Дело № 12-2444/2022
(в районном суде № 5-8/2021) судья Прозорова Е.В.
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Санкт-Петербургского городского суда Исаева А.В., при секретаре Каменко П.Е., рассмотрев 31 мая 2022 года в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу на постановление судьи Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июня 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении
Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД»), юридический адрес: Москва, , ИНН <***>, ОГРН <***>,
У С Т А Н О В И Л:
19 октября 2020 года в отношении ОАО «РЖД» составлен протокол об административном правонарушении по делу №..., в соответствии с которым Обществу вменено в вину сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о наименовании товара и количестве грузовых мест при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита путем представления недействительных документов, при следующих обстоятельствах.
19.05.2020 в 10 час. 50 мин. (согласно сведений из программного средства КПС «ЖДПП») на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) через таможенный пост железнодорожный пункт пропуска Ивангород Кингисеппской таможни (188490, <...>, далее – т/п ЖДПП Ивангород), в составе поезда №... (0840-15-3000), прибыл вагон (железнодорожная платформа) 94863925, с установленным контейнером №..., внутри которого расположена товарная партия, по следующим транспортным и коммерческим документам (далее – документы): накладная СМГС (ждн) № С0279555 от 15.05.2020, счет-фактура (Invoice) №... от 14.04.2020, спецификация от 15.04.2020 № GF1504-20 (К ИНВОЙСУ №... от 14.04.2020), передаточная поездная ведомость №... (исходная) от 19.05.2020.
Согласно сведений заявленных в документах: отправитель: OU «» / ООО «» ( / , далее - OU «Goforward»); продавец товара: ( / , далее - STS HOLLAND); получатель: ООО «» (Таджикистан, , админ р-н , ИНН <***>, далее - ООО «IMRON 2020»); перевозчик: ОАО «РЖД»; товар представляет собой: двигатели с искровым зажиганием с возвратно-поступательным движением поршня с рабочим объемом цилиндров двигателя более 1000 см. куб., бывшие в употреблении (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС – 8407343009), прочие глушители и выхлопные трубы прочие (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС – 8708923509), части коробок передач, прочие: прочие (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС – 8708943509), прочие части и принадлежности кузовов (включая кабины) для моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8701 - 8705: прочие (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС - 8708299009), прочие зеркала стеклянные, в рамах или без рам, заднего обзора для транспортных средств (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС – 7009100009), части мостов прочие, прочие (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС – 8708509909), прочие амортизаторы подвески (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС –8708803509), колеса ходовые, их части и принадлежности, прочие: прочие (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС –8708709909), прочие домкраты и подъемники для транспортных средств (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС – 8425490000), воздушные фильтры для двигателей внутреннего сгорания(код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС –8421310000), приборы освещения или визуальной сигнализации, прочие (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС –8512200009), прочие части и принадлежности моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705, прочие, прочие (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС –8708999709 ), прочие бамперы и их части для моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8701 - 8705: прочие (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС –8708109009), стекло многослойное безопасное, размером и форматом, позволяющими использовать его на средствах наземного транспорта, прочее (кр. для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705) (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС – 7007212009), стеклоочистители, антиобледенители и противозапотеватели, прочие (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС –8512400009), радиаторы прочие (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС –8708913509), тормоза и тормоза с серво усилителем; их части: дисковые тормозные системы и их части, прочие (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС –8708309109), прочее стекло упрочненное (закаленное) безопасное размером и форматом, позволяющими использовать его на средствах наземного транспорта (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС –7007111009), насосы топливные, прочие (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС –8413302008), приборы звуковой сигнализации, прочие (кр. для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705, их узлов и агрегатов) (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС – 8512309009), прочие системы подвески и их части: прочие (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС –8708809909), прочие контейнеры (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС –8609009009): страна отправления - Эстония, в количестве 1373 гр. мест, весом брутто – 28890 кг, общей стоимостью –7600 USD (537624.00 руб.).
В процессе таможенного контроля на т/п ЖДПП Ивангород, был назначен таможенный досмотр в отношении данной партии товара (поручение на таможенный досмотр №...). В результате проведенного таможенного досмотра (акт таможенного досмотра №... от 20 мая 2020 года) в присутствии - начальника железнодорожной станции Ивангород-Нарвский Санкт-Петербург Витебского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Октябрьской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» А.А., установлено, что к таможенному досмотру предъявлены товары, уложенные в контейнер № WSCU7901990, установленный на ж/д платформу (вагон) 94863925. В видимой части контейнера находятся различные автомобильные детали, а именно: колесные диски с резиной в кол-ве 28 шт., лобовые автомобильные стекла, различные металлические детали. Кроме того, имеются автомобильные кресла в кол-ве 3 шт., и большое количество уплотнителей для лобового стекла, данные товары в инвойсе №... от 14.04.2020 и спецификация от 15.04.2020 № GF1504-20 не указаны. Все предметы, находящиеся в контейнере, имеют признаки износа. Товар из контейнера не выгружен и не разделен по отдельным видам и наименованиям. Представителю декларанта выставлено требование о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств. На основании п. 4 ст. 119 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) и п. 3 ст. 220 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» необходимо провести разделение товарной партии по отдельным видам и (или) наименованиям товаров в срок до 18 час. 00 мин. 26.05.2020. По окончанию досмотра контейнер опечатан пломбами перевозчика и ФТС России.
14.07.2020 таможенным представителем ОАО «РЖД» на т/п ЖДПП Ивангород, для помещения товаров, перемещаемых в контейнере № WSCU7901990, установленном на ж/д платформу (вагон) 94863925, под таможенную процедуру таможенного транзита предоставлены: транзитная декларация, инвойс №... от 14.04.2020, спецификация от 15.04.2020 №..., вагонный лист к СМГС №... от 15.05.2020.
14.07.2020 должностными лицами Кингисеппской таможни (т/п ЖДПП Ивангород) указанной транзитной декларации присвоен №... (далее – ТД), а товарная партия помещена под таможенную процедуру таможенного транзита и направлена на Шушарский таможенный пост Санкт-Петербургской таможни, установлен срок таможенного транзита до 21.07.2020.
Согласно сведениям ТД №..., в ней заявлен товар 23 наименований. Таможенный орган отправления: т/п ЖДПП Ивангород Кингисеппской таможни; таможенный орган назначения: Шушарский таможенный пост Санкт-Петербургской таможни, отправителем товара является ООО «»; получатель товара ООО «»; лицом осуществившим декларирование таможенной процедуры таможенного транзита, является ОАО «РЖД».
В процессе таможенного контроля, был назначен таможенный досмотр в отношении данной партии товара. В результате проведенного таможенного досмотра (акт таможенного досмотра №... от 20.07.2020) проведенного в присутствии представителя ОАО «РЖД» - начальника станции С.А. установлено сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест (заявлено в ТД - 1373 грузовых места, а фактически - 2758 грузовых мест, что больше на 1385 грузовых мест) и о наименовании товаров (не заявлены сведения о наименовании 126 товаров) при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.
Таким образом, ОАО «РЖД» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
Постановлением судьи Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июня 2021 года производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «РЖД» прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Заместитель начальника ОАР Санкт-Петербургской таможни О.И. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой, в которой просит постановление судьи районного суда отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы указывает, что в действиях юридического лица усматривается состав административного правонарушения, Общество является надлежащим субъектом правонарушения, так как выступало в качестве декларанта, имело возможность выявить несоответствие фактических сведений о количестве и наименованиях товара и сведений, указанных в товаросопроводительных документах.
Заместитель начальника ОАР Санкт-Петербургской таможни О.И., допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля, полагал вину юридического лица доказанной, постановление суда необоснованным.
Законный представитель ОАО «РЖД» в Санкт-Петербургский городской суд не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении судебного заседания не заявлял, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие.
Защитник ОАО «РЖД» П.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав участников производства по делу, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьями 26.1, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит установлению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность, виновность данного лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, наличие либо отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. При этом постановление должно быть мотивированным.
Статья 26.11 КоАП РФ предусматривает необходимость всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Судья районного суда на основании исследованных материалов дела пришел к выводу о том, что перевозчик ОАО «РЖД» не имел оснований сомневаться в правильности указанных в товаросопроводительных документах сведений, в связи с чем, правомерно руководствовался ими. Несоответствие количества грузовых мест товара не являлось очевидным для перевозчика.
Суд вышестоящий инстанции не может признать изложенный вывод обоснованным.
Часть 3 статьи 16.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Как следует из примечания 2 к ст. 16.1 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Согласно п. 3 ст. 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 83 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, декларантами товаров, помещаемых под таможенные процедуры, могут выступать перевозчик, в том числе таможенный перевозчик, - при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита.
Как следует из материалов дела, 19 мая 2020 года в 10 час. 50 мин. на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) через таможенный пост железнодорожный пункт пропуска Ивангород Кингисеппской таможни прибыл вагон (железнодорожная платформа) 94863925, с установленным контейнером №..., внутри которого расположена товарная партия, по следующим транспортным и коммерческим документам (далее – документы): накладная СМГС (ждн) №... от 15.05.2020, счет-фактура (Invoice) №... от 14.04.2020, спецификация от 15.04.2020 №... (К ИНВОЙСУ №... от 14.04.2020), передаточная поездная ведомость №... (исходная) от 19.05.2020.
20 мая 2020 года в результате проведенного таможенного досмотра (акт таможенного досмотра №... от 20 мая 2020 года) в присутствии - начальника железнодорожной станции Ивангород-Нарвский Санкт-Петербург Витебского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Октябрьской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» А.А., установлено, что к таможенному досмотру предъявлены товары, уложенные в контейнер №..., установленный на ж/д платформу (вагон) 94863925. В видимой части контейнера находятся различные автомобильные детали, а именно: колесные диски с резиной в кол-ве 28 шт., лобовые автомобильные стекла, различные металлические детали. Кроме того, имеются автомобильные кресла в кол-ве 3 шт., и большое количество уплотнителей для лобового стекла. Данные товары в инвойсе №... от 14.04.2020 и спецификации от 15.04.2020 № №... не указаны.
14 июля 2020 года таможенным представителем ОАО «РЖД» на т/п ЖДПП Ивангород, для помещения товаров, перемещаемых в контейнере №..., установленном на ж/д платформу (вагон) 94863925, под таможенную процедуру таможенного транзита предоставлены: транзитная декларация, инвойс №... от 14.04.2020, спецификация от 15.04.2020 №..., вагонный лист к СМГС № №... от 15.05.2020.
Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест и о наименовании товаров при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита выявлено в ходе таможенного досмотра, проведенного 20 июля 2020 года (акт таможенного досмотра №... от 20.07.2020).
Таким образом, до подачи транзитной декларации 14 июля 2020 года перевозчик ОАО «РЖД» обладал сведениями о том, что контейнер № №..., установленный на ж/д платформу (вагон) 94863925, содержит товары, не указанные в инвойсе №... от 14.04.2020 и спецификации от 15.04.2020 №..., так как представитель ОАО «РЖД» А.А. принимал участие в таможенном досмотре 20 мая 2020 года.
Вывод судьи районного суда об отсутствии в действиях ОАО «РЖД» состава административного правонарушения является преждевременным.
Таким образом, при рассмотрении дела были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем, постановление судьи районного суда подлежит отмене.
Учитывая, что к моменту рассмотрения судьей Санкт-Петербургского городского суда жалобы должностного лица на постановление судьи Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июня 2021 года срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек, материалы дела подлежат возвращению на новое рассмотрение в районный суд в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
В пункте 2 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (в редакции Протокола N 11) установлено, что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
С учётом изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление судьи Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, в отношении ОАО «РЖД» возвратить в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга на новое рассмотрение.
Судья Исаева А.В.