся в деле доказательства не подтверждают, что вмененные обществу нарушения создают угрозу жизни и здоровью граждан, охраняемым законом интересам, срок для устранения которых установлен до 01 февраля 2024 года; имеются достаточные основания для назначения наказания с применением части 1 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; вмененные обществу нарушения являются допустимым отступлением от нормативных требований, подтвержденных техническим отчетом. Также указывает, что постановление не содержит сведений об имени и фамилии судьи, его принявшем, о помещениях, эксплуатация которых должна быть приостановлена, отсутствуют их инвентарные и кадастровые номера, поскольку в юридической реальности не существует танцевального (развлекательного) клуба «<данные изъяты>», связь ООО «Алена» с данным объектом не установлена. Существенные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях усматривает в составлении протокола об административном правонарушении в отсутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, что является неустранимым нарушением. В неполучении протокола об административном правонарушении, неучастии при его составлении усматривает нарушение прав ООО «Алена».
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, законный представитель ООО «Алена» не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайство об отложении не заявлено.
В судебном заседании участвует защитник Шаклеин С.Г., представитель административного органа Халтурин С.А.
При таком положении нахожу возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, заслушав защитника Шаклеина С.Г., поддержавшего доводы жалобы, представителя административного органа Халтурина С.А. о законности постановления судьи, прихожу к следующему.
Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет административную ответственность по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
За повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, наступает административная ответственность по части 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.
В соответствии с частью 11 статьи 85 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-ФЗ) одним из требований к системам противодымной защиты зданий и сооружений является необходимость установки систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции, а также требования к составу, конструктивному исполнению, пожарно-техническим характеристикам, особенностям использования и последовательности включения элементов систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений определяются в зависимости от их функционального назначения и объемно-планировочных и конструктивных решений.
В соответствии с п.п. «ж» п.7.2 свода правил СП 7.13130 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требование пожарной безопасности» (далее СП 7.13130) удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции следует предусматривать из каждого помещения на этажах, сообщающихся с незадымляемыми лестничными клетками, или из каждого помещения без естественного проветривания при пожаре: с высокой плотностью пребывания людей; торговых залов; офисов; площадью 50 м2 и более с постоянными рабочими местами, предназначенного для хранения или использования горючих веществ и материалов; гардеробных площадью 200 м2 и более; автодорожных, кабельных, коммутационных с маслопроводами и технологических тоннелей, встроенно-пристроенных и сообщающихся с подземными этажами зданий различного назначения.
В соответствии с частью 8 статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ количество и ширина эвакуационных выходов из помещений с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуируемых через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.
В соответствии со Сводом Правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» при наличии двух и более эвакуационных выходов из помещения, этажа или здания должна обеспечиваться суммарная требуемая ширина всех выходов без учета каждого одного из них, принимая во внимание их рассредоточенность (п.4.2.17). Ширину эвакуационного выхода из залов без мест для зрителей следует определять по числу эвакуирующихся через этот выход людей согласно таблице 7, но не менее 1,2 м в залах вместимостью 50 и более человек (пункт 7.1.6). Для расчета параметров путей эвакуации и эвакуационных выходов, определения показателей пожарной опасности декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов в танцевальных залах вместимость залов следует принимать из расчета 1,35 м2 площади зала на 1 человека (п. 7.4.1).
В соответствии со статьей 82 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций (часть 2). Кабели, прокладываемые открыто, должны быть не распространяющими горение (часть 8).
В соответствии с частью 1 статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
В соответствии с п. 4.2.19 СП 1.13130 ширина эвакуационных выходов должна быть, как правило, не менее 0,8 м. Из технических помещений и кладовых площадью не более 20 м2 без постоянных рабочих мест, туалетных и душевых кабин, санузлов, а также из помещений с одиночными рабочими местами, допускается предусматривать эвакуационные выходы шириной не менее 0,6 м. Минимальная ширина эвакуационных выходов из помещений и зданий, при числе эвакуирующихся через указанные выходы более 50 человек, должна быть не менее 1,2 м.
Как следует из материалов дела, при проведении внеплановой выездной проверки в период с 07 ноября 2023 года по 16 ноября 2023 года установлено, что ООО «Алена» (№) в помещении танцевального клуба «<данные изъяты>» по адресу: гор.<адрес> отнесенного к категории значительного риска, повторно допущены нарушения требований пожарной безопасности, выражающиеся в необеспечении работоспособности и исправности систем противодымной защиты, необеспечении работоспособности и исправности электроустановок и электрооборудования, несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, а именно:
1. в нарушение части 11 статьи 85 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ, п.п. «ж» п.7.2 СП 7.13130 не предусмотрено удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции из помещения клуба без естественного проветривания при пожаре;
2. в нарушение части 8 статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ, п.4.2.17, п.7.1.6, п.7.4.1 СП 1.13130 при наличии двух эвакуационных выходов из помещения танцевального зала на втором этаже (помещение № по техпаспорту) не обеспечивается суммарная требуемая ширина всех выходов без учета каждого одного из них, принимая во внимание их рассредоточенность. При площади зала 236,1 кв.м. суммарная ширина эвакуационных выходов без учета каждого одного из них должна составлять не менее 3,15 м, при этом ширина выхода из танцевального зала в помещении № составляет 0,9м, ширина выхода из танцевального зала на лестничную клетку (помещение № по техпаспорту) составляет 1,2м;
3. в нарушение частей 2,8 статьи 82 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ, п.4.1, п.п.5.1-5.11, таблицы 1 и 2 ГОСТ 31565-2012 «Кабельные изделия, требования пожарной безопасности» во внутренних электроустановках объекта вся открыто проложенная кабельная продукция (220В) применена марок ПВС, ВВГ, ВВГ-П, ПуГВВ, ШВВП,КГВВ-П, КГ-ХЛ 2021-2023 годов выпуска с маркировкой нг(А)-LS, нг (А), а также без маркировки по пожарной опасности, вместо требуемой кабельной продукции с маркировкой нг (…)-HF. Кабельная продукция проложена групповым способов в ПВХ кабель-каналах и ПВХ гофрированных трубах, а также открытым способом по строительным конструкциям;
4. в нарушение части 1 статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ, п.4.2.19 СП 1.13130 ширина эвакуационного выхода из помещения № по техпаспорту (гардероб) составляет 0,71 м вместо требуемых не менее 0,8 м.
Данные обстоятельства подтверждаются
-выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее - ЕГРН), согласно которой собственником объекта по адресу: г.<адрес> является ООО «<данные изъяты>» (л.д.7-10);
-договором аренды нежилых помещений № от 01 мая 2023 года, согласно которому ООО «<данные изъяты>» передает в аренду ООО «Алена» нежилые помещения площадью 319,3 кв.м., номера помещений №,№ (согласно техническому паспорту на здание южной бани), расположенные на 1 этаже и нежилые помещения общей площадью 389,5 кв.м, номера помещений 35-50 (согласно техническому паспорту на здание южной бани), расположенные на втором этаже в здании южной бани площадью 1814,6 кв.м. по адресу: <адрес> (л.д.11-13);
- решением заместителя начальника ОНДПР г.Кирова ФИО5 о проведении выездной проверки от 25 октября 2023 года в связи с наступлением срока 01 октября 2023 года для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 24 июля 2023 года (л.д.14-15);
- решением прокурора о согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия от 01 ноября 2023 года (л.д.16);
- протоколом осмотра кафе-клуба «<данные изъяты>», расположенного по адресу: г.<адрес> года, согласно которому при осмотре помещения клуба присутствовал представитель ООО «Алена» Шаклеин С.Г. (л.д.17-18);
- актом выездной проверки от 16 ноября 2023 года, копия которого направлена посредством электронной почты юридическому лицу (л.д.21-23);
- предписанием об устранении нарушений обязательных требований в адрес ООО «Алена» от 16 ноября 2023 года (л.д.24-25);
- постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Кирова по пожарному надзору от 25 августа 2023 года о привлечении ООО «Алена» к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление вступило в законную силу 18 сентября 2023 года, назначенный административный штраф оплачен. (л.д.26-30);
- протоколом об административном правонарушении № от 05 декабря 2023 года (л.д.4-5), иными материалами. Оценив доказательства на предмет достоверности, допустимости, относимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда пришел к выводу о доказанности совершения ООО «Алена» административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований не согласиться выводами судьи районного суда не усматриваю, в том числе с учетом материалов, представленных при рассмотрении настоящей жалобы.
В соответствии с положениями статей 606,615 Гражданского кодекса Российской Федерации к лицам, уполномоченным владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом ( в ограниченном виде) относятся, в том числе, и арендаторы. Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности лежит как на собственнике имущества, так и на лицах, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, то есть таким лицом может быть как арендодатель, так и арендатор.
Так, согласно представлению о проведении контрольного (надзорного) мероприятия факт передачи нежилых помещений по адресу: г.<адрес> ООО «<данные изъяты> ООО «Алена» на период с 01 мая 2023 года по 30 апреля 2028 года был установлен по представленным собственником здания сведениям (ООО «<данные изъяты>»). (л.д.128-134)
Согласно договору аренды от 01 мая 2023 года, который уже представлен представителем ООО «Алена» по требованию должностного лица административного органа от 13 июля 2023 года, ООО «Алена» обязано обеспечивать сохранность и содержать арендуемые помещения в надлежащем противопожарном состоянии (п.2.2.8); соблюдать противопожарные нормы, предъявляемые к помещению в соответствии с его назначением и видом деятельности арендатора (п.<дата>). (л.д.11-12,136)
Данная обязанность подтверждается также требованием директора ООО «<данные изъяты>» от 12 июля 2023 года в адрес директора ООО «Алена» о необходимости выполнении требований пожарного законодательства. (л.д.135)
Кроме того, с 01 мая 2023 года директором ООО «Алена» издавались приказы в целях исполнения пожарного законодательства, утверждалась инструкция по пожарной безопасности для эксплуатации помещений ООО «Алена», расположенных по адресу: г.<адрес> иные документы. (л.д.136-169) Сведений о том, что в помещениях клуба осуществляет деятельность иное юридическое лицо, от ООО «Алена» в административный орган, судье районного суда не поступало, до 18 декабря 2023 года сведений об этом не имелось и в ЕГРН. (л.д.7-10,172-176)
24 июля 2023 года ООО «Алена» выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований в помещениях клуба, расположенного по адресу: <адрес>, в срок до 01 октября 2023 года (38 нарушений). (л.д.124-126) Факт исполнения именно ООО «Алена» предписания в части защитником не оспаривается.
Инкриминируемые обществу нарушения на момент выездной проверки не были устранены.
Следовательно, субъект административного правонарушения определен верно.
Представленные защитником при рассмотрении настоящей жалобы договоры субаренды от 06 декабря 2023 года, согласно которым помещения, находящиеся в аренде ООО «Алена» по договору от 01 мая 2023 года, переданы в субаренду ООО <данные изъяты> не могут быть отнесены к обстоятельству, исключающему административную ответственность ООО «Алена». (л.д.177,178) Следует отметить, что заключение названных договоров имело место после проведения проверки, о результатах которых обществу было достоверно известно, после составления протокола об административном правонарушении.
Технический отчет ООО «<данные изъяты> без даты, представленный должностному лицу в рамках проверки, был проверен и не принят во внимание с приведением мотивов в акте выездной проверки. В частности, установлено несоответствие в исходных данных, параметров и характеристик объекта, которые учитываются в расчете по оценке пожарного риска, фактическим данным, полученным в ходе его обследования, а также несоответствие требованиям, установленным Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска. (л.д.22-23,68-93)
Технический отчет ООО «<данные изъяты>» без даты, представленный после вынесения постановления, не опровергает выводы судьи, изложенные в постановлении. (л.д.94-115) Данный отчет подлежит проверке и оценке с привлечением специалиста в рамках исполнения оспариваемого постановления для рассмотрения вопроса о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
В соответствии с положениями части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Деяние общества квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации и законодательства о пожарной безопасности.
Наличие предписания от 16 ноября 2023 года об устранении нарушений обязательных требований до 01 февраля 2024 года, устранение значительного количества нарушений по предписанию от 24 июля 2023 года не влияет на квалификацию совершенного обществом деяния.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении направлено ООО «Алена» заказным почтовым отправлением, которое возвращено в административный орган в связи с истечением срока хранения. (л.д.1,2)
Копия протокола об административном правонарушении также направлена на юридический адрес ООО «Алена» почтовым заказным отправлением, которое не получено представителями общества. (л.д.127)
Нарушение требований статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по извещению лиц, участвующих в деле, требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судьей районного суда обстоятельств правовым основанием к отмене постановления не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено обществу с соблюдением требований статей 3.1, 3.12, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Материалами дела достоверно подтверждено, что помещения в здании по <адрес>, переданные по договору аренды ООО «Алена», используются как единый объект - развлекательный (танцевальный) клуб «<данные изъяты>», где регулярно допускается массовое пребывание людей, в связи с чем выявленные нарушения требований пожарного законодательства создают риск возникновения угрозы жизни и здоровью граждан, охраняемым законом интересов. (л.д.19,128-134)
Допущенные обществом нарушения исключают эксплуатацию всех помещений танцевального (развлекательного) клуба, переданных ООО «Алена» по договору аренды.
При таких обстоятельствах оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначения административного наказания в виде административного штрафа не усматриваю.
Постановление судьи отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе, содержит полные сведения относительно судьи, вынесшего постановление, а также назначенного административного наказания. Постановление направлено для исполнения 25 декабря 2023 года в ОСП по Первомайскому району г.Кирова ГУФССП России по Кировской области в связи с немедленным исполнением, вопросов по исполнению постановления не поступало.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену постановления судьи, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Первомайского районного суда г.Кирова от 25 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Алена» оставить без изменения, жалобу Шаклеина С.Г. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Кировского областного суда Т.Н. Мазюта