ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-9542/2021 от 01.12.2021 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Галимов М.М. УИД 16RS0043-01-2021-013318-32

Дело № 5-9542/2021

Дело № 7-2850/2021

решение

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Мавляветдинов И.М., при секретаре судебного заседания Мусиной А.Е., рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника Авксентьева А.В. на постановление судьи Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 22 сентября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении в отношении публичного акционерного общества «Нижнекамскнефтехим» по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитников Чуклова Е.В., Потасову С.Р., представителей Ростехнадзора Федулову К.С., Шамсутдинова Д.Р., Сауляка А.В., судья

УСТАНОВИЛ:

15 июля 2021 года в отношении публичного акционерного общества «Нижнекамскнефтехим» (далее по тексту – ПАО «Нижнекамскнефтехим») исполняющим обязанности заместителя руководителя Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору(Ростехнадзор) составлен протокол об административном правонарушении № 43-09-2021-1235 по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).

Постановлением судьи Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 22 сентября 2021 года ПАО «Нижнекамскнефтехим» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе на постановление, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, ставится вопрос об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу.

Жалоба подлежит отклонению.

Согласно части 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов

- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Не допускаются техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта.

Отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Изменения, вносимые в документацию на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Изменения, вносимые в документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом, за исключением случая, если указанная документация входит в состав проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие соответствующую документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор.

Соответствие построенных, реконструированных опасных производственных объектов требованиям технических регламентов и проектной документации, устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, а также наличие у нее договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Согласно статье 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона);

обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;

выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями.

Пунктами 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Из материалов дела усматривается, что с 31 мая по 12 июля 2021 года на основании распоряжения Ростехнадзора от 20.05.2021 № 203-рп «О проведении плановой выездной проверки публичного акционерного общества «Нижнекамскнефтехим» и распоряжения Ростехнадзора от 02.07.2021 № 281-рп в отношении ПАО «Нижнекамскнефтехим» проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований в области промышленной безопасности, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, при эксплуатации опасного производственного объекта «Площадка производства полиэтилена», рег.№ А43-00503-0115, класс опасности- I, по адресу: <адрес>

При проведении мероприятий по надзору были выявлены нарушения ПАО «Нижнекамскнефтехим» обязательных норм и правил в области промышленной безопасности, лицензионных требований и условий при эксплуатации опасного производственного объекта, а именно:

1. Строительство и реконструкция объекта капитального строительства (установка резервного компрессора PK-1302S) в цехе полимеризации этилена №5807 на опасном производственном объекте «Площадка производства полиэтилена» (рег.№ А43-00503-0115) ПАО «Нижнекамскнефтехим» осуществлялось без полученного в установленном порядке разрешения на строительство, чем нарушен пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

2. Строительство и реконструкция объекта капитального строительства (установка резервного компрессора PK-1302S) в цехе полимеризации этилена №5807 на опасном производственном объекте «Площадка производства полиэтилена» (рег.№ А43-00503-0115) ПАО «Нижнекамскнефтехим» осуществлялось в отсутствии государственного строительного надзора. Застройщик за семь рабочих дней до начала строительства объектов капитального строительства не направил извещение о начале работ в уполномоченный орган государственного строительного надзора, чем нарушен пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

3. Без разрешения на ввод в эксплуатацию после окончания строительства осуществляется эксплуатация объекта (установка резервного компрессора PK-1302S) в цехе полимеризации этилена №5807 на опасном производственном объекте «Площадка производства полиэтилена» (рег.№ А43-00503-0115) ПАО «Нижнекамскнефтехим», чем нарушена статья 8, статья 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

4. Не обеспечивается контроль за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасных производственных объектов, а также за ремонтом технических устройств, используемых на опасных производственных объектах, в части соблюдения требований промышленной безопасности, работником, ответственным за осуществление производственного контроля, так как строительство и реконструкция объектов капитального строительства (установка резервного компрессора PK-1302S) в цехе полимеризации этилена №5807 на опасном производственном объекте «Площадка производства полиэтилена» (рег.№ А43-00503-0115) ПАО «Нижнекамскнефтехим» осуществлялось в отсутствии государственного строительного надзора, застройщик за семь рабочих дней до начала строительства объектов капитального строительства не направил извещение о начале работ в уполномоченный орган государственного строительного надзора, строительство осуществлялось без полученного в установленном порядке разрешения на строительство, чем нарушена статья 9, пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 I № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункт б пункта 15 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 № 2168.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении № 43-09-2021-1235 от 15 июля 2021 года (л.д. 2-5), актом проверки № 203-рп/А от 12 июля 2021 года (л.д. 12-43), предписанием № 203-рп/П от 12 июля 2021 года (л.д. 44-50), фотоматериалом (л.д. 52-53), распоряжением № 203-рп от 20 мая 2021 года (л.д. 55-68) и другими доказательствами, оцененными в совокупности согласно правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Такие действия (бездействие) ПАО «Нижнекамскнефтехим» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ - нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Опасный производственный объект ПАО «Нижнекамскнефтехим» зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов, что подтверждается свидетельством о регистрации А43-00503, выданным Приволжским управлением Ростехнадзора 22 января 2020 года и как организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, является надлежащим субъектом правонарушения.

Обществу назначен штраф ниже низшего предела, установленного санкцией части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Эксплуатация опасного производственного объекта с нарушениями требований промышленной безопасности создает прямую угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, в связи с этим оснований для признания правонарушения малозначительным не усматривается.

Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности за совершение указанного административного правонарушения соблюдены.

Назначенное наказание отвечает принципам соразмерности и справедливости, применено с учетом задач законодательства об административных правонарушениях об охране здоровья граждан, защите общественной безопасности, а также с целью предупреждения административных правонарушений.

Довод жалобы о том, что вмененные ПАО «Нижнекамскнефтехим» нарушения следует квалифицировать по статье 9.5 КоАП РФ не могут быть приняты. Часть 1 статьи 9.1 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к общей – статье 9.5 КоАП РФ. Объект капитального строительства возведен и эксплуатируется с нарушением требований промышленной безопасности, такие действия правильно квалифицированы по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

В жалобе защитник Авксентьев А.В. указывает на то, что работы, проведенные на опасном производственном объекте «Площадка производства полиэтилена» - установка резервного компрессора PK-1302S, неправильно определены Ростехнадзором как реконструкция объекта, тогда как производилось перевооружение, на которое нет необходимости получать разрешение на строительство и осуществлять строительный надзор.

Эти доводы не принимаются судом как неосновательные.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» техническое перевооружение опасного производственного объекта - приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств.

В силу положений Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений;

некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений);

строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);

реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Согласно статье 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объекта капитального строительства, ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства могут включать следующие мероприятия:

1) выдача разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство), внесение изменений в разрешение на строительство, присвоение адреса объекту адресации;

9) выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях).

Приведенные выше нормативные определения и материалы дела(в том числе фотография объекта на л.д.53) указывают на то, что в рассматриваемом случае имело место строительство и реконструкция объекта капитального строительства. Было осуществлено строительство, возведение объекта капитального строительства – здания, которое имеет прочную связь с землей и в которое помещен резервный компрессор PK-1302S, был реконструирован опасный производственный объект «Площадка производства полиэтилена».

Техническое перевооружение опасного производственного объекта, на чем настаивает защита, предполагает только замену применяемых технических устройств на такие же, на те же основания и площади, в данном же случае было установлено новое устройство на новом месте.

Процессуальных нарушений, не позволивших полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.1 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление судьи Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 22 сентября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении в отношении публичного акционерного общества «Нижнекамскнефтехим» по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника Авксентьева А.В. – без удовлетворения.

Судья: подпись

Копия верна

Судья: Мавляветдинов И.М.

Решение06.12.2021