Судья: Султанова И.М. УИД 16RS0049-01-2020-000502-25 Дело № 7-239/2020 Дело № 5-84/2020 (первая инстанция) РЕШЕНИЕ 25 марта 2020 года город Казань Судья Верховного Суда Республики Татарстан Верхокамкин Е.В. при секретаре судебного заседания Рязанове В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу специалиста-эксперта отдела по вопросам миграции отдела полиции № 7 «Гагаринский» Управления МВД России по городу Казани Республики Татарстан Палеха И.Б. на постановление судьи Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 23 января 2020 года, вынесенное в отношении Табуды Хамзы по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ: постановлением судьи Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 23 января 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Алжирской Народной Демократической Республики Табуды Хамзы прекращено ввиду отсутствия состава административного правонарушения. В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, должностное лицо Палеха И.Б., настаивая на незаконности и необоснованности вынесенного постановления, просит его отменить. Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу. В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации. Как усматривается из протокола об административном правонарушении, должностное лицо, возбуждая в отношении гражданина Алжирской Народной Демократической Республики Табуды Хамзы дело об административном правонарушении, уличило его в том, что по истечении срока действия однократной визы он не покинул Российскую Федерацию и продолжил проживать в стране пребывания без законных на то оснований. Однако судья районного суда, которому в соответствии с его компетенцией поступили материалы дела, вопреки убеждению должностного лица, не нашел в содеянном Табудой Хамзой нарушений требований иммиграционного законодательства и дальнейшее административное преследование мигранта прекратил. С таким выводом нижестоящей инстанции следует согласиться исходя из следующих соображений. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, урегулированы Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Федерльный закон № 115-ФЗ). Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением в том числе случая, когда федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке (далее по тексту – подготовительный факультет федеральной государственной образовательной организации), о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина (часть 2 названной статьи). В силу части 7 рассматриваемой статьи срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в целях обучения и поступившего в образовательную организацию для получения образования по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме в указанной образовательной организации. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, обучающегося на подготовительном факультете федеральной государственной образовательной организации, продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, в указанной образовательной организации. Образовательная организация, в которой проходит обучение иностранный гражданин, указанный в абзацах первом, втором или третьем настоящего пункта, обязана обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел с ходатайством о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации данного иностранного гражданина не позднее чем за двадцать дней до окончания срока его временного пребывания в Российской Федерации. Пункты 28 и 30 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 ноября 2017 года № 859 (действовавшего момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела) (далее по тексту – Административный регламент), в число документов, необходимых для продления срока действия обыкновенной учебной визы, включают: - анкету, заполненную разборчиво от руки или с использованием технических средств на русском языке либо на английском языке без использования сокращений и аббревиатур, с одной фотографией. По всем пунктам анкеты должна быть указана исчерпывающая и достоверная информация. Анкета подписывается иностранным гражданином лично. - документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина и признаваемый в этом качестве Российской Федерацией, если иное не предусмотрено Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации, и копии всех заполненных страниц паспорта, а также копия действующей визы (при ее наличии), в случае, если она оформлена на вкладном визовом бланке. Паспорт, представляемый иностранным гражданином, не должен вызывать сомнений в подлинности и принадлежности его владельцу, содержать отметок, оговорок, записей, подчисток и исправлений, не заверенных компетентными властями соответствующего иностранного государства, вырванных или расшитых страниц, должен иметь не менее двух чистых страниц, предназначенных для виз, срок его действия, как правило, не должен истекать ранее чем через 6 месяцев с даты окончания срока действия визы; - в случае оформления визы на вкладном визовом бланке две фотографии размером 3 x 4 см (черно-белые либо цветные на матовой фотобумаге) с четким изображением лица в анфас, без очков с затемненными стеклами и без головного убора, за исключением иностранных граждан, для которых постоянное ношение головного убора является обязательным атрибутом их национальной или религиозной принадлежности, при условии, что иностранный гражданин изображен в таком головном уборе на фотографии в паспорте; - письменное ходатайство принимающей стороны в произвольной форме и копию договора на обучение (или иного документа, подтверждающего обучение иностранного гражданина в образовательной организации). При этом в пункте 73 Административного регламента установлено, что при оформлении машиночитаемой визы при приеме документов в паспорте на свободной странице проставляется оттиск мастичного штампа «Принято», образец которого приведен в Приложении № 3 к Административному регламенту. Приведенное правовое регулирование позволяет заключить, что по замыслу законодателя стороной, ответственной за соблюдение иностранным гражданином, являющегося слушателем подготовительного курса по освоению русского языка, требований иммиграционного законодательства, является пригласившая его образовательная организация. Иностранный гражданин связан лишь обязательством представить в ее распоряжение те документы, которые необходимые для принятия решения о продлении срока его пребывания в Российской Федерации. Собранные административным органом материалы дела свидетельствуют о том, что ФИО1 16 октября 2019 года на основании однократной визы прибыл в Российскую Федерацию для получения высшего профессионального образования в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева» (далее по тексту – КНИТУ-КАИ). В тот же день он заключили с учебным заведением договор, по условиям которого оно приняло на себя обязательство обучить его по дополнительной образовательной программе подготовки иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке. В этой связи приказом от 24 октября 2019 года № 5664-Си ФИО1 был зачислен в качестве слушателя на международное подготовительное отделение Корпоративного института КНИТУ-КАИ и поставлен на миграционный учет по адресу: <...>. Допрошенный в суде первой инстанции представитель КНИТУ-КАИ ФИО2 рассказал, что до окончания срока действия визы, выданной Табуде Хамзе, образовательной организацией заблаговременно, 30 октября 2019 года, были представлены в уполномоченный орган все документы, требуемые для продления срока его пребывания в Российской Федерации. Факт принятия документов был удостоверен проставленным в его паспорте штампом, предусмотренным Административным регламентом. Однако впоследствии оказалось, что данные об иностранном слушателе в базу данных не внесли, а сотрудник, принявший документы, который мог внести ясность в случившееся, уволился. По этой причине запись о принятии документов была аннулирована. Веских оснований не доверять развитию событий в том аспекте, в котором они изложены представителем учебного заведения, не имеется Более того, они находят подтверждение в иных материалах дела в том числе и копии паспорта на имя Табуды Хамзы. Изложенное означает, что мигрант, демонстрируя свою лояльность к правопорядку страны пребывания, принял меры к соблюдения иммиграционных правил и обеспечил образовательное учреждение документами, необходимыми для своевременного продления однократной обыкновенной учебной визы, а потому судья районного суда справедливо счел его поведение приемлемым и законопослушным и резонно производство по делу прекратил на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения. При таком положении нарушений требований процессуального закона при разрешении дела не допущено, нормы материального права истолкованы и применены правильно. Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья РЕШИЛ: постановление судьи Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 23 января 2020 года, вынесенное в отношении Табуды Хамзы по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу специалиста-эксперта отдела по вопросам миграции отдела полиции № 7 «Гагаринский» Управления МВД России по городу Казани Республики Татарстан Палеха И.Б. – без удовлетворения. Судья Е.В. Верхокамкин |