ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-978/2022 от 26.08.2022 Магаданского областного суда (Магаданская область)

Судья Пикалева Е.Ф. УИД 49RS0001-01-2022-001705-10

Дело № 5-978/2022

№ 12-78/2022

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

26 августа 2022 года город Магадан

Судья Магаданского областного суда Баюра Л.Н.,

с участием защитника Остапенко Д.В., действующего на основании доверенности от 18 апреля 2022 года, которому права, предусмотренные статьей 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, разъяснены и понятны, отводов судье не имеет,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Остапенко Д.В., поданную в интересах общества с ограниченной ответственностью «Золотодобывающая экономическая компания», на постановление судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 15 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица

общества с ограниченной ответственностью «Золотодобывающая экономическая компания», ОГРН 1194910001186, ИНН 4909129915, КПП 490901001, место нахождения и адрес юридического лица: Магаданская область, город Магадан, улица Марчеканская, дом 1 А, офис 118,

УСТАНОВИЛА:

постановлением судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 15 июля 2022 года общество с ограниченной ответственностью «Золотодобывающая экономическая компания» (далее – ООО «ЗДЭК», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

В жалобе, поданной в Магаданский областной суд, защитник просит судебное постановление отменить, производство по делу прекратить на основании статьи 24.5 КоАП РФ либо изменить его и назначить юридическому лицу административное наказание в виде предупреждения либо административного штрафа в размере 100000 рублей.

Ссылаясь на часть 4 статьи 2.1 КоАП РФ указывает, что дело об административном правонарушении в отношении ООО «ЗДЭК» подлежит прекращению, поскольку постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Магаданского судебного района от 21 апреля 2022 года должностное лицо Общества – директор Ш. была привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ за допущенные нарушения, изложенные в акте плановой документарной проверки от 28 декабря 2021 года № 168.

Полагает, что имеются основания для применения положений статьи 4.1.1. КоАП РФ, поскольку правонарушение совершено Обществом впервые, нарушения выявлены в ходе государственного пробирного контроля (надзора), данные нарушения юридическим лицом устранены.

Отмечает, что ООО «ЗДЭК» является микропредприятием, в связи с чем административное наказание должно быть назначено Обществу с учетом положений частей 1 и 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ.

Законный представитель ООО «ЗДЭК» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении не заявлял.

В соответствии с частью 3 статьи 25.4, пунктом 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие законного представителя юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Статьей 30.6 КоАП РФ определено, что судья при принятии решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Выслушав пояснения защитника Остапенко Д.В., поддержавшего доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 указанной статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 названной выше статьи.

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 19 апреля 2022 года основным видом деятельности ООО «ЗДЭК» является добыча руд и песков драгоценных металлов, разведка и добыча полезных ископаемых (т.1 л.д. 137), соответственно, юридическое лицо осуществляет операции по купле-продаже драгоценных металлов, в связи с чем 12 февраля 2020 года оно поставлено на специальный учет юридических лиц.

Из материалов дела следует, что в период с 1 по 28 декабря 2021 года на основании распоряжения руководителя Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты по Дальневосточному федеральному округу от 29 октября 2021 года № 168п в отношении ООО «ЗДЭК» проведена плановая документарная проверка по соблюдению юридическим лицом обязательных требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения при осуществлении купли-продажи драгоценных металлов (т.1 л.д. 16-22).

По результатам проведенной проверки 28 декабря 2021 года составлен акт № 168, согласно которому в ходе указанной проверки выявлены нарушения Обществом обязательных требований Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма), а именно:

в нарушение требований подпунктов 1 и 7 пункта 1 статьи 7 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, подпункта «г» пункта 3 и подпункта «г» пункта 4 Положения о предоставлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 года № 209 (далее – Положение № 209), подпункта «д» пункта 1.4 и пункта 3.9 Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом № 115-ФЗ, утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 года № 110 (далее – Инструкция № 110), Общество не представило уполномоченному органу документы, подтверждающие, что в период с 1 февраля по 31 октября 2021 года не реже чем один раз три месяца проверяло наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, не информировало о результатах таких проверок уполномоченный орган (Росфинмониторинг) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе со значением «ноль». Осуществляя продажу золота в слитках, не проверяло наличие своего клиента АО «Азиатско-Тихоокеанский банк» по перечню организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, со значением «1», и только один раз направило отчет по форме ЗФМ (18 октября 2021 года);

в период времени с 29 апреля по 18 октября 2021 года не проверило наличие своего клиента АО «Азиатско-Тихоокеанский банк» по перечню организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества, и не информировало о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, со значением «1»;

в нарушение требований подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона о противодействии легализации (отмываю) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, подпункта «а» пункта 3 Положения № 209, подпункта «а» пункта 1.4 и пункта 3.9 Инструкции № 110 не направило исправленные сообщения по отвергнутым Росфинмониторингом операциям купли-продажи драгоценных металлов клиенту АО «Азиатско-Тихоокеанский банк» от 13 июля и 9 сентября 2021 года.

Таким образом, Обществом не исполнены требования законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, что выразилось в непредставлении в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, непредставлении сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, что охватывается объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.

Приведенные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Объективных данных, ставящих под сомнение достоверность и допустимость приведенных доказательств, в деле не содержится. Оснований не согласиться с оценкой имеющихся доказательств не имеется.

При таком положении вывод судьи городского суда о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, является правильным, основанным на установленных обстоятельствах дела.

Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи о доказанности вины ООО «ЗДЭК» в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.

Вопреки доводам жалобы факт привлечения к административной ответственности руководителя Общества по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ за допущенные нарушения, изложенные в акте плановой документарной проверки от 28 декабря 2021 года № 168, сам по себе не влечет освобождение названного юридического лица от установленной частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ административной ответственности.

В части 3 статьи 2.1 КоАП РФ указано, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 данной статьи.

При этом положения части 4 статьи 2.1 КоАП РФ, введенные Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ, во взаимосвязи с требованиями части 2 статьи 1.7 КоАП РФ применению к обстоятельствам настоящего дела не подлежат в силу следующего.

В соответствии с введенной в действие с 6 апреля 2022 года нормой названного выше Кодекса, юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 указанной статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела не следует, что ООО «ЗДЭК» были предприняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение законодательства Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, при том, что такая возможность у Общества имелась.

Сведения о надлежащем контроле со стороны юридического лица за деятельностью его должностных лиц при осуществлении операций купли-продажи драгоценных металлов, в материалах дела отсутствуют.

Оснований для признания совершенного юридическим лицом деяния малозначительным и освобождения Общества от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ не установлено.

Доводы о наличии оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение несостоятельны в силу следующего.

Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).

В части 1 статьи 1.4 КоАП РФ воспроизведен и конкретизирован закрепленный частью 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства всех перед законом.

Одновременно частью 3 указанной статьи допускается наличие особых условий применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Так, частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрена возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Из содержания приведенных норм в их взаимосвязи следует, что наказание в виде административного штрафа может быть заменено предупреждением только при наличии совокупности всех условий, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, и только, в частности субъектам малого и среднего предпринимательства.

Как следует из материалов дела, ООО «ЗДЭК» 10 августа 2020 года включено в Единый государственный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (л.д. 137), сведений о том, что Общество на момент совершения вменяемого административного правонарушения привлекалось к административной ответственности, материалы дела не содержат.

Между тем объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, заключается в совершении действий (бездействия), которые повлекли непредставление сведений и (или) представление недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо подозрительных операциях (операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).

Субъектами данного административного правонарушения являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, исчерпывающий перечень которых приведен в статье 5 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Названный выше Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (статья 1 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма).

Таким образом, невыполнение Обществом требований Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма создает потенциальную опасность возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также безопасности государства.

В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (поскольку состав формальный), а в игнорировании ООО «ЗДЭК» требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

При таком положении в рассматриваемом случае отсутствует вся совокупность установленных частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ условий, в связи с чем положения данной статьи при разрешении вопроса о назначении административного наказания не применимы.

Вместе с тем заслуживают внимание доводы жалобы относительно необходимости применения в отношении Общества положений статьи 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания.

В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ, в частности, с 6 апреля 2022 года введена в действие статья 4.1.2 КоАП РФ, устанавливающая особенности назначения наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.

Согласно статье 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II данного Кодекса для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (часть 1).

В случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II данного Кодекса не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица (часть 2).

Из материалов дела следует, что ООО «ЗДЭК» по состоянию на момент совершения административного правонарушения включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10 августа 2020 года (категория - микропредприянтие) (т.1 л.д. 173).

Санкцией части 2 статьи 15.27 КоАП РФ не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, поэтому административный штраф ООО «ЗДЭК» должен назначаться в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного для юридического лица, то есть в размере от 100000 рублей до 200000 рублей.

Пунктом 2 части 2 статьи 30.7 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Учитывая, что судья городского суда пришла к выводу о назначении Обществу административного наказания в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 15.27 КоАП РФ, постановление судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 15 июля 2022 года подлежит изменению путем снижения размера назначенного ООО «ЗДЭК» административного штрафа до 100 000 рублей, что не усиливает наказание Обществу и не ухудшает его положения.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья Магаданского областного суда

РЕШИЛА:

постановление судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 15 июля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Золотодобывающая экономическая компания» изменить, снизив размер назначенного обществу с ограниченной ответственностью «Золотодобывающая экономическая компания» административного штрафа до 100 000 рублей.

В остальной части постановление судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 15 июля 2022 года оставить без изменения, жалобу защитника Остапенко Д.В., поданную в интересах общества с ограниченной ответственностью «Золотодобывающая экономическая компания», - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статей 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Девятый кассационный суд общей юрисдикции лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 указанного Кодекса, должностным лицом, направившим это дело на рассмотрение судье, либо опротестовано прокурором.

Судья Л.Н. Баюра