ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-А-46/2021 от 15.06.2021 Красноармейского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 5-А-46/2021 ч.1 ст.19.5 КоАП РФ

Р Е Ш Е Н И Е

с.Аликово 15 июня 2021г.

Судья Красноармейского районного суда Чувашской Республики Сядарова Н.И., с участием главного государственного инспектора Аликовского района Чувашской Республики по пожарному надзору ФИО1, представителя главы администрации Аликовского района Чувашской Республики ФИО2 по доверенности ФИО3 по делу об административном правонарушении в отношении

Главы администрации Аликовского района Чувашской Республики ФИО2, <ДАТА> года рождения, уроженца <АДРЕС> Чувашской Республики, проживающего по адресу: Чувашская Республика, <АДРЕС>, место работы: администрации Аликовского района Чувашской Республики по адресу: <...>,

в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протоколу об административном правонарушении, начальником отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Аликовскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии, капитаном внутренней службы ФИО1 25 февраля 2021г. в период с 13 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин. проведена плановая выездная проверка в здании администрации Аликовского района Чувашской Республики по адресу: <...> отношении ФИО2, занимающего должность главы администрации Аликовского района Чувашской Республики, в выполнении в установленный срок законного предпписания органа, осуществляющего государственный надзор, а именно выявлен факт невыполнения пунктов №1 и №2 предписания органа федерального государственного пожарного надзора №3 от 31 октября 2020г., а именно:

- к местной автоматизированной системе централизованного оповещения (далее МАСЦО) подключены 3 электросирены С-40, что не соответствует установленным требованиям, а именно: не обеспечивает доведение сигнала «Внимание всем!» и речевой информации оповещения до всего населения, проживающего на территории Аликовского района Чувашской Республики. Нет технической возможности отбора каналов радиотрансляционных сетей связи для передачи сигналов или команд для всего населения района по телевидению, проводному и эфирному радиовещанию. В 2018-2021 годах финансовые средства на реконструкцию (создание МАСЦО) не выделялись. Данная проблема ни разу за весь период не обсуждалась на заседаниях комиссии по ПУФ (п.10 приказа МЧС РФ №422,Мининформсвязи РФ №90, Минкультуры РФ №376 от 25 июля 2006г. «Об утверждения Положения о системах оповещения населения», п.15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 №687);

- 38 муниципальных защитных сооружений ГО (ПРУ) не соответствуют требованиям руководящих документов согласно нормам ИТМ ГО, а именно: нарушена гидроизоляция внешнего периметра здания; нет аварийных выходов, герметических дверей (вход и аварийный выход), системы отопления, мест для сидения-лежания, системы вентиляции (1-режим чистая вентиляция) с внутренней разводкой воздуховодов приточной и вытяжной вентиляции, схем инженерных систем жизнеобеспечения, схемы размещения мест для сидения и лежания согласно нормам объемно-планировочным и конструктивным решениям, инструкций действиям звеньев по укреплению защитных свойств ПРУ, инструментов и инвентаря для оборудования пожарного щита схемы эвакуации укрываемых, пакета документации по ПРУ, электрооборудование (силовой и осветительной системы) требует замены. В весенне-осенний период данные объекты систематически подтапливаются из-за нарушения гидроизоляции отмостки. Данная проблема ни разу за весь период не обсуждалась на заседаниях комиссии по ПУФ. Руководители муниципальных учреждений на территории которых имеются ЗСГО, не заслушивались на заседаниях комиссии по содержанию данных объектов (п.21 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с.8 п.2 Федерального закона от 12.02.1998 «О гражданской обороне», ст.3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.112007 №804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации», п.15.4 Положения об организации и ведение гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 №687 (п.3.2.1 приказа МЧС России №583 от 15.12.2002 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»), приказ МЧС РФ от 21.07.2005 №575 «Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время»,

тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

Главный государственный инспектор Аликовского района Чувашской Республики по пожарному надзору ФИО1 просит признать виновным главу администрации Аликовского района Чувашской Республики в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, указывая, что к местной автоматизированной системе центрального оповещения подключены 3 электросирены С-40, что не соответствует установленным требованиям, а именно: не обеспечивают доведение сигнала "Внимание всем!" и речевой информации оповещения до всего населения, проживающего на территории Аликовского района Чувашской Республики. Нет технической возможности отбора каналов радиотрансляционных сетей связи для передачи сигналов или команд для всего населения района по телевидению, проводному и эфирному радиовещанию. Данная система оповещения расположена в здании Ростелеком. 38 муниципальных защитных сооружений ГО (ПРУ) не соответствуют требованиям руководящих документов согласно нормам ИТМ ГО, что подтверждается актом осмотра.

ФИО2 на судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела в порядке КоАП РФ. Представитель ФИО2 по доверенности ФИО3 просит прекратить данное административное дело за отсутствием события правонарушения, указав, что материалы дела не содержат бесспорных доказательств, подтверждающих виновное противоправное бездействие главы администрации в неисполнении предписания.

Письменных ходатайств по делу не заявлено.

Суд, выслушав сторон, исследовав документы, приходит к следующему.

Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет привлечение к административной ответственности, установленной ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу пункта 7 части 2 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в акте проверки указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.

По смыслу действующего законодательства предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.

Содержащиеся в предписании административного органа формулировки должны исключать возможность двоякого толкования и необходимость их дополнительного разъяснения лицу, в адрес которого оно выдано.

Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Таким образом, предписание органа, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом в предписании должны быть указаны законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми.

Предписание административного органа, целью которого является обязание лица совершить действия в целях устранения нарушений, должно быть исчерпывающим образом мотивировано, чтобы не вызвать сомнение в наличии выявленных нарушений и способу их устранения.

Согласно акту проверки от 31 октября 2020г. в нарушение п.10 приказа МЧС РФ №422 электросирены С-40 не соответствуют установленным требованиям, не обеспечивает доведение сигнала «Внимание всем!» и т.д.

Как следует из п.10 приказа МЧС России от 15 июня 2020 г. N 422 "Об утверждении Порядка взаимодействия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его территориальных органов и подведомственных ему государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в случае отказа подразделения МЧС России принять предложение вправе направить в МЧС России аналогичное предложение, которое рассматривается в соответствии с настоящим Порядком. Как толкуется в данном случае п.10 приказа МЧС от 15июня 2020г., лицом, составившим административный протокол, не разъяснен ни в акте проверки, ни в протоколе об административном правонарушении. Указано то, что данная проблема ни разу за весь период не обсуждалась на заседаниях комиссии по ПУФ.

Также в п.1 акта проверки и протокола об административном правонарушении указан Приказ Мининформсвязи РФ от 02.08.2005 N 90 "Об утверждении Инструкции по заполнению технического паспорта линейно-кабельного сооружения связи" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.08.2005 N 6915). Документ фактически утратил силу на основании Постановления Правительства РФ от 14.12.2018 N 1560, в связи с отменой пункта 15 Положения об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 N 68, в соответствии с которым

Приказ МЧС России, Министерства связи Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации от 25.07.2006 N 422/90/376 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" утратил силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1034.

Требование, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, а не на основании утративших в силу нормативных документов.

В силу пункта 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687, органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по оповещению населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации; установку специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации.

В соответствии с ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 12 февраля 1994 г. N 28-ФЗ и п. 11 вышеуказанного Приказа МЧС РФ руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Согласно пп.21 п.1 ст15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится и организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Положения федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

Требования по содержанию и использованию защитных сооружений гражданской обороны в мирное время определены в Порядке содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденном Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 июля 2005 года N 575.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 38 муниципальных защитных сооружений ГО (ПРУ) не соответствуют требованиям руководящих документов согласно нормам ИТМ ГО, что подтверждается актом осмотра.

Из объяснений представителя главы администрации Аликовского района следует, что из 38 объектов, муниципальной собственностью являются всего 11 объектов, они закреплены за юридическими лицами на праве оперативного управления право зарегистрировано в установленном порядке.

Фактически ни акт проверки, ни оспариваемое предписание не содержат: описания существа допущенного главой администрации Аликовского района Чувашской Республики ФИО2 правонарушения (отсутствует описание местной автоматизированной системы центрального оповещения в количестве 3 электросирены С-40 и их местонахождение ); доказательства, подтверждающие выводы проверяющего органа о не соответствии 38 муниципальных защитных сооружений ГО (ПРУ) требованиям руководящих документов согласно нормам ИТМ ГО, а также способы устранения правонарушения. Что в предписании, что в акте проверки, и протоколе об административном правонарушении указано, что данная проблема ни разу за весь период не обсуждалась на заседаниях комиссии по ПУФ и руководители муниципальных учреждений на территории которых имеются ЗСГО, не заслушивались на заседании комиссии по содержанию данных объектов, не конкретизировано каким способом устранять нарушения: обсуждать проблему на заседаниях комиссии или автоматизированная система центрального оповещения 38 муниципальных защитных сооружений ГО (ПРУ) не соответствует установленным требованиям.

Согласно ст. 24.1. КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению причины и условия совершения административного правонарушения.

Из части 1 статьи 29.13. названного Кодекса следует, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий, о выполнении которых последние обязаны в течение месяца со дня его получения сообщить судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление (часть 2 статьи 29.13. КоАП РФ).

Как видно из предписания от 31 октября 2019г. главе администрации района ФИО2 указано принять меры по устранению причин административного правонарушения по адресу: приведены наименования нормативных актов, требования которых нарушены, однако часть нормативных правовых актов на день вынесения предписания утратили силу, а именно Приказ Мининформсвязи РФ от 02.08.2005 N 90 "Об утверждении Инструкции по заполнению технического паспорта линейно-кабельного сооружения связи" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.08.2005 N 6915). Документ фактически утратил силу на основании Постановления Правительства РФ от 14.12.2018 N 1560.

Приказ МЧС России, Министерства связи Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации от 25.07.2006 N 422/90/376 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" утратил силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1034.

Применение п.10 приказа МЧС России от 15 июня 2020 г. N 422 "Об утверждении Порядка взаимодействия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его территориальных органов и подведомственных ему государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", представителем ГУ МЧС не разъяснено.

Исполнимость и предписания, и представления является важным требованием, предъявляемым к данному виду ненормативных правовых актов, и одним из элементов законности предписания и представления, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер, и для их исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Следовательно, и предписание, и представление должностного лица, содержащие законные требования, должны быть реально исполнимы и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения, содержащиеся и в предписании, и в представлении формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Исходя из требований ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5. КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь ст.23.1, 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Производство по делу в отношении главы администрации Аликовского района Чувашской Республики ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5КоАП РФ прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи в связи с отсутствием в действиях события административного правонарушения

Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток в Верховный суд Чувашской Республики со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Н.И.Сядарова

Мотивированное решение составлено 16 июня 2021г.

Постановление17.06.2021