ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21 августа 2013 года г.Белореченск
Белореченский районный суд Краснодарского края в составе председательствующей судьи Дадаш И.А., с участием представителя администрации Южненского сельского поселения Белореченского района - Какаевой Оксаны Ивановны, главного государственного инспектора Белореченского района по пожарному надзору начальника отдела надзорной деятельности Белореченского района УНД Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю Лазаренко Юрия Борисовича рассмотрев в открытом судебном заседании административный протокол о привлечении к административной ответственности юридического лица администрации Южненского сельского поселения Белореченского района по ч.1 ст. 20.7 КоАПРФ,
УСТАНОВИЛ:
02 августа 2013 года начальником отдела надзорной деятельности Белореченского района управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю Ю.Б. Лазаренко был составлен протокол в отношении Администрации Южненского сельского поселения Белореченского района по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ.
Из протокола органа надзорной деятельности от 2 августа 2013 года следует, что 31.07.2013 года была проведена плановая выездная проверка в отношении юридического лица администрации Южненского сельского поселения Белореченского района, по адресу: Белореченский район, поселок Южный, ул. Центральная, 26. В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами в области гражданской обороны (с указанием положений (нормативных) правовых актов:
1) не определена номенклатура запасов мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения на муниципальном уровне;
2) не созданы запасы мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения на муниципальном уровне;
3) не разработаны проекты речевых сообщений для оповещения и информирования населения;
4) не осуществляется накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для работников органов местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений;
5) не определена номенклатура, объемы СИЗ в запасах (резервах) муниципального образования, не осуществляется контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) СИЗ;
6) не созданы запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ в муниципальном образовании;
7) отсутствует назначенное в установленном порядке должностное лицо (лица), в обязанности которого входит учет средств индивидуальной защиты, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению;
8) не определена номенклатура и объем запасов исходя из потребности в них в военное время для обеспечения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб.
В судебном заседании представитель администрации Южненского сельского поселения Белореченского района - Какаева О.И. пояснила, что нарушения, указанные в протоколе от 02 августа 2013 года, вменены юридическому лицу необоснованно, поскольку на день составления протокола практически все недостатки были устранены, оставшиеся недочеты минимальны, не имеют существенного значения, следовательно, не создают опасности для окружающих, просила производство по делу прекратить за малозначительностью выявленных нарушений, ограничившись устным замечанием.
Представитель отдела надзорной деятельности МЧС России по Белореченскому району составление протокола считает законным, однако с доводами представителя Южненского сельского поселения согласился и пояснил, что оставшиеся невыполненные требования норм и правил законодательства «О гражданской обороне», требует значительных финансовых затрат.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что производство по делу об административном правонарушении прекратить по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ, невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, по данным нарушениям в соответствии с указанной в протоколе статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относится к вопросам местного значения муниципального района. Таким образом, органы местного самоуправления поселения не обладают полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального района.
Кроме того, в судебном заседании Администрацией Южненского сельского поселения были представлены доказательства частичного устранения перечисленных выше нарушений требований Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 г. «О гражданской обороне», а также доказательства представления при проверке некоторых документов, а именно:
1) постановлению Администрации Южненского сельского поселения Белореченского района от 26 мая 2011 года № 95 «О своевременном оповещении и информировании населения Южненского сельского поселения Белореченского района» утверждено Положение об организации оповещения и информировании населения об угрозе и (или) возникновения чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Так, в соответствии с указанным Положением информация об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций передается населению в порядке, установленном действующим законодательством.
На территории Южненского сельского поселения установлена и действует территориальная автоматизированная система централизованного оповещения.
Кроме того, для 100-процентного охвата оповещения населения выполнение оповещения включает в себя отправку посыльных по закрепленным в указанном выше постановлении маршрутам.
В администрации Южненского сельского поселения имеются в собственности 3 ручных громкоговорителя, которые используются в качестве мобильных технических средств оповещения и являются запасом мобильных технических средств оповещения;
2) в администрации Южненского сельского поселения имеются в собственности 3 ручных громкоговорителя, которые используются в качестве мобильных технических средств оповещения и являются запасом мобильных технических средств оповещения;
3) разработаны и утверждены Главой Южненского сельского поселения Белореченского района 11 января 2013 года проекты речевых сообщений. Копия проекта направлена в уполномоченный орган;
4) согласно справке, представленной администрацией Южненского сельского поселения, с 2010 года в муниципальном имуществе значится и хранится 5 противогазов. Кроме того, постановлением Администрации Южненского сельского поселения Белореченского района от 19 октября 2012 года № 231 «Об утверждении ведомственной муниципальной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Южненского сельского поселения Белореченского района» принята ведомственная муниципальная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Южненского сельского поселения Белореченского района на 2013 год». Одним из мероприятий Программы является совершенствование материально-технического обеспечения деятельности администрации поселения, а именно приобретение в 2013 году 7 респираторов. Стоимость реализации данного мероприятия - 3 000 рублей. Источник финансирования - бюджет Южненского сельского поселения Белореченского района;
5) Постановлением Администрации Южненского сельского поселения Белореченского района от 9 декабря 2011 года № 251 «О создании и содержании гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств на территории Южненского сельского поселения Белореченского района» определена номенклатура и объемы средств индивидуальной защиты, а также порядок осуществления контроля за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) средств индивидуальной защиты в целях гражданской обороны на территории Южненского сельского поселения.
Кроме того, постановлением Администрации Южненского сельского поселения Белореченского района от 2 февраля 2013 года № 38 «О создании резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Южненского сельского поселения Белореченского района» определена номенклатура и объемы средств индивидуальной защиты, а также порядок осуществления контроля за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) средств индивидуальной защиты для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Южненского сельского поселения. Данные акты представлялись на момент проведения проверке представителю уполномоченного органа;
6) в соответствии с действующим законодательством в случае отсутствия специального складского помещения допускается хранение запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств на складах организаций.
Данные нормы законодательства также разъяснены в справочно-методическом пособие для руководителей органов местного самоуправления муниципальных районов по разработке муниципальной правовой базы, регулирующей отношения в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, разработанном МЧС России ФГБУ ВНИИ ГОЧС в 2013 году.
Так, вместо приобретения и хранения материальных ресурсов или части этих ресурсов допускается заключение договоров на экстренную их поставку (продажу) с организациями, имеющими эти ресурсы в постоянном наличии.
Хранение материальных ресурсов резерва организуется как на объектах, специально предназначенных для их хранения и обслуживания, так и в соответствии с заключенными договорами на базах и складах промышленных, транспортных, сельскохозяйственных, снабженческо-сбытовых, торгово-посреднических и иных предприятий и организаций, независимо от формы собственности, и где гарантирована их безусловная сохранность и откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций.
В Южненском сельском поселении Белореченского района отсутствует складское помещение, отвечающее требованиям, предъявляемым к помещениям, предназначенным для хранения материальных ресурсов резерва.
Так, в соответствии с 3.3 Положения о резерве материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Южненского сельского поселения, утвержденным постановлением Администрации Южненского сельского поселения Белореченского района от 2 февраля 2013 года № 38 «О создании резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Южненского сельского поселения Белореченского района», материальные ресурсы хранятся в организациях на договорной основе.
На основании изложенного, Администрацией Южненского сельского поселения были заключены договоры с различными организациями о поставке соответствующих материальных ресурсов при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в случае гражданской обороны на территории Южненского сельского поселения Белореченского района;
7) распоряжением Администрации Южненского сельского поселения Белореченского района от 15 февраля 2013 года № 10-р «О назначении должностного лица, ответственного за сохранность средств индивидуальной защиты» заместитель главы администрации Южненского сельского поселения Белореченского района В.М. Россова назначен ответственным лицом за учет средств индивидуальной защиты, содержание помещения для хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению средств индивидуальной защиты;
8) Постановлением Администрации Южненского сельского поселения Белореченского района от 2 февраля 2013 года № 38 «О создании резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Южненского сельского поселения Белореченского района» определена номенклатура и объем материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны на территории Южненского сельского поселения.
Кроме того, согласно приложенным решениям о бюджете поселения бюджет Южненского поселения в 2013 году составляет, всего 15 млн.рублей. В связи с принятием мер по увеличению доходной части бюджета, бюджет поселения за последние три года увеличился более, чем на 5 миллионов рублей (2010 - 10 493 654 рублей, 2013 год - 15 263 454 рублей). Таким образом, поселением принимаются меры по увеличению доходной части бюджета.
В соответствии с полномочиями, определенными Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом поселения полномочием по принятию бюджета, распределением средств поселения обладает представительный орган поселения - Совет.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. На основании указанных актов Советом поселения самостоятельно определяется порядок, способ и иные вопросы, связанные с выполнением полномочия по утверждению бюджета поселения и распределением средств с учетом Бюджетного кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Трудового кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющего 38 полномочий местного значения необходимых к выполнению, и целого комплекса нормативных правовых, регулирующих как организацию местного самоуправления в целом, так и каждый вопрос местного значения конкретно. При принятии бюджета основным принципом его принятия является принцип сбалансированности бюджета, установленный Бюджетным кодексом РФ.
Значимость указанного документа подтверждает то, что соблюдение порядка и законности его принятия гарантирует жизнеобеспечение и стабильность существования всего публично-правового образования с тысячным населением. Принятие несбалансированного бюджета либо принятие решение об увеличении расходов бюджета без учета источника их формирования будет являться нарушением бюджетного законодательства, в частности ст.83 БК РФ и может повлечь катастрофические последствия для населения. Указанная позиция подтверждается и постановлением Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 года № 9-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов «О федеральном бюджете …» Бюджет муниципального образования обеспечивает реализацию более 38 полномочий поселения, предусмотренных 131 федеральным законом и Уставом поселения.
В соответствии с Методическими указаниями по планированию бюджетных ассигнований на реализацию расходных обязательств муниципального образования, утвержденных постановлением администрации планирование бюджетных ассигнований осуществляется раздельно на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств. Под действующими расходными обязательствами понимаются расходные обязательства поселения, подлежащие исполнению в соответствующем плановом году, за счет средств бюджета в объеме, установленном в соответствии с действующими на момент начала планирования нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями. Под принимаемыми расходными обязательствами понимаются возникающие обязательства в соответствующем плановом году, подлежащие исполнению за счет средств бюджета в объеме, установленном нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, предлагаемыми к принятию.
В соответствии с разделом 4 обозначенных методических указаний при осуществлении планирования бюджетных ассигнований на предстоящий плановый период в первую очередь обеспечиваются действующие расходные обязательства в соответствии с целями и ожидаемыми результатами, объем бюджета действующих и принимаемых обязательств не может превышать планируемого объема доходов и источников покрытия дефицита бюджета. В случае невыполнения указанного условия, действующие и принимаемые обязательства, подлежат сокращению или принимается решение о привлечении источников финансирования дефицита бюджета в пределах, установленных Бюджетным кодексом РФ.
Учитывая, что администрацией муниципального образования приняты вышеизложенные меры в пределах ее компетенции по выполнению рассматриваемых полномочий, порядок принятия мер произведен в строгом соответствии с действующим бюджетным законодательством, в соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 1.5 Кодекса установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Поскольку из материалов дела усматривается, что с учетом характера совершенного юридическим лицом правонарушения, отсутствия вреда и негативных последствий, данное правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В протоколе об административном правонарушении в вину юридического лица вменяется невыполнение организационных мероприятий общего характера, немедленное невыполнение которых само по себе не создает такую угрозу. Об этом же свидетельствует и тот факт, что предписанием должностного лица отдела надзорной деятельности Белореченского района УНД Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю от 31.07.2013 г. № 169/3 для устранения выявленных нарушений Администрации Южненского сельского поселения Белореченского района установлен значительный срок - до 3 февраля 2014 года.
Учитывая, что при формальном наличии всех признаков состава правонарушения последнее само по себе не содержит каких-либо существенных угроз охраняемым общественным отношениям, необходимо рассмотреть вопрос о малозначительности совершенного административного правонарушения. Данная позиция также изложена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 09.02.2012) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, действия юридического лица, выразившиеся в невыполнении требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объекте социального назначения, хотя формально и содержат признаки деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, но в силу малозначительности не представляют общественной опасности.
В силу требований ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Оценив соответствии с требованиями ст.ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ каждое доказательство как в отдельности, так и их взаимную связь в совокупности, принимая в качестве таковых как письменные доказательства, так и объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о том, что оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 1.5, 2.1, 2.9, подпункта 2 абзаца 2 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Прекратить дело в отношении юридического лица администрации Южненского сельского поселения Белореченского района, за малозначительностью совершенного административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.7 КоАП РФ ограничившись устным замечанием.
Объявить юридическому лицу администрации Южненского сельского поселения Белореченского района устное замечание.
Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения.
Судья И.А.Дадаш