ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-82/2017 от 21.06.2017 Металлургического районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 5-82/2017

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении.

21 июня 2017 года г. Челябинск

Судья Металлургического районного суда г. Челябинска Сиротин В.А.,

с участием:

представителей ОАО «НЕКК» - ФИО1, ФИО2,

представителей Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3 и ФИО4,

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица открытого акционерного общества «НЕКК», расположенного по адресу: <...> «а», ИНН <***>, ОГРН <***>

обвиняемого в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

в период с 24 апреля 2017 года по 10 мая 2017 года проведения плановой выездной проверки соблюдения требований промышленной безопасности открытого акционерного общества «НЕКК» (далее по тексту ОАО «НЕКК»), расположенного по адресу: <...> «а», проведенной Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, были выявлены нарушения требований промышленной безопасности, при эксплуатации опасного производственного объекта «Площадка цеха химического производства» (регистрационный номер А56-00495-0004, II класс опасности), а именно:

1. не обеспечено подтверждение соответствия построенного ОПО «Площадка химического производства»: Установка по производству медного купороса инв. № 9925; Участок растворения медных гранул инв. № 8793; Участок вакуумной кристаллизации инв. № 8792; Участок рассева медного купороса инв. № 8790; Участок хранения готовой продукции; требованиям технических регламентов и проектной документации, путем получения заключения уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (нарушены требования, установленные ч. 3_1 ст. 8 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года – далее по тексту ФЗ № 116);

2. не обеспечена герметичность технологической системы, путем установки крышки, обеспечивающей герметичность и исключающей возможность испарения химически опасных веществ, на сборнике фугата Е13 (нарушены требования, установленные: ч. ст. 9 ФЗ № 116, п. 44 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 ноября 2013 года № 559 – далее по тексту Правила);

3. не обеспечена герметичность технологических систем – имеются проливы технологических районов в районе емкости поз. Б-23 (нарушены требования, установленные: ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116, п. 44 Правил);

4. не обеспечена безопасность технологической системы – насос Н16-1 не закреплен к основанию болтами, отверстия на насосе и электродвигателе не совпадают с закладными в основании (нарушены требования, установленные: ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 40 Правил, п. 27 Приложения № 1 к Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» ТР ТС 010/2011, утв. решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года № 823 – далее Приложение № 1);

5. не обеспечена безопасность технологической системы – насос Н16-2 не закреплен к основанию болтами, отверстия на насосе и электродвигателе не совпадают с закладными в основании (нарушены требования, установленные: ч. 1 ст. 9 ФЗ 116, п. 40 Правил, п. 27 Приложения № 1);

6. существующая технологическая схема не обеспечивает герметичность технологической системы, отсутствует схема, предусматривающая переключение потоков между линиями Л-68, 69, 71, 74, 75. Переключение осуществляется путем отцепления и подцепления фланцев трубопроводов, при этом не отглушаются и не закрепляются расцепленные фланцы (нарушены требования, установленные: ч. 1 ст. 9 ФЗ 116, п. 44 Правил);

7. существующая технологическая схема не обеспечивает герметичность технологической системы, схема промывки кристаллизатора поз. А 2-1 включает пластиковую трубу для сброса, через которую технологические растворы сбрасываются на площадку нижнего этажа (нарушены требования, установленные: ч. 1 ст. 9 ФЗ 116, п. 44 Правил);

8. существующая технологическая схема не обеспечивает герметичность технологической системы, схема промывки кристаллизатора поз. А 2-2 включает пластиковую трубу для сброса, через которую технологические растворы сбрасываются на площадку нижнего этажа (нарушены требования, установленные: ч. 1 ст. 9 ФЗ 116, п. 44 Правил);

9. существующая технологическая схема не обеспечивает герметичность технологической системы, схема включает пластиковую трубу для сброса, переливов из емкости поз. Б-4, через которую технологические растворы сбрасываются на площадку нижнего этажа (нарушены требования, установленные: ч. 1 ст. 9 ФЗ 116, п. 44 Правил);

10. отсутствует сигнализация о неисправной работе вентиляционной системы на ОПО «Площадка цеха химического производства» ОАО «НЕКК» (нарушены требования, установленные: ч. 1 ст. 9 ФЗ 116, п. 345 Правил);

11. отсутствует средства автоматического включения аварийной вентиляции при превышении ПДК на ОПО «Площадка цеха химического производства» ОАО «НЕКК» (нарушены требования, установленные: ч. 1 ст. 9 ФЗ 116, п. 344 Правил);

12. на ОПО «Площадка цеха химического производства» отсутствуют средства автоматического непрерывного газового контроля и анализа с сигнализацией, срабатывающей при достижении предельно допустимых величин и с выдачей сигналов в систему ПАЗ. При этом все случаи загазованности должны регистрироваться приборами с автоматической записью и документироваться (нарушены требования, установленные: ч. 1 ст. 9 ФЗ 116, п.п. 101, 345 Правил), тем самым юридическое лицо ОАО «НЕКК» совершило правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

В судебном заседании представители ОАО «НЕКК» вину юридического лица в совершении правонарушения признали в части, представили возражения на протокол об административном правонарушении, в которых указали, что указанные в п.п. 1, 2, 6-12 протокола об административном правонарушении, нарушения Закона ОАО «НЕКК» не совершались, в действиях юридического лица, в части нарушений положений Закона, изложенных в п.п. 1, 2, 6-12 Протокола. отсутствует состав административного правонарушения, поскольку:

п. № 1 –

1) – ч. 3.1 ст. 7 ФЗ № 116 предусматривают требования к техническим устройствам, применяемым на опасных производственных объектах. Требования данной статьи не могут быть применены к опасному производственному объекту «Площадка цеха химического производства». Указанные в данном пункте предписания ОПО - «Площадка химического производства» объекты являются производственным оборудованием, которое располагается в нежилом здании - цехе защитных покрытий;

2) ОПО «Площадка химического производства» в составе технологических участков: Установка по производству медного купороса инв. № 9925; Участок растворения медных гранул инв. № 8793; Участок вакуумной кристаллизации инв. № 8792; Участок рассева медного купороса инв. № 8790; Участок хранения готовой продукции; вводились в эксплуатацию как оборудование (составляющее часть опасного производственного объекта) поэтапно, в результате технического перевооружения здания «цеха защитных покрытий». Статья 3.1. ФЗ-№ 116 предусматривает получение «заключения уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора.. .», в случае если происходит строительство нового объекта или реконструкция ОПО. В данном случае ни строительства, ни
реконструкции ОПО в понимании ст. 1 п.14 Градостроительного кодекса Российской Федерации не производилось, следовательно, нормы ст. 7 п. 3.1. применению к данной ситуации не подлежат;

3) на все технологические участки цеха химического производства имеется необходимая проектно - конструкторская документация. Учитывая, что как здание – цех защитных покрытий, так и оборудование
(участки цеха) на момент ввода в эксплуатацию (здание цех защитных
покрытий 2000 год; оборудование 2005 – 2015 года) не являлись ОПО и не входили в состав опасного производственного объекта. Указанные объекты были построены и введены в эксплуатацию до момента введения
в действие положений ФЗ «О промышленной безопасности» о включении их в перечень ОПО. До момента вступления в силу изменений в Законе заключение уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не требовалось;

4) в августе 2016 года, после включения в состав ОПО «Площадка химического производства» в составе технологических участков: Установка по производству медного купороса инв. № 9925; Участок растворения медных гранул инв. № 8793; Участок вакуумной кристаллизации инв. № 8792; Участок рассева медного купороса инв. № 8790; Участок хранения готовой продукции; в установленном требованиями ст. 8 ФЗ № 116 разработана документация на техническое перевооружение ОПО «Площадка химического производства» шифр П11 2016, ООО «ПромПроект», Документация на техническое перевооружение в установленном порядке прошла экспертизу промышленной безопасности, заключения зарегистрированы Уральским управлением Ростехнадзора, рег№№.56-ТП-18236-2016.

- п. № 2 – паспортом завода-изготовителя ООО «ТехПромСервис» емкости Е13 крышка не предусмотрена, производитель гарантирует безопасность эксплуатации технического устройства. Емкость прошла экспертизу промышленной безопасности, с учетом физико-химических свойств рабочей среды - фугата, низким содержанием не более 80 г/л медного купороса и не более 150 г/л серной кислоты и следовательно отсутствием возможности их испарения из раствора фугата, эксплуатация сборника фугата Е13 без крышки допустима (заключение per. № 56-ТУ-15946-2016 от 29 ноября 2016 года зарегистрировано в Ростехнадзоре).

- п. № 6 – при ведении технологического процесса в нормальном режиме на участке УПВП отсутствует необходимость переключения потоков между линиями Л - 68, 69, 71, 74, 75, то есть обеспечивается герметичность технологической системы, переключением от коллекторов насосов поз. НЗ-3, НЗ-4 указанных технологических потоков продукционных растворов выполняется только при остановленном технологическом процессе на участке УПВП в случае проведения ремонтов, ревизии, испытаний участков технологических трубопроводов и запорной арматуры, или в аварийных случаях согласно оперативной части ПЛА. Герметичность при выполнении освобождения и промывки технологических линий, остановленных на ремонт и техническое обслуживание, требованиями раздела XI «Требования к обслуживанию и ремонту технологического оборудования и трубопроводов химически опасных производственных объектов» ФНП ХОПО не предусмотрена, эти работы выполняются с учетом требований безопасности, предусмотренных инструкцией по газоопасным работам.

- п. № 7 – при ведении технологического процесса в нормальном режиме технологическая обвязка кристаллизаторов поз.А2-1, А2-2 обеспечивает герметичность технологической системы на участке УПВП. Только при остановленном технологическом процессе на участке УПВП аппараты с химически опасными веществами - кристаллизаторы поз.А2-1, А2-2 подвергаются промывке (при подготовке к техническому обслуживанию, ремонту, техническому - Диагностированию технического устройства) и указанная пластиковая труба оказывается задействованной для отвода конденсата.

- п. № 8 – пластиковая труба не является частью основного технологического оборудования и частью действующей технологической схемы, она служит для дополнительной защиты персонала при выполнении очистки или ремонтных работ на кристаллизаторах, соответственно не требуется герметичности пластиковой трубы для промывки и сброса промывных вод в кислотостойкий поддон УПВП. Кислотостойкий поддон, в который могут сбрасываться промывные воды или технологические растворы из емкостного оборудования УПВП в аварийных случаях выполнен согласно требованиям п. 159 ФНП ХОПО, обеспечивает ограничение площади пролива и защиту персонала при аварийном разрушении оборудования и безопасность ведения технологического процесса на участке УПВП.

- п. 9 – емкость поз.Б-4 является аварийной, то есть при ведении технологического процесса на участке УРМГ в нормальном режиме не используется, то есть при эксплуатации технологической системы на участке УРМГ обеспечивается герметичность процесса. Пластиковая переливная труба емкости поз.Б-4 используется только для сброса промывных вод при остановленном технологическом процессе на участке УРМГ в случае необходимости технического обслуживания, ремонта, технического диагностирования технического устройства. Пластиковая труба не является частью основного технологического оборудования и частью действующей технологической схемы, она служит для дополнительной защиты персонала при выполнении ремонтных работ, соответственно не требуется герметичности пластиковой трубы для сброса, переливов из емкости поз. Б-4 в кислотостойкий поддон УРМГ. Кислотостойкий поддон, в который могут сбрасываться переливы из емкости поз. Б-4 и другого емкостного оборудования УРМГ в аварийных случаях выполнен согласно требованиям п. 159 ФНП ХОПО, обеспечивает ограничение площади пролива и защиту персонала при аварийном разрушении оборудования и безопасность ведения технологического процесса на участке УРМГ.

- п. № 10 – в апреле 2016 года в соответствии с требованиями п. 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов» на химически опасных производственных объектах ОАО «НЕКК» было проведено комплексное обследование с целью выявления приведения их в соответствие с требованиями действующих правил. Согласно разработанной в 2016 году ДПБ ОПО - «Площадка цеха химического производства» ОАО «НЕКК», п. 3.1.7, таблица 22, строка 4 - указанное нарушение выявлено при проведении комплексного обследования ХОПО и при разработке ДПБ, определены мероприятия по его устранению - разработана документация на техническое перевооружение, проведена ее экспертиза промышленной безопасности, рег.№56-ТП-18236-2016 от 28 декабря 2016 года, монтаж оборудования сигнализации о работе систем вентиляции запланирован до 30 декабря 2017 года, что не противоречит требованиям п. 5 ХОПО. ДПБ в установленном порядке прошла экспертизу промышленной безопасности положительное заключение зарегистрировано 29 сентября 16 года Уральским управлением Ростехнадзора регистрационный № 56-ДБ-13872-2016 ДПБ зарегистрирована Центральным аппаратом Ростехнадзора регистрационный № 16-16(00).0590-00-ДР. Центральным аппаратом Ростехнадзора не предписано требование о необходимости выполнения ОАО «НЕКК» мероприятий по монтажу оборудования сигнализации о работе систем вентиляции в срок ранее – 30 декабря 2017 года.

- п. № 11 – в цехе химического производства не требуется обязательной системы аварийной вентиляции согласно п. 7.6.1 СП 60.13330.2012, так как с учетом технологического оборудования, используемого в цехе химического производства, невозможно внезапное поступление в производственное помещение вредных или горючих газов, паров или аэрозолей, на объекте предусмотрены системы приточно-вытяжной вентиляции и системы аспирации (местные вентиляционные системы, для удаления веществ II классов опасности) для обеспечения надежного и эффективного воздухообмена в помещении цеха. ОАО «НЕКК» согласно п.п.341, 342, 343, 344 ФНП ХОПО обеспечена безопасная эксплуатация, обслуживание, ремонт, и регулярно проведение инструментальной проверки на эффективность работы систем вентиляции согласно инструкции №9-ПБ по эксплуатации систем вентиляции ОАО «НЕКК».

- п. № 12 – в апреле 2016 года в соответствии с требованиями п. 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов» на химически опасных производственных объектах ОАО «НЕКК» было проведено комплексное обследование с целью выявления приведения их в соответствие с требованиями действующих правил. Согласно разработанной в 2016 году ДПБ ОПО - «Площадка цеха химического производства» ОАО «НЕКК», п. 3.1.7, таблица 22, строка 1 - указанное нарушение выявлено при проведении комплексного обследования ХОПО и при разработке ДПБ, определены мероприятия по его устранению – разработана документация на техническое перевооружение, проведена ее экспертиза промышленной безопасности, регистрационный № 56-ТП-18236-2016 от 28 декабря 2016 года, монтаж оборудования контроля загазованности с сигнализацией по ПДК запланирован до 30 декабря 2017 года, что не противоречит требованиям п. 5 ХОПО. ДПБ в установленном порядке прошла экспертизу промышленной безопасности, положительное заключение зарегистрировано 29 сентября 2016 года Уральским управлением Ростехнадзора регистрационный № 56-ДБ-13872-2016 ДПБ зарегистрирована Центральным аппаратом Ростехнадзора регистрационный №16-16(00).0590-00-ДР Центральным аппаратом Ростехнадзора не предписана требование о необходимости выполнения ОАО «НЕКК» мероприятий по монтажу оборудования контроля загазованности с сигнализацией по ПДК в срок ранее – 30 декабря 2017 года.

Нарушения, указанные в п.п. 3-5 протокола об административном правонарушении признают, по данным нарушениям ведется работа с целью их устранения.

Представитель юридического лица ФИО2 в судебном заседании также дополнил, что в случае признания ОАО «НЕКК» виновным в совершении инкриминируемого административного правонарушения, не возражают относительно административного наказания в виде приостановления деятельности, однако просит назначить меньший срок, нежели запрашиваемый проверяющим органом.

Представители Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору указали, что в ходе проведения проверки юридического лица ОАО «НЕКК», осуществляющего свою деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта II класса опасности - «Площадка химического производства», были выявлены нарушения требований в области промышленной безопасности. Представили письменное мнение по данному административному правонарушению.

Свидетель Ю.Е.И. пояснила, что действительно имеются сливные трубы (п.п. 7, 8, 9), которые не предусмотрены осматриваемыми объектами, однако данные сливные трубы предназначены для сброса воды на площадку нижнего этажа, но никак для опасных отходов. По п. 6 – данные потоки не находятся в непосредственном взаимодействии с системой, а переключаются вручную, и при данном переключении, отсутствует какая-либо опасность. В настоящее время имеется план работ по установлению сигнализации, однако имеется локальная сигнализация у каждого оператора (п. 10). В цехе имеется общая вентиляция, которой достаточно для осуществления трудовой деятельности, аварийная вентиляция не предусмотрена (п. 11), аналогично и по п. 12.

Заслушав лиц участвующих в деле, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

Заслушав лиц участвующих в деле, суд считает, что факт дорожно-транспортного происшествия и вина ОАО «НЕКК» в совершении административного правонарушения бесспорно установлены в судебном заседании, что подтверждается:

- распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки ОАО «НЕКК» от 06 апреля 2017 года № Ч-1561-р;

- выпиской из протокола № 8 Заседания членов Совета директоров ОАО «НЕКК» от 28 июля 2014 года;

- копией Устава общества (с изменениями) 2012, 2013, 2014 годов;

- копией свидетельства о государственной регистрации юридического лица от 19 мая 2008 года № 004898700;

- копией технического регламента от 16 ноября 2017 года № ТР 001-01-2016;

- копией Паспорта безопасности химической продукции от 14 марта 2016 года № 12601934.21.41283;

- актом проверки юридического лица ОАО «НЕКК» от 10 мая 2017 года № Ч-1561 с фиксацией выявленных нарушений, допущенных юридическим лицом ОАО «НЕКК» в области промышленной безопасности;

- предписания об устранении нарушений от 10 мая 2017 года № Ч-1561;

- фотоснимками выявленных нарушений в области промышленной безопасности, допущенных юридического лица ОАО «НЕКК»;

- протоколом об административном правонарушении № 40 от 01 июня 2017 года с указанием фактических обстоятельств правонарушения, совершенного ОАО «НЕКК», представитель которого при составлении протокола указал, что с правонарушением не согласен. Протокол составлен надлежащим лицом – государственным инспектором Челябинского отдела по надзору в химической промышленности и на предприятиях по хранению и переработке растительного сырья ФИО4

Указанные доказательства являются допустимыми, относятся к настоящему делу и в своей совокупности достаточны для вывода о наличии в действиях юридического лица ОАО «НЕКК» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ – нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В судебном заседании было достоверно установлено, что в период с 24 апреля 2017 года по 10 мая 2017 года проведения плановой выездной проверки соблюдения требований промышленной безопасности ОАО «НЕКК», расположенного по адресу: <...> «а», проведенной Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, были выявлены нарушения требований промышленной безопасности, при эксплуатации опасного производственного объекта «Площадка цеха химического производства» (регистрационный номер А56-00495-0004, II класс опасности), всего в количестве 12 нарушений.

Федеральным законом № 116-ФЗ определено, что положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

В судебном заседании было убедительно установлено, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации опасных производственных объектов рег. № А56-00495-0004 ОАО «НЕКК» является организацией эксплуатирующей опасный производственный объект высокой опасности.

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона № 116-ФЗ, к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.

В соответствии со ст. 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Как закреплено в ч. 1 ст. 3 Закона № 116-ФЗ, требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Федеральный закон, имеющий прямое действие на всей территории Российской Федерации, которым установлены требования и обязанности в отношении организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, обязал последних обеспечить соблюдение требований промышленной безопасности, установленных федеральным законом № 116-ФЗ, а также Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

В соответствии с ч. 3.1 ст.8 Федерального закона № 116-ФЗ соответствие построенных, реконструированных опасных производственных объектов требованиям технических регламентов и проектной документации, устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В нарушение установленных требований, в ходе судебного заседания было установлено, что ОАО «НЕКК» не обеспечено подтверждение соответствия построенного ОПО «Площадка химического производства»: Установка по производству медного купороса инв. № 9925; Участок растворения медных гранул инв. № 8793; Участок вакуумной кристаллизации инв. № 8792; Участок рассева медного купороса инв. № 8790; Участок хранения готовой продукции; требованиям технических регламентов и проектной документации, путем получения заключения уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Приказом Ростехнадзора от 21 ноября 2013 года N 559 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов», в соответствии с п. 1 которых установлено, что настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов» (далее - Правила) устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на химически опасных производственных объектах (ХОПО), на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются токсичные, высокотоксичные и представляющие опасность для окружающей среды химически опасные вещества (далее - химически опасные вещества).

В соответствии с п. 44 Правил химико-технологические системы должны быть герметичными.

В нарушение установленных требований, было установлено, что не обеспечена герметичность технологической системы на сборнике фугата Е13, а также технологических систем – имеются проливы технологических районов в районе емкости поз. Б-23.

В соответствии с п. 40 Правил монтаж технологического оборудования, машин и трубопроводов следует производить в соответствии с технической документацией на ХОПО, требованиями технических регламентов и других нормативных правовых актов в области промышленной безопасности.

Согласно п. 27 приложения № 1 к Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» ТР ТС 010/2011, который в силу ч. 2 ст. 1 устанавливает минимально необходимые требования безопасности машин и (или) оборудования при разработке (проектировании), изготовлении, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, транспортировании, реализации и утилизации в целях защиты жизни или здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, машина и (или) оборудование должны быть устойчивы в предусматриваемых рабочих условиях, обеспечивая использование без опасности их опрокидывания, падения или неожиданного перемещения.

В нарушение указанных требований ОАО «НЕКК» не обеспечена безопасность технологической системы: насосы Н16-1 и Н16-2 – не закреплены к основаниям болтами, отверстия на насосах и электродвигателях не совпадают с закладными в основаниях, что подтверждается фотоматериалами.

В соответствии с п. 44 Правил химико-технологические системы должны быть герметичными.

В нарушение установленных требований, было установлено, что:

- существующая технологическая схема не обеспечивает герметичность технологической системы, отсутствует схема, предусматривающая переключение потоков между линиями Л-68,69, 71, 74, 75;

- существующая технологическая схема не обеспечивает герметичность технологической системы, схема промывки кристаллизаторов поз. А 2-1, А 2-2, емкости Б-4, включают пластиковые трубы для сброса, через которую технологические растворы сбрасываются на площадку нижнего этажа.

В силу п. 345 Правил в помещениях управления и производственных помещениях должна быть предусмотрена сигнализация о неисправной работе вентиляционных систем.

В нарушение установленных требований, на ОПО «Площадка цеха химического производства» ОАО «НЕКК» отсутствует сигнализация о неисправной работе вентиляционной системы.

Согласно п. 344 Правил системы аварийной вентиляции должны быть оснащены средствами их автоматического включения при срабатывании установленных в помещении газоанализаторов при превышении ПДК вредных веществ.

В нарушение требований Правил, на ОПО «Площадка цеха химического производства» ОАО «НЕКК» отсутствует средства автоматического включения аварийной вентиляции при превышении ПДК.

В соответствии с п. 101 Правил для контроля загазованности по предельно допустимой концентрации (ПДК) в производственных помещениях, рабочей зоне открытых наружных установок ХОПО должны быть предусмотрены средства автоматического непрерывного газового контроля и анализа с сигнализацией, срабатывающей при достижении предельно допустимых величин и с выдачей сигналов в систему ПАЗ. При этом все случаи загазованности должны регистрироваться приборами с автоматической записью и документироваться.

Как было установлено, на ОПО «Площадка цеха химического производства» отсутствуют средства автоматического непрерывного газового контроля и анализа с сигнализацией, срабатывающей при достижении предельно допустимых величин и с выдачей сигналов в систему ПАЗ. При этом все случаи загазованности должны регистрироваться приборами с автоматической записью и документироваться.

Обстоятельства совершения ОАО «НЕКК» указанного правонарушения подтверждаются не только материалами дела и пояснениями представителей Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, но также в части не отрицается и представителями юридического лица, и не вызывает у судьи сомнений.

В данном случае у ОАО «НЕКК» имелась возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства путем соблюдения правил и норм, установленных требованиями технических регламентов, правил, других нормативных документов в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта.

Доводы представителей юридического лица ОАО «НЕКК» о непризнании п.п. 1, 2, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 опровергаются в полном объеме представленными материалами дела, согласно которых при проверке указанного юридического лица были выявленные зафиксированные в акте проверки нарушения требований промышленной безопасности, что также подтверждается и пояснениями должностных лиц, выявивших указанные нарушения.

Судья приходит к убеждению, что указанная позиция представителей юридического лица является позицией защиты в целях смягчения либо умаления допущенных нарушений требований промышленной безопасности, поскольку данное противоречит действующему законодательству, регулирующему правоотношения в области промышленной безопасности, которые в настоящем случае, юридическое лицо ОАО «НЕКК» неукоснительно, без каких-либо отступлений и самовольного интерпретирования, обязано соблюдать.

Доказательств, подтверждающих наличие объективных препятствий, помешавших исполнению требований законодательства в области промышленной безопасности, в судебное заседание представлено не было.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено, добытые по делу доказательства получены с соблюдением требований ст. 26.2 КоАП РФ, являются вполне достаточными и допустимыми для выводов о виновности ОАО «НЕКК» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

При назначении наказания ОАО «НЕКК» учитывает имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства совершения административного правонарушения.

Смягчающим наказание обстоятельством является частичное признание своей вины.

Кроме того учитывается, что допущенные ОАО «НЕКК» нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта «Площадка цеха химического производства» создают непосредственную угрозу жизни и здоровью работников предприятия, а также имеется риск возникновения техногенной катастрофы, так как указанный объект является опасным производственным объектом высокой опасности в связи с наличием токсичных веществ, представляющих опасность как для человека, в том числе летальный исход, так и для окружающей среды, в связи с чем, дальнейшая эксплуатация опасного производственного объекта «Площадка цеха химического производства» ОАО «НЕКК» является небезопасной, судья считает необходимым назначить ОАО «НЕКК» наказание в виде административного приостановления деятельности в части эксплуатации: опасного производственного объекта «Площадка цеха химического производства», расположенного по адресу: 454038, <...> «а», поскольку такой вид наказания будет отвечать целям наказания и предупреждению совершения новых правонарушений, соответствовать требованиям соразмерности и справедливости, что не сможет обеспечить иной вид наказания.

Руководствуясь ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

признать юридическое лицо Открытое акционерное общество «НЕКК» (юридический адрес: 454038, <...> «а», ИНН <***>, ОГРН <***>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 90 суток в части эксплуатации: опасного производственного объекта «Площадка цеха химического производства», расположенного по адресу: 454038, <...> «а».

Срок административного наказания исчислять с момента фактического приостановления деятельности Открытого акционерного общества «НЕКК».

В соответствии со ст. 32.12 КоАП РФ, постановление исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения постановления.

Настоящее постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии постановления в Челябинский областной суд через Металлургический районный суд г. Челябинска.

Судья