ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-93/20 от 08.09.2020 Атяшевского районного суда (Республика Мордовия)

Дело №5-93/2020

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Атяшево 08 сентября 2020 г,

Атяшевский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Инчина Н.М., при секретаре судебного заседания Пучкиной М.А., с участием представителя Открытого акционерного общества «Агрофирма «Искра», участвующего по доверенности, Ковалева А,А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Открытого акционерного общества «Агрофирма «Искра» с жалобой представителя на постановление старшего государственного инспектора Российский Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Мордовия Ишениной М.А. № 0115/4553/ЮЛ-2 от 13 июля 2020 г. о признании юридического лица - Открытого акционерного общества «Агрофирма Искра» виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования в области-охраны собственности, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41.1 Ко АП, по которой назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 ООО (пятьсот тысяч) рублей,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Мордовия Ишениной М.А. от 13 июля 2020 г. N 01-15/4553/ЮЛ-2 юридическое лицо - Открытое акционерное общество «Агрофирма Искра» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в неуплате в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500000 (пятьсот тысяч) рублей.

Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.

Открытое акционерное общество «Агрофирма Искра», находящееся по адресу: ул. Молодежная, д. 1, с. Большие Манадыши, Атяшевский район. Республика Мордовия, 431832 не уплатило в установленный срок экологический сбор за 2019 год.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ОАО «Агрофирма Искра» является: выращивание зерновых культур, а также в числе других осуществляет производство сливочного масла, топленого масла, масляной пасты, молочного жира, спредов и топленых сливочнорастительных смесей и др.

В соответствии с чЛ ст. 39. Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Согласно ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; п. 1 производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации; п.З. - производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно; п.4, обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов); п. 7 производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 настоящего Федерального закона; п. 9 - обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной: со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации; со дня уплаты экологического сбора, ап. 10 в отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке.

Согласно п. 16 ст. 24 указанного закона порядок, формы и сроки представления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в том числе упаковки), перечень которых предусмотрен п. 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 № 1342 утверждены Правила представления производителями и

импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких-товаров (далее по тексту - Правила №1342), согласно которым: п. 1. настоящие Правила устанавливают порядок, форму и сроки представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (далее соответственно - отходы, нормативы утилизации, отчетность) в отношении товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 2970-р: п. 3. отчетность представляется производителями товаров в отношении товаров, произведенных на территории РФ и упаковки товаров, произведенных на территории РФ. Согласно п. 4, 9 и 11 отчетность представляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, отчетным периодом для представления отчетности признается календарный год, отчетность представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно п. 2 и 10 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в п. 2 ст. 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке; в сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 1073 "О порядке взимания экологического сбора" для уплаты экологического сбора, плательщик или его уполномоченный представитель представляет в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган, в которых осуществляется декларирование количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, заполненную форму расчета суммы экологического сбора, к которой прилагаются копии платежных документов об уплате экологического сбора.

ОАО «Агрофирма Искра» представило в Межрегиональное управление Декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за 2019 год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащей утилизации (по следующим наименованиям: упаковка

полимерная, упаковка из гофрированной бумаги, упаковка печатная из бумаги негофрированного картона). Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2019 год (по следующим наименованиям: упаковка полимерная, упаковка из гофрированной бумаги, упаковка печатная из бумаги негофрированного картона), форму расчета суммы экологического сбора за 2019 год от 01,06.2020, подтвердив тем самым, что является производителем товаров, и обязано, согласно требованиям законодательства, представить до 15.04.2020 расчет суммы экологического сбора и уплатить экологический сбор (сумму экологического сбора за отчетный 2019 год и уплатить до 12.05.2020 г. включительно. Однако в установленный срок ОАО «Агрофирма Искра» экологический сбор уплачен не был.

Сумма экологического сбора для ОАО «Агрофирма Искра», согласно представленного расчета составляет 1058,83(одна тысяча пятьдесят восемь рублей 83 копейки).

Не согласившись с указанным постановлением, представитель ОАО «Агрофирма «Искра» по доверенности Ковалев А.А. обратился в суд с жалобой, в котором указал, что считает постановление незаконным и необоснованным. Не оспаривают событие административного правонарушения, выразившееся в неуплате в установленный срок (до 12 мая 2020 г.) экологического сбора за 2019 г. в размере 1053 руб. 83 коп., который фактически был уплачен 26 мая 2020 г. Вместе с тем, считаю, что наказание является несоразмерным совершенному правонарушению, которое не привело к существенному нарушению охраняемых общественных отношений.

Наложение штрафа на юридическое лицо в размере 500 ООО руб. за несвоевременную уплату платежа в сумме 1053 руб. 83 коп. не может объективно считаться соразмерным наказанием, так как общество оплатил экологический сбор еще до возбуждения дела об административном правонарушении. Допущенное нарушение не представляет общественной опасности, не нанесло ущерба государству и другим лицам, а также не повлекло наступления неблагоприятных экологических последствий, охраняемые общественные отношения не связаны с причинением или возможностью причинения вреда жизни или здоровью граждан. Исходя из дифференцированности, справедливости и соразмерности наказания выявленному нарушению, имелись и имеются основания считать данное правонарушение малозначительным и освободить заявителя от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

Просили суд признать незаконным вынесенное постановление и отменить его, прекратив производство по делу об административном правонарушении.

В судебном заседании Ковалев А.А. доводы жалобы поддержал по основаниям, в ней изложенным. Дополнительно пояснил, что для работников ОАО «Агрофирма Искра» состав административного правонарушения, по которому организация привлечена к ответственности является новым. Ответственность за нарушение установлено недавно. На первых порах работники неоднократно выясняли сроки предоставления упомянутой отчетности и сроки оплаты экологического сбора. В результате неумышленно установленные сроки были нарушены, при этом сам размер сбора является небольшим, неуплата которого не повлияло на нарушение общественных интересов и государства.

Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не явился. В письменном заявлении просили рассмотреть жалобу без участия представителя, указав, что считают вынесенное постановление законным и обоснованным.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП Российской Федерации, суд при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП Российской Федерации).

Статьей 8.41.1 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за неуплату в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.

02 июля 2020 г. Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия выявлена неуплата ОАО «Агрофирма «Искра» в установленный срок экологического сбора за 2019 г.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, имеющейся на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети "Интернет" основным видом деятельности ОАО «Агрофирма Искра» является: выращивание зерновых культур. В числе других оно же осуществляет дополнительные виды деятельности, как-то: выращивание сахарной свеклы; выращивание однолетних кормовых культур; разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока; производство сливочного масла, топленого масла, масляной пасты, молочного жира, спредов и топленых сливочно-растительных смесей и др.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Статьей 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ) регламентировано, что производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации; производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно; обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов); производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые

установлены статьей 24.5 настоящего Федерального закона.

Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной: со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации; со дня уплаты экологического сбора (пункт 9 статьи 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ).

Согласно пункту 10 статьи 24.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ, в отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке.

Порядок, формы и сроки представления производителями,

импортерами товаров, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования производителями,

импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в том числе упаковки), перечень которых предусмотрен пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются

Правительством Российской Федерации (пункт 16 статьи 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2015 г. N 1342 утверждены Правила представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров (далее по тексту - Правила), в соответствии с которыми установлены порядок, форма и сроки представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров в отношении товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 2970-р.

В соответствии с пунктом 3 Правил, отчетность представляется: а) производителями товаров в отношении: товаров, произведенных на

территории Российской Федерации; и упаковки товаров, произведенных на территории Российской Федерации; б) импортерами товаров в отношении: товаров, ввезенных из государств - членов ЕЭС; товаров импортированных из третьих стран в Российской Федерации; упаковки товаров ввезенных из государств - членов ЕЭС; упаковки товаров импортированных из третьих стран в Российской Федерации.

Пунктом 4 Правил установлено, что отчетность представляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Отчетным периодом для представления отчетности признается календарный год (пункт 9 Правил).

В силу пункта 11 Правил, отчетность представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным.

На основании пункта 2 статьи 24.5 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ, экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке.

Согласно пункту 5 статьи 24.5 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ, ставка экологического сбора формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства. В ставку экологического сбора может включаться удельная величина затрат на создание объектов инфраструктуры, предназначенных для этих целей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 Г..М 1073 утверждены правила взимания экологического сбора, согласно которым исчисление и уплата экологического сбора осуществляются производителями, импортерами товаров (включая упаковку), подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, подлежащих утилизации, для которой установлен норматив утилизации (далее - плательщики) (пункт 2); взимание экологического сбора, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его уплаты осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее - администратор экологического сбора) (пункт 3); расчет суммы экологического сбора производится по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (пункт 7); в сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 8

октября 2015 г.. К 1073 "О порядке взимания экологического сбора" для уплаты экологического сбора, плательщик или его уполномоченный

представитель представляет в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган, в которых

осуществляется декларирование количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, заполненную форму расчета суммы экологического сбора, к которой прилагаются копии платежных документов об уплате экологического сбора (пункт 10); расчет суммы экологического сбора представляется

плательщиками администратору экологического сбора посредством телекоммуникационных сетей в форме электронных документов,

подписанных простой электронной подписью (пункт 12); в случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей расчет суммы экологического сбора может представляться плательщиками или их уполномоченными представителями в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или ее территориальные органы, в которых осуществляется декларирование товаров и упаковки товаров, на бумажном носителе в одном экземпляре (с описью вложения и с уведомлением о вручении) (пункт 13),

Датой представления расчета суммы экологического сбора в электронной форме считается дата его отправления по телекоммуникационным сетям в адрес Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или ее территориальных органов; датой представления расчета суммы экологического сбора на бумажном носителе считается отметка Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или ее территориальных органов о его получении с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления.

Частью 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 г. N 1073 "О порядке взимания экологического сбора" предусмотрено, что уплата экологического сбора и представление расчета суммы экологического сбора осуществляется начиная с 2017 г. ежегодно - до 15 апреля года, следующего за отчетным.

ОАО «Агрофирма Искра» представило в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия Декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за 2019 год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащей утилизации (по следующим наименованиям: упаковка

полимерная, упаковка из гофрированной бумаги, упаковка печатная из бумаги негофрированного картона). Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2019 год (по следующим наименованиям: упаковка полимерная, упаковка из гофрированной бумаги, упаковка печатная из бумаги негофрированного картона), форму расчета суммы экологического сбора за 2019 год 01.06.2020, подтвердив, что является производителем товаров, и обязано, согласно требованиям законодательства, представить до 15.04.2020 расчет суммы экологического сбора и уплатить экологический сбор (сумму экологического сбора за отчетный 2019 год и уплатить до 12.05.2020 г. включительно. Однако, сумма экологического сбора ОАО «Агрофирма Искра», в размере 1058,83(одна тысяча пятьдесят восемь рублей 83 копейки) уплатила лишь 26.05.2020 года.

Факт совершения административного правонарушения представителем ОАО «Агрофирма «Искра» не оспаривается и вина в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом должностного лица Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия в отношении ОАО «Агрофирма «Искра» по статье 8.41.1 КоАП Российской Федерации, из которого усматривается, что он составлен в соответствии с требованиями КоАП Российской Федерации, в нем приведено событие административного правонарушение, указаны нормы закона, нарушение которых вменяется заявителю, перечислены доказательства этому; требованиями о представлении Декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации в 2019 г. готовых товаров, формой расчета суммы экологического сбора за 2019 г, и платежным поручением об уплате по истечении предусмотренного законом срока уплаты суммы экологического сбора.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также юридическое лицо, его совершившее.

При рассмотрении дела нарушений требований КоАП Российской Федерации, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица, допущено не было.

В то же время, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (статья 2.9 КоАП Российской Федерации).

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2003 г. N 349-0 указал, что нормы статей КоАП Российской Федерации не препятствуют судам избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния. При этом, руководствуясь положениями статьи 2.9 КоАП Российской Федерации, суд вправе при малозначительности административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Исходя из фактических обстоятельств дела, целей и общих правил назначения наказания, характера совершенного правонарушения, роли правонарушителя, отсутствия вреда, нанесенного правоотношениям в области охраны окружающей среды и природопользования, при отсутствии тяжести наступивших последствий, с учетом разъяснений, данных в абзаце 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", имеются основания для признания допущенного ОАО «Агрофирма «Искра» административного правонарушения

малозначительным.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Ко АП Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Мордовия Ишениной М.А. подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации за малозначительностью.

Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решил:

жалобу представителя ОАО «Агрофирма «Искра» удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Мордовия Ишениной М.А. от 13 июля 2020 г. N 01-15/4552/ДЛ-2, вынесенное в отношении должностного лица - начальника энергомеханического отдела Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" Филина В.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном, статьей 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 -30.7 КоАП РФ,

суд

решил:

жалобу Открытого акционерного обш;ества «Агрофирма «Искра» на постановление старшего государственного инспектора Российский Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Мордовия Ишениной М.А. № 01-15/4553/ЮЛ-2 от 13 июля 2020 г. о признании Открытого акционерного общества «Агрофирма Искра» виновным в совершении административного правонарушения в области охраны

окружающей среды и природопользования в области-охраны собственности, предусмотренного ст. 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по которой назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 ООО (пятьсот тысяч) рублей, удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора Российский Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Мордовия Ишениной М. А. № 01-15/455ЗЛО Л-2 от 13 июля 2020 г. о признании Открытого акционерного общества «Агрофирма Искра» виновным в совершении административного правонарушения в области охраны

окружающей среды и природопользования в области-охраны собственности, предусмотренного ст. 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по которой назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 ООО (пятьсот тысяч) рублей, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с

малозначительностью административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Н.М. Инчин

Мотивированное решение составлено 10 сентября 2020 года.

Судья Н.М.Инчин

Дело №5-93/2020

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Атяшево 08 сентября 2020 г,

Атяшевский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Инчина Н.М., при секретаре судебного заседания Пучкиной М.А., с участием представителя Открытого акционерного общества «Агрофирма «Искра», участвующего по доверенности, Ковалева А,А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Открытого акционерного общества «Агрофирма «Искра» с жалобой представителя на постановление старшего государственного инспектора Российский Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Мордовия Ишениной М.А. № 0115/4553/ЮЛ-2 от 13 июля 2020 г. о признании юридического лица - Открытого акционерного общества «Агрофирма Искра» виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования в области-охраны собственности, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41.1 Ко АП, по которой назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 ООО (пятьсот тысяч) рублей,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Мордовия Ишениной М.А. от 13 июля 2020 г. N 01-15/4553/ЮЛ-2 юридическое лицо - Открытое акционерное общество «Агрофирма Искра» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в неуплате в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500000 (пятьсот тысяч) рублей.

Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.

Открытое акционерное общество «Агрофирма Искра», находящееся по адресу: ул. Молодежная, д. 1, с. Большие Манадыши, Атяшевский район. Республика Мордовия, 431832 не уплатило в установленный срок экологический сбор за 2019 год.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ОАО «Агрофирма Искра» является: выращивание зерновых культур, а также в числе других осуществляет производство сливочного масла, топленого масла, масляной пасты, молочного жира, спредов и топленых сливочнорастительных смесей и др.

В соответствии с чЛ ст. 39. Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Согласно ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; п. 1 производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации; п.З. - производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно; п.4, обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов); п. 7 производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 настоящего Федерального закона; п. 9 - обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной: со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации; со дня уплаты экологического сбора, ап. 10 в отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке.

Согласно п. 16 ст. 24 указанного закона порядок, формы и сроки представления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в том числе упаковки), перечень которых предусмотрен п. 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 № 1342 утверждены Правила представления производителями и

импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких-товаров (далее по тексту - Правила №1342), согласно которым: п. 1. настоящие Правила устанавливают порядок, форму и сроки представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (далее соответственно - отходы, нормативы утилизации, отчетность) в отношении товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 2970-р: п. 3. отчетность представляется производителями товаров в отношении товаров, произведенных на территории РФ и упаковки товаров, произведенных на территории РФ. Согласно п. 4, 9 и 11 отчетность представляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, отчетным периодом для представления отчетности признается календарный год, отчетность представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно п. 2 и 10 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в п. 2 ст. 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке; в сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 1073 "О порядке взимания экологического сбора" для уплаты экологического сбора, плательщик или его уполномоченный представитель представляет в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган, в которых осуществляется декларирование количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, заполненную форму расчета суммы экологического сбора, к которой прилагаются копии платежных документов об уплате экологического сбора.

ОАО «Агрофирма Искра» представило в Межрегиональное управление Декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за 2019 год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащей утилизации (по следующим наименованиям: упаковка

полимерная, упаковка из гофрированной бумаги, упаковка печатная из бумаги негофрированного картона). Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2019 год (по следующим наименованиям: упаковка полимерная, упаковка из гофрированной бумаги, упаковка печатная из бумаги негофрированного картона), форму расчета суммы экологического сбора за 2019 год от 01,06.2020, подтвердив тем самым, что является производителем товаров, и обязано, согласно требованиям законодательства, представить до 15.04.2020 расчет суммы экологического сбора и уплатить экологический сбор (сумму экологического сбора за отчетный 2019 год и уплатить до 12.05.2020 г. включительно. Однако в установленный срок ОАО «Агрофирма Искра» экологический сбор уплачен не был.

Сумма экологического сбора для ОАО «Агрофирма Искра», согласно представленного расчета составляет 1058,83(одна тысяча пятьдесят восемь рублей 83 копейки).

Не согласившись с указанным постановлением, представитель ОАО «Агрофирма «Искра» по доверенности Ковалев А.А. обратился в суд с жалобой, в котором указал, что считает постановление незаконным и необоснованным. Не оспаривают событие административного правонарушения, выразившееся в неуплате в установленный срок (до 12 мая 2020 г.) экологического сбора за 2019 г. в размере 1053 руб. 83 коп., который фактически был уплачен 26 мая 2020 г. Вместе с тем, считаю, что наказание является несоразмерным совершенному правонарушению, которое не привело к существенному нарушению охраняемых общественных отношений.

Наложение штрафа на юридическое лицо в размере 500 ООО руб. за несвоевременную уплату платежа в сумме 1053 руб. 83 коп. не может объективно считаться соразмерным наказанием, так как общество оплатил экологический сбор еще до возбуждения дела об административном правонарушении. Допущенное нарушение не представляет общественной опасности, не нанесло ущерба государству и другим лицам, а также не повлекло наступления неблагоприятных экологических последствий, охраняемые общественные отношения не связаны с причинением или возможностью причинения вреда жизни или здоровью граждан. Исходя из дифференцированности, справедливости и соразмерности наказания выявленному нарушению, имелись и имеются основания считать данное правонарушение малозначительным и освободить заявителя от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

Просили суд признать незаконным вынесенное постановление и отменить его, прекратив производство по делу об административном правонарушении.

В судебном заседании Ковалев А.А. доводы жалобы поддержал по основаниям, в ней изложенным. Дополнительно пояснил, что для работников ОАО «Агрофирма Искра» состав административного правонарушения, по которому организация привлечена к ответственности является новым. Ответственность за нарушение установлено недавно. На первых порах работники неоднократно выясняли сроки предоставления упомянутой отчетности и сроки оплаты экологического сбора. В результате неумышленно установленные сроки были нарушены, при этом сам размер сбора является небольшим, неуплата которого не повлияло на нарушение общественных интересов и государства.

Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не явился. В письменном заявлении просили рассмотреть жалобу без участия представителя, указав, что считают вынесенное постановление законным и обоснованным.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП Российской Федерации, суд при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП Российской Федерации).

Статьей 8.41.1 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за неуплату в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.

02 июля 2020 г. Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия выявлена неуплата ОАО «Агрофирма «Искра» в установленный срок экологического сбора за 2019 г.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, имеющейся на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети "Интернет" основным видом деятельности ОАО «Агрофирма Искра» является: выращивание зерновых культур. В числе других оно же осуществляет дополнительные виды деятельности, как-то: выращивание сахарной свеклы; выращивание однолетних кормовых культур; разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока; производство сливочного масла, топленого масла, масляной пасты, молочного жира, спредов и топленых сливочно-растительных смесей и др.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Статьей 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ) регламентировано, что производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации; производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно; обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов); производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые

установлены статьей 24.5 настоящего Федерального закона.

Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной: со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации; со дня уплаты экологического сбора (пункт 9 статьи 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ).

Согласно пункту 10 статьи 24.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ, в отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке.

Порядок, формы и сроки представления производителями,

импортерами товаров, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования производителями,

импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в том числе упаковки), перечень которых предусмотрен пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются

Правительством Российской Федерации (пункт 16 статьи 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2015 г. N 1342 утверждены Правила представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров (далее по тексту - Правила), в соответствии с которыми установлены порядок, форма и сроки представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров в отношении товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 2970-р.

В соответствии с пунктом 3 Правил, отчетность представляется: а) производителями товаров в отношении: товаров, произведенных на

территории Российской Федерации; и упаковки товаров, произведенных на территории Российской Федерации; б) импортерами товаров в отношении: товаров, ввезенных из государств - членов ЕЭС; товаров импортированных из третьих стран в Российской Федерации; упаковки товаров ввезенных из государств - членов ЕЭС; упаковки товаров импортированных из третьих стран в Российской Федерации.

Пунктом 4 Правил установлено, что отчетность представляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Отчетным периодом для представления отчетности признается календарный год (пункт 9 Правил).

В силу пункта 11 Правил, отчетность представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным.

На основании пункта 2 статьи 24.5 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ, экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке.

Согласно пункту 5 статьи 24.5 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ, ставка экологического сбора формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства. В ставку экологического сбора может включаться удельная величина затрат на создание объектов инфраструктуры, предназначенных для этих целей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 Г..М 1073 утверждены правила взимания экологического сбора, согласно которым исчисление и уплата экологического сбора осуществляются производителями, импортерами товаров (включая упаковку), подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, подлежащих утилизации, для которой установлен норматив утилизации (далее - плательщики) (пункт 2); взимание экологического сбора, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его уплаты осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее - администратор экологического сбора) (пункт 3); расчет суммы экологического сбора производится по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (пункт 7); в сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 8

октября 2015 г.. К 1073 "О порядке взимания экологического сбора" для уплаты экологического сбора, плательщик или его уполномоченный

представитель представляет в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган, в которых

осуществляется декларирование количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, заполненную форму расчета суммы экологического сбора, к которой прилагаются копии платежных документов об уплате экологического сбора (пункт 10); расчет суммы экологического сбора представляется

плательщиками администратору экологического сбора посредством телекоммуникационных сетей в форме электронных документов,

подписанных простой электронной подписью (пункт 12); в случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей расчет суммы экологического сбора может представляться плательщиками или их уполномоченными представителями в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или ее территориальные органы, в которых осуществляется декларирование товаров и упаковки товаров, на бумажном носителе в одном экземпляре (с описью вложения и с уведомлением о вручении) (пункт 13),

Датой представления расчета суммы экологического сбора в электронной форме считается дата его отправления по телекоммуникационным сетям в адрес Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или ее территориальных органов; датой представления расчета суммы экологического сбора на бумажном носителе считается отметка Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или ее территориальных органов о его получении с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления.

Частью 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 г. N 1073 "О порядке взимания экологического сбора" предусмотрено, что уплата экологического сбора и представление расчета суммы экологического сбора осуществляется начиная с 2017 г. ежегодно - до 15 апреля года, следующего за отчетным.

ОАО «Агрофирма Искра» представило в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия Декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за 2019 год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащей утилизации (по следующим наименованиям: упаковка

полимерная, упаковка из гофрированной бумаги, упаковка печатная из бумаги негофрированного картона). Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2019 год (по следующим наименованиям: упаковка полимерная, упаковка из гофрированной бумаги, упаковка печатная из бумаги негофрированного картона), форму расчета суммы экологического сбора за 2019 год 01.06.2020, подтвердив, что является производителем товаров, и обязано, согласно требованиям законодательства, представить до 15.04.2020 расчет суммы экологического сбора и уплатить экологический сбор (сумму экологического сбора за отчетный 2019 год и уплатить до 12.05.2020 г. включительно. Однако, сумма экологического сбора ОАО «Агрофирма Искра», в размере 1058,83(одна тысяча пятьдесят восемь рублей 83 копейки) уплатила лишь 26.05.2020 года.

Факт совершения административного правонарушения представителем ОАО «Агрофирма «Искра» не оспаривается и вина в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом должностного лица Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия в отношении ОАО «Агрофирма «Искра» по статье 8.41.1 КоАП Российской Федерации, из которого усматривается, что он составлен в соответствии с требованиями КоАП Российской Федерации, в нем приведено событие административного правонарушение, указаны нормы закона, нарушение которых вменяется заявителю, перечислены доказательства этому; требованиями о представлении Декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации в 2019 г. готовых товаров, формой расчета суммы экологического сбора за 2019 г, и платежным поручением об уплате по истечении предусмотренного законом срока уплаты суммы экологического сбора.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также юридическое лицо, его совершившее.

При рассмотрении дела нарушений требований КоАП Российской Федерации, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица, допущено не было.

В то же время, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (статья 2.9 КоАП Российской Федерации).

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2003 г. N 349-0 указал, что нормы статей КоАП Российской Федерации не препятствуют судам избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния. При этом, руководствуясь положениями статьи 2.9 КоАП Российской Федерации, суд вправе при малозначительности административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Исходя из фактических обстоятельств дела, целей и общих правил назначения наказания, характера совершенного правонарушения, роли правонарушителя, отсутствия вреда, нанесенного правоотношениям в области охраны окружающей среды и природопользования, при отсутствии тяжести наступивших последствий, с учетом разъяснений, данных в абзаце 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", имеются основания для признания допущенного ОАО «Агрофирма «Искра» административного правонарушения

малозначительным.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Ко АП Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Мордовия Ишениной М.А. подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации за малозначительностью.

Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решил:

жалобу представителя ОАО «Агрофирма «Искра» удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Мордовия Ишениной М.А. от 13 июля 2020 г. N 01-15/4552/ДЛ-2, вынесенное в отношении должностного лица - начальника энергомеханического отдела Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" Филина В.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном, статьей 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 -30.7 КоАП РФ,

суд

решил:

жалобу Открытого акционерного обш;ества «Агрофирма «Искра» на постановление старшего государственного инспектора Российский Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Мордовия Ишениной М.А. № 01-15/4553/ЮЛ-2 от 13 июля 2020 г. о признании Открытого акционерного общества «Агрофирма Искра» виновным в совершении административного правонарушения в области охраны

окружающей среды и природопользования в области-охраны собственности, предусмотренного ст. 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по которой назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 ООО (пятьсот тысяч) рублей, удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора Российский Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Мордовия Ишениной М. А. № 01-15/455ЗЛО Л-2 от 13 июля 2020 г. о признании Открытого акционерного общества «Агрофирма Искра» виновным в совершении административного правонарушения в области охраны

окружающей среды и природопользования в области-охраны собственности, предусмотренного ст. 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по которой назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 ООО (пятьсот тысяч) рублей, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с

малозначительностью административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Н.М. Инчин

Мотивированное решение составлено 10 сентября 2020 года.

Судья Н.М.Инчин

1версия для печатиДело № 5-93/2020 (Постановление)