УИД № 50RS0003-01-2022-003847-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 ноября 2023 года г. Воскресенск
Воскресенский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Родиной Л.В.,
при секретаре судебного заседания Турусовой А.А.,
с участием прокурора Кисловой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2692/2023 по административному исковому заявлению ООО «Молот» к администрации городского округа Воскресенск Московской области об оспаривании Постановления № 1539 от 24.04.2020 года,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Молот» обратилось в Воскресенский городской суд Московской области с административным иском к администрации городского округа Воскресенск Московской области, в котором просит признать несоответствующим Жилищному Кодексу Российской Федерации Постановление администрации городского округа Воскресенск Московской области № от 24.04.2020 г. Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в многоквартирном доме».
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 13.09.1991 года малому предприятию «Молот», правопреемником которого является ООО «Молот» был выделен на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок площадью 1,0 га из земель <адрес> для строительства производственной базы; 26.11.1992 года было выдано свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования землей №; в 2006 году земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет. На указанном земельном участке были построены жилой дом, строительный цех с гаражом. В 2012 году жилой дом введён в эксплуатацию и зарегистрирован по адресу: <адрес>. ООО «Молот» обратилось в администрацию городского округа Воскресенск Московской области с заявлением о переводе указанного жилого дома в нежилое помещение, приложив к заявлению все необходимые документы. Администрацией городского округа Воскресенск Московской области на указанное заявление был дан ответ от 03.12.2021 года №, согласно которому Постановлением № от 24.04.2020 г. администрация городского округа Воскресенск Московской области наделена полномочиями по переводу жилого помещения в нежилое только в многоквартирном доме, а объект, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий ООО «Молот», таким не является. Административный истец полагая, что оспариваемое Постановление, которым утвержден Регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в многоквартирном доме» противоречит положениям жилищного законодательства, согласно положениям ч.1 ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение осуществляется органом местного самоуправления, отсутствует указание на понятие «многоквартирный дом», в ранее действовавшем Постановлении № от 27.03.2020 года отсутствовало указание на многоквартирный дом, административный истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
В судебное заседание представитель административного истца Гуринович П.О., действующий на основании доверенности, копию диплома о высшем юридическом образовании представивший, явился, просил удовлетворить заявленные требования, пояснив, что оспариваемое постановление не соответствует положениям ст. 23 ЖК РФ, нарушает законные интересы и права административного истца, а именно на оказание государственной услуги, в предоставлении которой было отказано на основании оспариваемого нормативно-правового акта администрации. Административный истец просит признать оспариваемый нормативно-правовой акт полностью несоответствующим ЖК РФ с момента его принятия, в связи с чем у администрации городского округа Воскресенск появится обязанность по изданию нового нормативно-правового акта. Представитель административного истца полагает, что при принятии оспариваемого постановления администрация вышла за пределы полномочий и ограничила то, что не ограничивало федеральное законодательство. В данном случае административном истцом выбран этот способ восстановления нарушенного права.
В судебное заседание представитель административного ответчика Брагина А.В., действующая на основании доверенности, копию диплома о высшем юридическом образовании представившая, явилась, заявленные требования не признала, поддержав письменные возражения (л.д. 63-67), согласно которым административным истцом не представлено доказательств несоответствия оспариваемого Постановления положениям действующего законодательства РФ. Как следует из текста искового заявления, на вышеуказанном земельном участке были построены жилой дом и строительный цех с гаражом, согласования произведены в 2009 году. Однако, никаких согласований на строительство жилого дома и его ввод в эксплуатацию со стороны Администрации не производилось. Как, каким образом и на основании каких документов ООО «Молот» зарегистрировало за собой право собственности на жилой дом администрации также неизвестно. Согласно сведениям, представленным муниципальным казенным учреждением «Управление территорией городского округа Воскресенск Московской области», разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 26.03.2012 г. № в реестре не значится. В то же время, за № от 26.01.2012 г. числится разрешение на ввод в эксплуатацию реконструированного нежилого здания (магазин «Продукты»), выданное обществу с ограниченной ответственностью «Инна». Согласно выданному ООО «Молот» разрешению от 20.06.2012 г. № в эксплуатацию было введено именно построенное нежилое здание (административное здание), а не жилой дом, что свидетельствует о технической ошибке в сведениях ЕГРН в отношении спорного объекта недвижимости. Вышеуказанное Постановление администрации городского округа Воскресенск Московской области от 24.04.2020 г. № принято администрацией в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением процедуры, порядка, формы его принятия. Административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемым Постановлением.
Пояснила, что административный регламент был утвержден на основании типовой формы, которая была направлена в Управление жилищной инспекции, также администрация руководствовалась письмом Прокуратуры Московской области, из которого следует, что данный типовой регламент не противоречит нормам федерального законодательства. Пояснила, что административный истец обращался в администрацию с заявлениями о рассмотрении вопроса изменения назначения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> на нежилое, то есть административное здание.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица ГУ Московской области Государственной жилищной инспекции Московской области не явился, извещен, в связи с чем дело было рассмотрено судом в его отсутствие, также и учитывая, что явка заинтересованного лица не была признана судом обязательной.
На основании ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований (ч.2 ст. 62 КАС РФ).
Согласно ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
В силу ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из заявления представителя административного истца, о нарушении прав оспариваемым Постановлением ООО «Молот» стало известно после вынесения 28.06.2022 года Арбитражным судом Московской области решения, которым в удовлетворении иска ООО «Молот» к администрации городского округа Воскресенск Московской области о признании незаконным отказ в переводе жилого помещения в нежилое по адресу: <адрес> было отказано, поэтому, суд приходит к выводу о том, что обратившись в суд с рассматриваемым административным иском 05.09.2022 года, административным истцом установленный ч.1 ст. 219 КАС РФ срок обращения с административным исковым заявлением в суд пропущен не был.
Согласно ч. ч. 1 и 4 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и их должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному и другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Суд, выслушав представителей сторон, заключение прокурора, полагавшей, что оспариваемый нормативно-правовой акт принят в установленном законом порядке и не противоречит нормам ЖК РФ, не нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем заявленный административный иск не подлежит удовлетворению, приходит к следующему.
При рассмотрении дела судом установлено.
15.02.2010 г. администрацией сельского поселения Ашитковское Воскресенского муниципального района Московской области ООО «Молот» выдано разрешение № на строительство административного здания по адресу: <адрес>, производственная база ООО «Молот» (том 1 л.д. 102).
20.06.2012 г. Администрацией сельского поселения Ашитковское Воскресенского муниципального района Московской области ООО «Молот» выдано разрешение № на ввод в эксплуатацию построенного нежилого здания (административного здания), расположенного по адресу: <адрес> (том 1 л.д. 103-104).
ООО «Молот» является собственником двухэтажного жилого дома общей площадью 272,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; документы- основания: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 26.03.2012 г. №; кадастровый паспорт здания от 29.03.2012 года (том 1 л.д. 140, 141-147).
Вместе с тем, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № - реконструированного нежилого здания (магазин «Продукты»), расположенного по адресу: <адрес>, но датированное 26.01.2012 г., было выдано ООО «Инна» (том 1 л.д. 105).
Письмом администрации городского округа Воскресенск Московской области от 21.06.2021 года № на обращение ООО «Молот» по вопросу перевода жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в нежилое (административное здание) сообщено, что данный вопрос не входит в полномочия межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом в городском округе Воскресенск Московской области (том 1 л.д. 167, 168).
Ответом Администрации от 03.12.2021 г. № на обращение ООО «Молот» по вопросу перевода жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в нежилое (административное здание) сообщено, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ и постановлением Администрации городского округа Воскресенск от 24.04.2020 № «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в многоквартирном доме», администрация городского округа Воскресенск наделена полномочиями по переводу жилого помещения в нежилое только в многоквартирном доме, указанный в обращении объект таким не является (том 1 л.д. 134, 135).
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.06.2022 года в удовлетворении иска ООО «Молот» к администрации городского округа Воскресенск Московской области о признании незаконным отказ в переводе жилого помещения в нежилое по адресу: <адрес> отказано (том 1 л.д. 97-100).
Согласно письму Прокуратуры Московской области от 29.08.2019 года № г. на имя руководителя Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области», представленный проект типовой формы административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в многоквартирном доме» не противоречит требованиям федерального законодательства. Содержащиеся в проекте положения достаточны для достижения заявленной цели правового регулирования. Замечаний по юридической технике не имеется (том 1 л.д. 95).
Письмом руководителя Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» от 04.09.2019 года № на имя Глав городских округов и муниципальных районов Московской области направлена для утверждения типовая форма административного регламента по муниципальной услуге «Выдача решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в многоквартирном доме», подготовленная с учетом замечаний Прокуратуры Московской области и доработок Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области (том 1 л.д. 96).
Отношения, возникающие в связи с предоставлением администрацией городского округа Воскресенск Московской области муниципальной услуги «Выдача решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в многоквартирном доме» регулируются Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Выдача решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в многоквартирном доме», утвержденным оспариваемым Постановлением Администрации городского округа Воскресенск Московской области от 24.04.2020 г. № (том 1 л.д. 64-93), опубликованным в газете «Наше слово» 24.06.2020 г. (том 1 л.д. 226-257).
В соответствии с п. 2.1 Административного регламента лицами, имеющими право на получение Муниципальной услуги, являются физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели вне зависимости от места фактического проживания или постоянной регистрации, законные представители малолетнего или несовершеннолетнего лица, являющиеся собственниками переводимого жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, расположенного на территории городского округа Воскресенск Московской области.
Таким образом, действующий Административный регламент предоставления вышеуказанной муниципальной услуги наделяет Администрацию полномочиями только по переводу жилого помещения в нежилое в многоквартирном доме.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на несоответствие Регламента положениям Жилищного кодекса РФ.
Нормами главы 3 Жилищного кодекса РФ (ст.ст. 22–24) установлены условия, порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение, квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение и случаи, при которых допускается отказ в переводе жилого помещения в нежилое.
В силу части 1 статьи 23 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения) - часть 2 статьи 23 Жилищного кодекса РФ.
Указание на нарушение прав административного истца оспариваемым Постановлением, которым утвержден Регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в многоквартирном доме», что противоречит положениям Жилищного кодекса РФ, в котором отсутствует указание на перевод помещений в многоквартирном доме, является несостоятельной, поскольку из буквального толкования части 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации и главы 3 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что перевод, в том числе, из жилого в нежилое, возможен только помещения в доме, квартиры в многоквартирном доме, а ООО «Молот» обращалось в Администрацию с заявлениями о переводе жилого дома в нежилое (административное) здание, что положениями жилищного законодательства не предусмотрено.
Тот факт, что ранее, а именно 27.03.2020 года постановлением администрации городского округа Воскресенск № был утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение» (том 1 л.д. 148-166) правового значения для рассмотрения заявленного иска не имеет, также и учитывая, что данный регламент наделял Администрацию полномочиями только по переводу жилого помещения в нежилое помещение, а не в нежилое (административное) здание, с заявлениями о чем административный истец обращался в Администрацию 09.06.2021 года и 01.12.2021 года.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт – Постановление Администрации городского округа Воскресенск Московской области от 24.04.2020 г. № Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в многоквартирном доме» не противоречит нормам жилищного законодательства Российской Федерации, принят административным ответчиком в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением процедуры, порядка, формы его принятия и определяет порядок предоставления муниципальной услуги только по переводу жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в многоквартирном доме, в связи с чем права административного истца, обращавшегося с заявлениями о переводе жилого дома в нежилое (административное) здание, что не предусмотрено положениями действующего Жилищного Кодекса РФ, не нарушает.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе ООО «Молот» в удовлетворении административного искового заявления к администрации городского округа Воскресенск Московской области об оспаривании Постановления № от 24.04.2020 года.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ООО «Молот» к администрации городского округа Воскресенск Московской области об оспаривании Постановления № от 24.04.2020 года - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Воскресенский городской суд Московской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Л.В. Родина
Решение в окончательной форме принято 15 ноября 2023 года